Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Михайловское цветное численное кружево

На Руси существовало несколько школ кружевоплетения. Михайловская, или, как ее еще называли, рязанская (Михайлов – городок Рязанской губернии), была одной из наиболее крупных и самобытных. Здешнее плетение называли «численным» – для него используют от 10 до 60 коклюшек (причем считается, что это – один из простых способов) и нитки красного, желтого, белого, зеленого цветов… Знатоки народных промыслов утверждают, что в михайловском кружеве с наибольшей полнотой выразился народный вкус к простоте и ясности напряженного по цвету орнамента.

А начиналось все с большой беды: в 1878 году многие села уезда выгорели в больших пожарах, крестьянам нужны были средства к существованию. И тогда местная земледелица по фамилии Казначеева предложила выход: почему бы бабам, тем, кто половчее, не начать плести цветные кружева на продажу?

Ведь свои наряды они украшают испокон веку. И пошло-поехало: уже через четыре года кружева михайловских «погорелиц» демонстрировались на Всероссийской выставке (там на них «положила глаз» императрица), в 1886 году в Михайлове открылась первая в России художественная школа кружевоплетения, кружево стали вывозить в Османскую империю и Персию. Москва и Петербург на волне моды на собственную, русскую, старину скупали его километрами…
А в 1927 году в Михайлове была создана артель кружевниц с прозаичным названием «Труженица», которая, пережив разные экономические формации и обзаведясь «приставкой» ЗАО, дожила до сегодняшнего дня.

Михайловское цветное кружево относится к одной из самых древних разновидностей – счетной технике плетения. Плелось оно без заранее намеченного рисунка-сколка, а по сохраняемой в памяти очередности и счету нитей, которые кружевница должна была переплести для создания того или иного узора. Основные элементы этого кружева носили устойчиво традиционный характер, а простор для творчества давало разнообразие возможностей в их сочетании, а иногда и в изобретении собственных элементов.

Еще до XIX века счетное кружево было известно во многих губерниях России, но постепенно забылось. Связано это, возможно, с усилением влияния городской культуры и, как следствие, со все большим распространением тонкого по орнаменту и более отвечавшего вкусам горожан сколочного кружева и тканей фабричного производства. Ко второй половине XIX века счетное кружево выплетается только в Михайловском уезде. Здесь его производство приобрело характер промысла. Изделия местных кружевниц продавались на рынках Рязанской и близлежащих губерний, где местные крестьяне использовали их для отделки как женского, так и мужского костюма, украшали ими предметы домашнего обихода: скатерти, столешницы, или полотенца.

Михайловские мастерицы плели так называемое счетное кружево в виде длинных лент различной ширины с ритмично повторяющимся орнаментом. Продавалось оно по мерам длины, поэтому иногда носило название мерного и было двух основных видов: край и прошва. Прошва представляла собой ленту с ровными сторонами и вшивалась посередине фартука, юбки, рукава, а кружево-край служило для отделки края изделия и выполнялось ровным вверху, но внизу оформлялось различными выступами многообразных форм. Для традиционного михайловского кружева характерно плотное переплетение почти без ажурного фона и яркий колорит, построенный на сочетании белых и красных нитей, иногда с привнесением нитей других цветов: желтого, зеленого, голубого.

Кружевницы Михайлова достигали подлинной виртуозности в соотношении плотного узора и разреженного фона, в сочетании казалось бы ограниченного набора основных компонентов, а их изобретательность в оформлении края кружева не может не восхищать: «бубенцы», «балалайки», «отметные», «павлинки», «сухарики» - вот только некоторые из них. Чаще всего элементы кружева получали свое меткое название по ассоциации с предметами реального мира: «речка», «мушка», «рыбка», «вороньи глазки». В отличие от преимущественно растительного узора сколочного кружева, где узнаются те или иные природные формы, численное кружево характеризуется крайней степенью стилизации, превращающей исходные мотивы в чисто декоративный орнамент.

После относительного забвения в начале ХХ века вновь возрос интерес к михайловскому кружеву. В 1925 году была организована артель, наследовавшая традиции промысла и развившаяся впоследствии в крупное объединение «Труженица». На долгие годы объединение стало центром производства кружевных изделий, сосредоточением лучших творческих сил и своеобразной школой мастерства для молодых мастериц. Здесь работали кружевницы из Михайлова, Рязани, а также сотрудницы Научно-исследовательского института художественной промышленности. В счетной технике создавали свои произведения Т.С. Коледова, Н.В. Симакина, Т.С. Ванюкова, В.А. Мухина, М.И. Игнатова, М.П. Краюхина и многие другие. Сотрудницами объединения проводилась работа по внедрению кружевных деталей для отделки одежды, выполнялись украшенные кружевом скатерти, полотенца, салфетки.

