Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Прибаутки и сказочки Шацкого района Рязанской области. Часть 2

Дон, дон, дон, дон,
Загарелся кошкин дом.
Кошка вылитела,
Глаза вылупила,
(вар.1: Пабижала к кабаку,
Нанюхалась табаку.[Митина Мария Никифоровна, 1910 г.р., с. Демидово];
Вар.2 Пабижала на ряку́,
Нанюхалась табаку.
Бижыть, – и как-т, – чхи, чхи!
И мальчики, – штоль, – чьи? [с. Агишево]).
Паехала к дубу,
Прищимила губу.
 

Прибаутки тесно связаны с фольклором взрослых. В них можно найти «осколки» скоморошин, авсеней, лирических песен и т.п. Так, в с. Польное Ялтуново в качестве прибаутки, а при необходимости и колыбельной распевали пародийные припевки, в которые включались также и строчки из собственно детских прибауток. «Иной раз, дитей вот убаюкывашь и начинаишь им вот:

Как у нашыва Ивана
Ва рту мыша начявала.
Удивитильна, усмишытельна!

Я сидела на пиче
На дивятом кирпиче.
Удивитильна, укаритильна!

Как у нашыва гыспадина
Разыгралась вся скатина.
Удивитильна, усмишытильна!»
[Серова Таисия Степановна, 1938 г.р., с. Польное Ялтуново; СИС 20:15об.]

Часто прибаутками служили небылицы, которые до недавнего времени исполнялись также во время обрядовых обходов, на пирах и празднествах. Отрывки из произведений такого типа пели и для малышей. В них действовали те животные и птицы, которые были хорошо знакомы детям и в тех ситуациях, которые ребёнок мог легко себе вообразить.

Задумыл камарик он жиницца,
(вар.: Вот задумал наш камарюшкы жыницца,
А дела у няво ни клиицца.
[Китушина Александра Никитишна, 1906 г.р., с. Федяево])
Взял сабе жану – муху-пылятуху.
Ана ни прясть, ни ткать ни гаразда,
Ни качатычик матать ни юмеить,
Ни золытам вышывать ни гаразда
(вар.: ни юмеить).
Сел камарик и ны дубочик,
Свярнул сваю галовушку пыд листочик.
(вар.: Палител наш камарь в чиста поля,
И вот сел наш камарь на дубочик,
Завярнул сваю галовку ва листочик.
[Китушина Александра Никитишна, 1906 г.р., с. Федяево]).
Сыбралася шуря-буря,
Камарика сдула.
Юпалы камарь ны падмасточик,
Расшиб, разбил сваи кости.
Сыбирались мухи-пылятухи,
Сыбирали кымарёвыи кости.
Яни собрали вы рагожку,
Пынисли камарика ны дарожку.
Павесили камарика зы дубочик.
Едуть гыспада и палковынички,
Спрашывують: "Кто ш тут у вас з упакойничик?"
– "Эты упакойник кумаришша!"
[с.Дурново, 1900:942, № 13; Китушина Александра Никитишна, 1906 г.р., с. Федяево; МИА42:81об.].

Дон, дон, дон, дон,
Загарелся кошкин дом.
Кошка вылитела,
Глаза вылупила,
(вар.1: Пабижала к кабаку,
Нанюхалась табаку.
[Митина Мария Никифоровна, 1910 г.р., с. Демидово];
Вар.2 Пабижала на ряку́,
Нанюхалась табаку.
Бижыть, – и как-т, – чхи, чхи!
И мальчики, – штоль, – чьи?
[с. Агишево]).
Паехала к дубу,
Прищимила губу.

Прибаутки были постоянным источником пополнения репертуара других жанров детского фольклора: игровых приговоров, дразнилок, колыбельных песен. Вместе с тем они и сами активно впитывали различные фрагменты произведений иного фольклорного фонда, например, стихотворные приговоры из сказок. Вот несколько примеров текстов, употреблявшихся в разных ситуациях и с разными целями.

