Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Скопинская художественная керамика

Среди современных художественных производств основными продолжателями и хранителями национальных традиций являются народные промыслы. Здесь развивается искусство, сложившееся в течение многих лет в процессе коллективного творчества. Из поколения в поколение передаются навыки, сохраняются характерные формы, живописно-пластические и орнаментальные решения. Но наследие прошлого в народном искусстве никогда не используется как незыблемая, закостеневшая система технологических и художественных приемов. Оно всегда предстает в живом развитии, во взаимосвязи с окружающей действительностью, с потребностями быта. Устарелое, отжившее исчезает. Когда же в работы мастеров проникают новые мотивы и сюжеты, они претворяются своеобразным языком местного искусства.

Происхождение декоративной керамики Скопина, очевидно, в основе своей органически связано со всей южнорусской художественной культурой, с ее яркой узорчатостью, что проявилось в народном рязанском костюме, узорном сапожковском ткачестве, михайловском кружеве. Замечательная скопинская керамика — лишь одно из достижений народного искусства рязанских земель.

Скопин — районный центр Рязанской области. В XVI в. здесь уже был вотчинный острожек боярина Никиты Романова, в XVII столетии именовавшийся Скопинской слободой и окруженный мощными деревянными стенами с башнями. В 1778 г. Скопин стал уездным городом Рязанского наместничества. В XIX в. он сделался одним из крупнейших торговых центров Рязанской губернии. В 1997 г. городу исполнилось 400 лет.

Расцвет скопинского гончарного промысла относится ко второй половине XIX в. Торговые связи Скопина способствовали широкому распространению изделий скопинских кустарных промыслов: гончарства и кружевоплетения. Наибольшее развитие получил художественно-гончарный промысел. Его основой стало существовавшее с XII в. производство гончарных изделий, что подтверждается результатами археологических раскопок.

Начиная с XII столетия, жители деревень, расположенных на месте теперешнего города, использовали богатые залежи светлых гончарных глин, пластические свойства которых способствовали развитию скульптурных навыков у местных гончаров. Бытовую посуду украшали лепными оборками, «косичками», несложными скульптурными деталями. Из отходов глины делались и лепные игрушки.

Возникновение декоративной керамики Скопина исследователи единодушно относят к 1860-м гг. Выпуск художественных гончарных изделий первыми освоили братья Федор и Василий Оводовы. Их фамилия фигурирует как в литературе о Скопине, так и в устных рассказах гончаров. Оводовы первыми узнали секрет приготовления свинцовой глазури, переняв его у липецких мастеров, и стали делать глазурованные изделия. Вслед за ними изготовление декоративной глазурованной керамики освоили отец и сын Желобовы, Иван Тащеев и другие мастера.

Обращение к новым формам изделий побудило гончаров отыскивать новые художественные средства, осваивать новую технику исполнения. Вытягивание формы на гончарном круге теперь сочеталось с проработкой ее вручную, а возросшая роль декора вела к широкому использованию различных художественных приемов, к эволюции художественного образа. При этом скопинские мастера сохранили один из древнейших способов выполнения изделий, когда вещь не тянется на круге целиком, а формуется по частям из длинных кусков глины, «жгутов-налепков», которые потом соединяются вместе при помощи жидко разведенной глины-шликера. Изделия скопинцев создаются подобно архитектурному сооружению: на коническую ножку ставится кольцевое тулово квасника, на котором поднимается вверх сложное рельефное горло, завершающееся высокой крышкой, изгибаются ручка и носик. Между носиком и горлом часто помещали скульптурные изображения птиц. Фигурки птиц, медведей, львов располагали в отверстии кольца и на крышке.

В конце XIX — начале XX в. керамика Скопина представляла собой сложное явление, в котором можно обнаружить влияние городского стиля, позднее в ней нашли отражение и черты стиля модерн. Но при этом следует отметить и сохранение фольклорного начала, и связь с лубком.