Наибольший интерес, конечно, представляют выставочные образцы, экспонировавшиеся на различных всероссийских и международных выставках. К ним, например, относится известная скатерть Н.В. Симакиной «Торжественная» (1977), отличающаяся точно найденным ритмом сочетания фактурных красных, белых и синих полос. Любопытна и скатерть «Урожай» (1977) того же автора, в которой узкие разноцветные полоски ткани разбиты вставками кружева со стилизованными растительными мотивами. В форме традиционного головного убора исполнила свою красную косынку Т.С. Ванюкова (1980), оформив ее переднюю и затолочную части сплетенной численным способом лентой.

Особая роль не только в сохранении, но и развитии счетного михайловского кружева принадлежит народному художнику Д.А. Смирновой. Многие годы она бережно собирала образцы старого кружева, вела исследовательскую работу. Прекрасное знание традиций дало Смирновой возможность органично вводить собственные находки, не противореча сложившимся за столетия народным традициям. Освоив огромное количество существовавших в России техник кружевоплетения, она, тем не менее, почти во все свои произведения вводит детали, выполненные любимым численным кружевом. Смирнова заметно обогатила традиционный орнамент, создав собственные его варианты, привнесла технические новинки, расширившие возможности древней техники. В работах Смирновой отразилось праздничное восприятие окружающего мира, его красота и гармония.

Среди наиболее известных произведений Смирновой можно назвать полотенце «Хлеб-соль» (1970) с редкими для михайловского кружева антропоморфными изображениями, полотенце «Петухи» (1972), комплект «Солнечный» (1977), скатерть «Расцвели луга в Мещере» (1978), занавес «Михайловский» (1980), столешник «Весенние мотивы» (1986), серия «Времена года» (1980–1986). Они радуют глаз сложностью композиции, полнотой и открытостью цвета, созвучной настроению широкого народного праздника.

Счетное кружево Михайлова покоряет своей видимой простотой и яркой индивидуальностью, поэтому сегодня, говоря о михайловском кружевоплетении, мы имеем в виду в первую очередь его.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ТРАДИЦИЯХ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ и ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЯХ, А ТАКЖЕ ОБ ИСТОРИИ ЗАО "ТРУЖЕНИЦА".

Рязанское кружево в целом - крупное явление в русской прикладном искусстве. Особенно оригинальный, самобытный характер оно получило в городе Михайлове и Михайловском уезде Рязанской губернии.

В XVI столетии с возникновением оборонного рубежа Московского государства, сюда было переселено значительное число служивых людей, о чем свидетельствуют названия старинный городских слобод Стрелецкая, Пушкари, Плотники. Свободные от крепостного угнетения московские переселенцы активно занимались различными ремеслами. Именно в их среде, вероятно в первой половине XIX столетия, возникло 1 кружевоплетение в виде промысла.

В разное время здесь господствовали и разные типы кружевного плетения. Вначале это было тончайшее многопарное кружево "рязанского манера" и "травчатое", а также сцепное. С бытом рядовых горожан Михайлова и его окрестностей связан третий способ плтения - численный. Именно местное численное кружево получило широкую известность под названием "михайловского".

Их кружево распространилось широко, выйдя за пределы Рязанщины.

Занятие, дающее постоянный заработок было быстро подхвачено в целом ряде селений Михайловского уезда, жителями которых являлись свободные государственные крестьяне. К 1880 году в городе и уезде насчитывалось около двух тысяч кружевниц, в 1896 году их было более трех тысяч, а перед первой мировой войной - десять тысяч.

Во второй половине XIX века михайловское кружево становится предметом торговли не только внутри России, но и за границей.

Нигде, кроме города Михайлова и его уезда, численное кружево не получило такого своеобразия рисунков и красочности. Недаром оно получило такое большое распространение в крестьянском костюме разных местностей. Плотное, яркое, оно как нельзя лучше дополняло одежды из тяжелых тканей закладной техники и грубого полотна, сочеталось с яркой узорочностью ткани и вышивок.

В 1886 году С.П. Казначеевой совместно с известной исследовательницей народного искусства С.А. Давыдовой в с. Подлесное была открыта первая в России художественная школа вышивания и кружевоплетения.
Таким образом, благодаря плодотворной деятельности С.П. Казначеевой, в Михайловском уезде был создан новый вид промысла.

Империалистическая война 1914-1918 годов, затем гражданская война нанесли большой урон развитию народных промыслов, спрос на кружева и изделия с художественной вышивкой упал, экспорт их за границу прекратился, мастерицы лишились заработка.

В 20-е годы в условиях кооперирования всех структур промыслов в стране начинается возрождение кружевоплетения и тесно связанной с ним художественной вышивки. К осени 1925 года в городе Михайлове и уезде насчитывалось около 6000 мастериц, и с каждым днем все большее их количество изъявляло желание объединиться в свои промысловые артели.

1927 год явился годом создания Михайловской артели "Труженица", объединившей вышивальщиц и кружевниц-надомниц из числа кустарей. Возглавила, артель Е.Н. Накапкина. В 1935 году Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановления, в которых предусматривались меры по улучшению кружевного производства. В результате этого промысел стал развиваться более успешно.