Цынцы-брынцы,
Два канца,
Пыдстригали маладца,
На святой нидели
Сделали качели.
Качели упали,
На Кузьму сказали.
Кузьма гаварить:
– Эт ни я,
Балалаичка мая,
Балалаичка-гудок
Изламала весь замок
[Сухорукова Татьяна Петровна, 1923 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:1 боб.].

Раз, два, три, четыри,
Миня грамати ни учили,
Ни писать, ни читать,
Толька по́ палу скакать.
Я скакала, я скакала,
Сибе ножыньку сламала
[Блохина Зинаида Владимировна, 1933 г.р., с. Старочернеево; СИС 18:24об.].

Я скакала, я скакала,
Сибе ножыньку сламала,
(вар.: Ни ругай мама радная,
Зажывёть нага бальная.
[Копылова Агафья Николаевна, 1917 г.р., д. Федосово])
Стала ножынька балеть,
Миня мамка стала жалеть.
– Ни кричи мамка радная,
У миня нага бальная
[Протазанова Татьяна Ивановна, 1928 г.р., Калганова Татьяна Петровна, 1930 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:1 боб.; Копылова Агафья Николаевна, 1917 г.р., д. Федосово; СИС 16:25об.].

– Катя, Катя, Катерина,
Нарисована картина,
Чем те, Катя, рисовали.
– Ни чирнилам, ни пиром,
Из лаханки памялом
[Стрельникова Полина (Пелагея) Андреевна, 1927 г.р., с. Черная Слобода; СИС 13:53].

Ай бау, ай бау,
Сидит кошка на краю.
– Аб чём кошка плачишь?
Иль паисть ты хочишь?
– Я паисть ни хачю,
Я аб дели хлапачю
[Митина Мария Никифоровна, 1910 г.р., с. Демидово; СИС 17:37].

Жыл жылечик,
Пад кустикым дваречик,
У няво была семь авечик,
Шыстой жырибечик,
Сидьмая сучка
Была пабряхучка:
– Вях, вях!
В жопе кавях
[Москалёва Анна Андреевна, 1935 г.р., с. Завидное; СИС 28:31об.; Проволова Мария Васильевна, 1914 г.р., с. Борки; МИА 39:36].

Прибаутки могли использоваться и при обучении малышей пляске. Практически все из них хорошо ложились на плясовой мотив, например, «барыню».

Тра-та-тай, тра-та-тай,
Купил дедушка катай,
А бабушка кошку
За левую ножк
у [Стрельникова Полина (Пелагея) Андреевна, 1927 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:1 боб.].

 

№ 49. ТРА-ТА-ТАЙ, ТРА-ТА-ТАЙ

Тра-та-та, тра-та-та,
Паймал дедушка ката,
А бабушка кошку
За левую ножку
[Копылова Агафья Николаевна, 1917 г.р., с. Федосово; СИС 15:25об.].

Тра-та-та, тра-та-та,
Вышла кошка за ката,
За Ката Катовичя,
За Питра Питровичя
[Филькова Анна Семёновна, 1918 г.р., с. Польное Ялтуново; СИС 18:24].

Ай ну-ну, ну-ну, ну-ну.
Патирял мужык дугу.
Шарил, шарил, ни нашол,
Сам заплакал и пашол
[Стрельникова Полина (Пелагея) Андреевна, 1927 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:16об.-17].

№ 50. АИ, ТУ-ТУ, ТУ-ТУ, ТУ-ТУ

Аи, ту-ту, ту-ту, ту-ту,
Не вари кашу круту,
Вари мяканькую,
Карми малинькую
[Блохина Зинаида Владимировна, 1933 г.р., с. Старочернеево; СИС 18:35об.].

№ 51. ЧИКИ-ЧИКИ-ЧИКАЛОЧКИ

Чики-чики-чикалачки,
Едет Илюшка на палачки,
Катя на тилежки,
Щёлкаить арешки
[Блохина Зинаида Владимировна, 1933 г.р., с. Старочернеево; СИС 18:34об.].


С этой же целью использовали и прибаски из ре¬пертуара взрослых, иногда несколько видоизмененные.

Да я топну нагой —
Цалковинькый пад нагой,
Цалковинькый новинькый,
Милый чернобровинькый.