По своему характеру, принципам и специфике изображений скопинское художественное гончарство скорее всего можно отнести к народному «примитиву». Особенно четко стилистика народного «примитива» в скопинских работах просматривается на примере целой группы скульптурной керамики: декоративных сосудов в виде медведей, львов, полканов и т.д. Сюжет художественных вещей строится на основе ассоциаций, по принципу схожести деталей сосуда с обликом животного или птицы. Если, например, змея похожа на жгут, то из него гончар делает ручку сосуда, если выгнутый носик напоминает птицу, то и на кувшине он уже более конкретно выгибается изящной шеей скопы или утицы.

На почве городского промысла здесь были сохранены и воплощены народные образы, связанные с древнейшими верованиями и ритуалами. Например, один из популярных персонажей фольклора — медведь — широко использовался в скопинской художественной керамике. Немаловажную роль в становлении своеобразного скопинского стиля сыграл русский печатный лубок. Некоторые сказочные персонажи из лубочных «рыцарских повестей», экзотические и фантастические животные были буквально перенесены в работы гончаров. Особой популярностью пользовались картинки на темы легенд о Бове Королевиче и его противнике богатыре-кентавре Полкане, образ которого запечатлен во многих декоративных сосудах Скопина.

Среди стилизаторских поисков во 2-й половине XIX в. активно развивался «русский стиль». Повлиял он и на развитие скопинскои керамики и особенно сказался в выборе сюжетов. Так, очень давно, еще в древнерусскую эпоху, в народном творчестве появился образ царя зверей — льва, который считался символическим охранителем жилища. Традиционный мотив, часто встречающийся в крестьянской резьбе, вышивке, утратив символическое значение, сохранился вплоть до XVIII—XIX вв., когда скульптурой в виде львов украшали подъезды столичных домов, а также барские усадьбы. Очевидно, именно из дворянской парковой скульптуры этот зверь пришел в скопинскую керамику. В скопинском льве ясно видны характерные признаки усадебной скульптуры: глиняный лев с всклокоченной гривой, раскрытой зубастой пастью изображен лежащим или стоящим на подставке, одной лапой опирающимся на шар.

Различные варианты форм квасников и кумганов достигались не только заменой отдельных частей сосудов скульптурными изображениями, украшением скульптурой, но и в результате изменения объема тулова. Сохранив в своей основе привычные формы дисковидной фляги XVIII в., скопинский гончар сообщил изделиям совершенно новое художественное решение. Тулово сосудов составляется из сложных комбинаций различных геометрических объемов: треугольников, дуг, фигурных полуколец и т.д.

Фантастичность и декоративность скопинских сосудов усиливала их расцветка. Перед окончательным обжигом сосуды обмазывали дегтем и посыпали порошками цветной свинцовой глазури или поливали их, разведя порошок в воде. Крупинки глазури неравномерно распределялись на стенках сосудов. Во время обжига они плавились и, растекаясь, образовывали пятна различной плотности и тональной интенсивности — потеки. В состав скопинской глазури входили белый песок, окись свинца и окислы металлов-красителей. Окись меди давала зеленый цвет, окись марганца — коричневый, а окись железа — желтый.

Гончары не только освоили технологию приготовления глазури, но и выработали свои способы глазурования изделий. Они покрывали сосуды глазурью разных цветов, что еще более обогащало самыми неожиданными эффектами цветовую гамму. Особенно эффектен цвет глазури был на рельефной поверхности. Этим в какой-то мере можно объяснить быстро распространившийся способ украшения всей поверхности сосудов лепным и графическим орнаментом. Для этого использовались простейшие штампики в виде гильз от патронов, зубчатых колесиков от часовых механизмов, а то и просто заостренные палочки. Сосуды украшали также «налепочками», которые выполнялись от руки в виде фигурных выступов, колец и волютообразных завитков на крышках, ручках и т.д.

К концу XIX в. Скопин был уже сложившимся центром гончарного производства, изделия которого своей самобытностью привлекали внимание коллекционеров и музеев. В начале XX в. произведения скопинских мастеров экспонируются на крупнейших выставках в Петербурге (1902) и в Париже (1900). Фигурные сосуды вошли в коллекции П.И. Щукина и А.А. Бахрушина. Скопинские «художества» активно раскупались на ярмарках в Рязани и Москве.