В годы Великой Отечественной войны работа кружевного промысла временно свернулась. И лишь в конце войны частично была возобновлена выработка кружев.

Первые послевоенные годы характерны для коллектива промартели стремлением к наращиванию темпов производства. В 1951 году в артели начала свою работу выпускница МХПУ им.Калинина Диана Алексеевна Смирнова, задавшаяся целью полностью возродить старинное Михайловское кружево. Ее часто видели в бывших центрах кружевоплетения: в селах Пушкари, Новопанское, Рачатники, Ижеславль и других. Д.А. Смирнову постоянно окружали пожилые люди - кружевницы, которые еще не утратили секретов прежней работы. Диана Алексеевна сама изучала всю технологию кружева и сумела перевести ее на поток. По специальным, ею разработанным сколкам, сразу несколько кружевниц могли выполнить один и тот же рисунок кружева с точными элементами.

Д.А.Смирнова не только постигла секреты древнего промысла, но и нанесла очень много своего. Так, ей принадлежит авторство поворота под необходимым углом кружевной ленты. Это дало возможность изготавливать такие сложные изделия, как оплеты скатертей, дорожек, салфеток и т.д. Одними из первых кружевниц, помогавших Д.А. Смирновой, были М.И. Игнатова, К.П. Краюхина и М.Д. Морозова, ставшая в последствии мастером кружевного цеха. Следует подробнее остановиться на заслугах М.Д. Морозовой, которая немало сделала для развития кружевного промысла, совершенствования техники плетения, созданию узоров, а также воспитания и обучения молодых кружевниц, за что она была награждена медалями "За трудовую доблесть" и "За доблестный труд".

В 1957 году артель возглавила Мария Григорьевна Голованова, которая оставалась на посту директора почти 30 лет, до 1986 года. В 1968 году Михайловская строчевышивальная фабрика "Труженица" стала участницей ВДНХ. В качестве экспонатов на выставке были представлены женские платья с цветным кружевом, фартуки, полотенца, салфетки. Все изделия получили высокую оценку. Фабрика была награждена дипломом II степени, а художники Д.А. Смирнова и В.А Мухина - бронзовыми медалями. Все больше изделий фабрики стало появляться и за границей - во Франции, Японии, США.

Семидесятые годы характерны для фабрики большими трудовыми победами. В 1973 году пяти ее изделиям впервые был присвоен государственный знак Качества. Изделия были выполнены по рисункам Д.А.Смирновой и З.Н. Коротковой. В этом же году фабрика завоевывает переходящее Красное знамя. В 1978 году в результате объединения фабрики "Труженица" и фабрики им.Лизы Чайкиной, расположенной в поселке Октябрьском, было создано Михайловское производственное строчевышивальное объединение "Труженица".

Все события в стране находили свое воплощение в произведениях кружевниц и вышивальщиц. Изделия с праздничной символикой выпускались к Московской Олимпиаде, 40- летию освобождения города Михайлова от немецко-фашистских захватчиков, 40- летию победы, XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов, 900-летию г. Рязани, 850- летию г. Москвы. С особой любовью, старанием и мастерством выполняли работницы необычный заказ для дома-музея П.И. Чайковского в Клину.

В 80-е годы прошлого столетия художественная деятельность предприятия развивается по пути более глубокого изучения традиций в в кружевоплетении, вышивке и принципов декоративного оформления одежды. Наряду с традиционной цветовой гаммой, появляются изделия, колорит которых включает голубые, бордовые, золотисто-коричневые цвета. Поиски новых цветовых решений наиболее ярко проявлялись в творчестве художника по кружеву В.А. Мешковой, заслуженного художника России Т.Н. Пресновой, художников по вышивке И.Н. Копытиной, и З.В. Кондрахиной. Много новых изделий одежной группы было создано художником-модельером О.Ю. Шемятовской.

С 1987 года и до сегодняшних дней директором объединения является Н.А. Дежина. С 11 августа 1993 года ПСО "Труженица" было преобразовано в ТОО, а с 15 июля 1993 года - в Закрытое акционерное общество "Труженица". В последнее время в условиях экономических реформ, являясь предприятием народных художественных промыслов, ЗАО "Труженица" по-прежнему выпускает высокохудожественные изделия домашнего интерьера и широкий ассортимент товаров народного потребления.

Творческий коллектив постоянно работает над созданием одежды, постельного и столового белья, различных плоскостных изделий с кружевом и вышивкой. Сохраняя живую старину, талантливо перерабатывая художественные традиции народного искусства, художники промысла придают изделиям и современность, и неповторимое очарование прошлого.

Составитель – ведущий методист ГБУК РОНМЦ НТ Соколова Е.В.




Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Бал в летнем клубе Дворянского собрания состоится 21 апреля 2024 г. в 12.00 на базе Рязанского областного научно-методического центра народного творчества (бывший летний клуб Дворянского собрания, улица Урицкого, 72).

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области