«Малышей, малышей учили. Топать заставляли, они только ходить еще начинали»
[Стрельникова Полина (Пелагея) Андреевна, 1927 г.р., с. Черная Слобода; СИС 13:53об.].

Ду́дарга, дударга,
Пад каленкай сударга,
Пад галяшкай валдыри,
А ты, Ванька, ни дури!
[Протазанова Татьяна Ивановна, 1928 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:15]

Повсеместно напевали для детей (и продолжают исполнять до сих пор) старые плясовые припевки «под язык», имитирующие инструментальные наигрыши: «Эй, каны, каны, каны» или «Рита-тунарь, рита-тунарь / Рита-тунарь, рита-та». «Ну, тах-ты вот рибятишки прйдуть: "Бабка, ты нам паханыкый!" Паханыкаю, а ани папляшуть:

Ка́ны-кананы-кани-каника,
А кадини-каныка́,
Кадини-эка каника,
Кадини-нини кыныка́.
Ка́ны-ка́ны, рика-рика ныника-а,
Канини, ника-а,
Канныи карика-ка́,
Чем я де́вица плаха́?
На мне юбка новыя,
Я са́ма чирнабро́выя.
И-их, ох-а́-а,
Где жы мой милёха? /2р.
Биз няво́ мне плоха!

Вот я начинаю ханыкыть, а ани залива́юцца
[=смеются взахлеб], пляшуть – хто как чюдне́я. Сыбяруцца на луг – прийижжяють вот из Масквы так рибитишки – вот и: "Баб, ты пыханыкай!" Я йим и начинаю ханыкыть...» [Цибизова Софья Дмитриевна, 1910 г.р., д. Никита-Поляна; МИА 41:Ф1995-7Ряз., № 24].

Существовали также припевки, в которых тарабарщина заменялась набором понятных, но не связанных между собой по смыслу слов, так что их текст напимал «нескладухи».

Ножык, вилка, два падпилка,
Рукава, карман,карзинка
[Стрельникова Полина (Пелагея) Андреевна, 1927 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:16об.; БЕН, д. Конобеево; СИС 19:50].

Рукава, карман, карзинка,
Чюлок, варижки, ризинка, /2р.
Виритёны ни тачёны,
В кадки яблаки мачёны,
Ну-ка, Катя, папляшы,
Да больна ножки харашы
[Блохина Зинаида Владимировна, 1933 г.р., с. Старочернеево; СИС 18:36об.].

№ 52. РУКАВА, КАРМАН, КОРЗИНКА

Очень близки к прибауткам и по своему назначению, и по своей структуре (то же чередование вопросов и ответов, причин и следствий) многие небольшие сказки для детей, которые можно назвать прибаутками в прозе. Приведем несколько примеров. Названия первых двух сказок даны нами.

 

[ПЕТУШОК И КУРОЧКА]. «У бабушки с дедушкай была курачка и питушок. Вот пашол питушок с курачкай в лес. Залез питушок на дерива, клюнул в арешку и курачки глазок прашыб. Вот, курачка идёть кричить: “Бабушка, бабушка, мне питушок глазок прашыб". Бабушка пашла к питушку: "Питушок, питушок, ты зачем у курачки глазок прашыб?" – ["Бабушка, бабушка, мне орешня портки разодрала". – "Орешня, орешня, ты зачем петушку портки разодрала? "] – "Бабушка, бабушка, а мине козы гложуть". Ана к козам: "Козы, козы, вы зачем арешынку гложыти?" – "Бабушка, бабушка, нас пастухи ни стирягуть". Ана к пастухам: "Пастухи, пастухи, вы пачяму козав ни стирягёти?" – "Бабушка, бабушка, а нам хазява ни варя́ть". К хазявам: "Хазява, хазява, вы пачяму пастухам завтрак ни вари́тя? " – "Бабушка, бабушка, а у нас свинья апару пралила". – Ана к свиньям: "Свиньи, свиньи, вы зачем ару пралили?" А им атветить нечива!» [Ванюкова Татьяна Захаровна, 1913 г.р., с. Агишево; СИС 20:75].