Однако в период империалистической войны художественный промысел в Скопине резко сократился. Большинство гончаров были призваны в армию, да и спрос на их изделия упал. Правда, некоторые мастера-виртуозы еще работали, но делали простую бытовую посуду и лишь изредка возвращались к своему удивительному искусству.

Новый этап развития промысла связан уже с советским периодом. К моменту Октябрьской революции в Скопине осталось всего лишь два мастера — И.И. Максимов (1881—1952) и М.И.Тащеев (1876—1956), умевших выполнять вещи в духе традиционных скопинских произведений. В 1920—1930-х гг. этим мастерам давались заказы различными музеями и общественными организациями, делались попытки возродить своеобразное искусство. Активное возрождение промысла началось только в 1934 г. с созданием артели «Керамик». Однако целый ряд причин мешал успешному развитию этого процесса. Причины эти самые разнообразные, начиная от плохой подготовки глины и кончая неверной оплатой работы мастеров. Просуществовала артель недолго. В конце 1930-х гг. ее «влили» в объединение сапожников, красильщиков, парикмахеров и тем самым отнесли к разряду сферы обслуживания, финансовый план которого гончары были не в состоянии выполнить на «художествах». Произведений скопинских мастеров этого периода осталось немного.

Пожалуй, наиболее полно керамика Скопина 1930-х гг. представлена в собрании Рязанского областного художественного музея. Внимательное знакомство дает возможность сравнить и проанализировать ее сходство и различие с керамикой XIX в. Первое, что бросается в глаза — это размеры произведений: они стали гораздо меньше. При сохранении, в общем, сложного объема тулова мы не встречаем объемов в виде трубчатых отрезков, соединенных в виде восьмерки, или направленных в разные стороны, или соединенных в треугольник, что так характерно было для старой скопинской керамики. Теперь же тулово решается, как правило, в форме кольца (иногда нескольких колец, вставленных одно в другое) или в форме барабана, на котором укрепляется невысокое, узкое горлышко. Традиционно выполнялись и скульптурные сосуды (сосуд «Слон»), декоративная пластика (скульптура «Лев» М.И. Тащеева).

Почти все произведения скопинской керамики 1930-х гг. монохромны и имеют характерный красновато-желтый цвет. В XIX в. в состав скопинских глазурей входил свинец, работа с которым вызывала свинцовое отравление, а иногда и смерть. Поиск нового безвредного состава полив, не уступающего по своим декоративным свойствам свинцовой глазури, не сразу увенчался успехом.

Отличает керамику этого периода и характер декора. Редко встречаются сосуды, украшенные, как и раньше, скульптурными изображениями птиц и животных. На смену такой форме декора пришли всевозможные «налепы» в виде жгутиков, спиралей, шариков и т.д. Нельзя сказать, что это было совсем уж новым явлением в керамике Скопина. И в предметах XIX в. можно усмотреть наличие таких декоративных элементов, но все же превалирующее значение имели штампованный орнамент и скульптурные детали. Теперь же именно лепной декор оказался выдвинутым на первый план.

Произведения 1930-х гг. показывают, что определенный прогресс в возрождении искусства скопинских мастеров был налицо. Однако достигнуть прежнего уровня мастерства не удалось: многие характерные пластические и декоративные приемы были забыты. Промысел требовал пристального к себе внимания и тщательного изучения. Это стало возможным только после Великой Отечественной войны. Именно в период с 1945 по 1950 гг. были сделаны сколько-нибудь заметные шаги вперед при участии сотрудников Научно-исследовательского института художественной промышленности РСФСР. Институт систематически поддерживал контакт с промыслом и помог производству, проводя там творческие семинары, разрабатывая улучшенные составы масс, глазурей и т.д.