 

[ПРО ВОЛКА]. «Старик жыл, было у нево семь дачирей. Вот он волк:

Аи, буху́, буху, буху,

Всю я хату разбуху,

Хлыпяная дверь,

Семь девок в ней.

"Старик, давай мне девачку!" – "Не-ет, я тибе ни дам девачку, на тибе авечку". Авечку дал, волк пабежал, съел эвту авцу. Апять приходит:

Буху, буху, буху,

Всю я хату разбуху,

Хлыпяная дверь,

Шэсть девок в ней.

Ну, всех пиритаскал у нево авец. Он уж за послед­ней пришол, за девачкай-то вроде, знал, что у нево семь. Дед и гаварит: "Я ш тибе давал, ты куда девал?" – "А я шол через мост, миня чёрт за хвост, я всё и уранил в реку". Вот. Разобиделси и убил волка...

Тожэ вот, бывало, детей-то играишь, яму потишаишь. У нас ещё мать мая ещё пела» [Стрельникова Полина (Пелагея) Андреевна, 1927 г.р., с. Черная Слобода; СИС 13:55].

СКАЗ ПРО МАШЕНЬКУ. «Эт я сваму правнуку, рибёнку рассказываю. Вот. Вот старик и гыварить: "Старуха, у нас дитей нет – пылажы в пичюрку хлапьёнушку". Ана палажыла, утрам встали – там закричяла девачка. Ани назвали иё Машынька. Ну, убра́-али иё, всё-о, и стала ана у них ро́-ость. Стала рость Ма­шынька, вырасла у них Машынька.

Вот сабрались в лес там падружки. И пришли и гыварят: "Пусти с нами Машыньку в лясок!" – "Ды вы иё абтиряитя!" – "Ды нету, мы иё ни патиряим!" И пашли в лес. Пашли, и патирялась эт Машынька. И вышэл би-рю́-ук, в лес вышэл бирюк и шумить: "Хто-о в лясу́, хто в тёмнам? Идите ка мне кашу с жырам йисть!" Ани йисть захатели и шумять: "Мы в лясу, мы в тёмнам, придём к тибе кашу с жырам йисть!"

И он йих нашол и привёл к сибе. Привё-ол, вот, пылажыл йим кашу в чяшку. Эньти хи́-итрыя: взяли, ели, а жырок в па́зышку клали. А Машынька всё са всем ела.

А типерь чёо жа? Эньти-т када паели, он гаварить: "А жыро́-ок?" Энти из пазу́к вынули и о́тдыли яму́. А эт гыварить: "А я всё паела!" – "А-а, тады аставайсе миня качять!" Привязал са́-ани к пыталку́ и лёг туды, и ана качяить. Качяить и пригаварьваить:

Бау, бау, биринькый,

Сядь те в глазо́к чиринькый!

Он: "Чёо, чёо гывари́-ишь?" – "Я тибя качяю, качяю!" Ана:

Бау, бау, дыраго́й,

Сядь в глазок чирьёк другой!

Он: "Чяво, чдво гываришь? " Ана: "Я тибя качяю, качяю!" Он и уснул.

Уснул. Вот ана вышла на крылечка и кричить. Кричить – гонють стада, стада гонють быков. А бычёк и гыварить: "Аб чём ты кричишь, Машынька?" – "Как жы мне ни кричять – миня бирюк вот заставил качять тут яво в санях. А миня там и дедушка, и бабушка аба мне плачють!" – "Садись на миня вирьхом, щяс я тибя давязу!" Ана: "Ды он нас дагонить!"

Ана села вирьхом зы рага и памчялысь с ним, пам-чя-алась. Глянули – близка, близка! Даходить бирюк эта, а он взял капытами сза-ади и начял бить, капытами сзади. И все глаза яму запарашыл. И бык-та и падвёз иё, Машыньку, дамой. И-и всё, сказки канец!..

А мне сама тожа рассказывала, помню – и бабуш­ка, и матушка...» [Штокина Матрёна Михайловна, 1915 г.р., с. Черная Слобода; МИА 39:100-101].

 

Слепцова (Кызласова) Ирина Семёновна, старший научный сотрудник Отдела этнологии русского народа Института этнологии и антропологии РАН.





Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области