Большая роль в возрождении искусства Скопина принадлежит художнице Л.Н. Шушкановой, разрабатывавшей новые образцы для художественной керамики. Она тонко чувствовала специфику традиционной керамики Скопина и широкие возможности развития ее декоративных особенностей. Вместе с тем она стремилась к тому, чтобы выполненные ею образцы отвечали требованиям времени. Скопинские изделия стали проще по форме, в них сильнее выявлялось практическое назначение при сохранении многих декоративных особенностей, сложившихся ранее. Как положительную черту керамики 1950-х гг. можно отметить возврат в произведения скульптурных изображений птиц, рыб, животных.
В это же время возобновили создание декоративных изделий старые мастера М.И.Тащеев и И.И. Максимов. Позже к ним присоединился талантливый художник-керамист М.М.?Пелёнкин, потомственный гончар.

Таким образом, поиски шли по двум направлениям: дальнейшее развитие декоративной лепки и восстановление производства бытовых изделий в характере традиционной скопинской пластики и создание разнообразных и нужных в современном обиходе вещей.

С 1958 г. в Скопине начинает функционировать фабрика по производству художественной керамики. Признанием успехов скопинских мастеров в возрождении местной гончарной традиции явилось экспонирование их работ на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.

Новые качественные шаги в развитии промысла связаны со сложившимся здесь в 1960-1970-е гг. творческим коллективом художников-единомышленников во главе с А.И. Рожко.

На фабрике шел процесс смены поколений: не было уже в живых старых мастеров М.И. Тащеева и И.И. Максимова, на смену им пришли молодые, не имеющие еще навыков работы с материалом. Большая роль в их обучении принадлежала М.М. Пелёнкину, который продолжал работать на фабрике и вел напряженную педагогическую деятельность. Под его влиянием к производству уникальных произведений стали обращаться его ученики. Одной из наиболее талантливых оказалась Н.К. Насонова из семьи потомственных гончаров. В 1965 г. пришел на промысел А.И. Рожко, тогда выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища.

Гончары и художники современного промысла восприняли и творчески переосмыслили художественную систему искусства прошлого и создали свое искусство, стремясь воспринять не только и не столько внешние особенности традиционной скопинской керамики, сколько проникнуть в самую суть образно-пластического языка изделий.

Поворотным моментом в истории промысла стали 1970-е гг. Они отмечены появлением произведений с ярко выраженным скопинским характером. Это традиционные квасники, кумганы, скульптурные сосуды, подсвечники. При этом мастера не копируют произведений прошлого, обращаясь лишь к их образному строю, применяют разнообразные декоративные приемы, которыми отмечены классические скопинские вещи.

Характерной особенностью авторских произведений 1970-х гг. является присутствие в них черт индивидуальности, творческого почерка каждого мастера. Подражание старым мастерам, копирование, с которого начинался творческий путь, сменились формированием собственной манеры. Из массы традиционных скопинских приемов и декоративных мотивов каждый художник выбирает то, что ему больше по душе, имеет любимые темы, формы, лепные детали, выдумывает свои композиции и собственноручно выполняет их. Вот почему невозможно спутать произведения М.М. Пелёнкина и Н.К.?Насоновой, А.И. Рожко и С.И.?Полякова, А.В. Курбатовой и М.А. Линёвой.

Приход в традиционное производство гончаров разных возрастов говорит о живучести народного скопинского искусства. 1980-е гг. дали новый импульс в развитии промысла: на фабрику пришли молодые талантливые художники, значительно обогатившие традиции скопинской керамики новыми декоративными и пластическими приемами. Это — ученица А.И. Рожко по детской художественной школе Л.А. Воронова, выпускницы Абрамцевского училища Т.В. Лощинина и Т.К. Голованова — теперь ведущие мастера промысла.

Мастера Скопина, потомственные и профессиональные, каждый из которых имеет свой собственный почерк, совместными усилиями сохраняют яркое и неповторимое искусство народной керамики. Развитие современного промысла идет по нескольким направлениям: выпуск массовой продукции способом шликерного литья в гипсовых формах, производство бытовых вещей и создание уникальных авторских произведений, предназначение которых — музей, выставки, конкурсы. Было бы неверным не отметить, что сегодняшний день Скопинского промысла не из легких. Как уже не раз было в его истории, трудности, переживаемые страной, отражаются и на состоянии уникального народного искусства. Но хочется верить, что и на этот раз самобытное творчество скопинских мастеров окажется сильнее всех проблем и сложностей. Порукой тому — постоянное участие мастеров Скопина на всех крупнейших российских выставках. Собрания ведущих музеев страны — РЭМ, ГРМ, ГИМ, Государственного Эрмитажа, Всероссийского музея декоративно- прикладного и народного искусства, Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, Рязанского художественного музея, Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, современные произведения мастеров Скопина дают возможность проследить развитие традиции местной керамики с момента возникновения и до сегодняшнего дня.

Составитель – ведущий методист ГБУК РОНМЦ НТ Соколова Е.В.

А.В. Курбатова. Сосуд «Лев». Нач. 1980-x гг. С.И. Поляков. Декоративный подсвечник на двух птицах. 1987. Л.А. Воронова. Квасник двухкольцевой. 1982. А.В. Курбатова. Игрушка «Всадник». 1984.
А.В. Курбатова. Сосуд «Лев». Нач. 1980-x гг. С.И. Поляков. Декоративный подсвечник на двух птицах. 1987. Л.А. Воронова. Квасник двухкольцевой. 1982. А.В. Курбатова. Игрушка «Всадник». 1984.
Т.К.Голованова. Ваза «Лукоморье». 1997
Т.К.Голованова. Ваза «Лукоморье». 1997
М.М.Пелёнкин. Кувшин «Рыба». 1950-e гг.
М.М.Пелёнкин. Кувшин «Рыба». 1950-e гг.
Т.К.Голованова. Сосуд «Кентавр». 1987
Т.К.Голованова. Сосуд «Кентавр». 1987
Неизвестный автор. Скульптура. «Гармонист». Конец XIX – начало XX вв.
Неизвестный автор. Скульптура. «Гармонист». Конец XIX – начало XX вв.
Неизвестный автор. Скульптура. «Кентавр» («Полкан»). Конец XIX в
Неизвестный автор. Скульптура. «Кентавр» («Полкан»). Конец XIX в
Т.В.Лощинина. Квасник «Рыба». 1987
Т.В.Лощинина. Квасник «Рыба». 1987
М.И. Тащеев. Декоративный сосуд. «Лев». 1930-e гг.
М.И. Тащеев. Декоративный сосуд. «Лев». 1930-e гг.
Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества приглашает к участию в III Областной смотр-конкурс деятельности базовых сельских культурно-досуговых учреждений Рязанской области «Истоки культуры», который пройдет с марта по декабрь 2019 года.

«Служить России» - так   называется   областной   фестиваль  эстрадных  коллективов, который проводится    министерством      культуры  и туризма  Рязанской  области и  ГБУК «Рязанский   областной  научно-методический  центр  народного  творчества».  Он  состоится  17 марта 2019г. на  базе  Дворца культуры им.В.И.Ленина г.Скопина, 28 марта  2019г. на  базе  Шиловского РДК, 31 марта 2019г. на  базе  Спасского РДК, 29 апреля 2019г. на базе Дворца культуры г.Касимова.  В  фестивале  принимают  участие  эстрадные коллективы Рязанской области,  носящие звание  «народный»

Областная ретроспективная тематическая выставка работ мастеров декоративно - прикладного искусства «Пасхальная неделя: от Святого Христова Воскресения – до Красной Горки» проводится в рамках цикла областных выставочных мероприятий «Мастера Рязанщины», Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины».

Всероссийский фестиваль народного творчества «Салют Победы», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (далее – Фестиваль), проводится в целях пропаганды художественными средствами героической истории и воинской славы Отечества, воспитания уважения к памяти его защитников, патриотизма граждан, развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских коллективов, создания высокохудожественного репертуара героико-патриотической и гражданственной тематики, активного участия коллективов народного творчества в мероприятиях празднования знаменательных дат военной истории России и Великой Отечественной войны.

Областной  фестиваль  духовых оркестров  «Весенний вальс для Ерлинского парка» проводится  18  мая 2019г. на базе  музея-заповедника «Усадьба С.Н.Худекова»  в с.Ерлино Кораблинского района

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области