Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Нематериальное культурное наследие Рязанского краяПрибаутки и сказочки Шацкого района Рязанской области. Часть 2
Дон, дон, дон, дон,
Прибаутки тесно связаны с фольклором взрослых. В них можно найти «осколки» скоморошин, авсеней, лирических песен и т.п. Так, в с. Польное Ялтуново в качестве прибаутки, а при необходимости и колыбельной распевали пародийные припевки, в которые включались также и строчки из собственно детских прибауток. «Иной раз, дитей вот убаюкывашь и начинаишь им вот:
Задумыл камарик он жиницца, Прибаутки были постоянным источником пополнения репертуара других жанров детского фольклора: игровых приговоров, дразнилок, колыбельных песен. Вместе с тем они и сами активно впитывали различные фрагменты произведений иного фольклорного фонда, например, стихотворные приговоры из сказок. Вот несколько примеров текстов, употреблявшихся в разных ситуациях и с разными целями.
Цынцы-брынцы, Прибаутки могли использоваться и при обучении малышей пляске. Практически все из них хорошо ложились на плясовой мотив, например, «барыню».
Тра-та-тай, тра-та-тай,
№ 49. ТРА-ТА-ТАЙ, ТРА-ТА-ТАЙ
Тра-та-та, тра-та-та, № 50. АИ, ТУ-ТУ, ТУ-ТУ, ТУ-ТУ
Аи, ту-ту, ту-ту, ту-ту, № 51. ЧИКИ-ЧИКИ-ЧИКАЛОЧКИ
Чики-чики-чикалачки,
Повсеместно напевали для детей (и продолжают исполнять до сих пор) старые плясовые припевки «под язык», имитирующие инструментальные наигрыши: «Эй, каны, каны, каны» или «Рита-тунарь, рита-тунарь / Рита-тунарь, рита-та». «Ну, тах-ты вот рибятишки прйдуть: "Бабка, ты нам паханыкый!" Паханыкаю, а ани папляшуть:
Существовали также припевки, в которых тарабарщина заменялась набором понятных, но не связанных между собой по смыслу слов, так что их текст напимал «нескладухи».
№ 52. РУКАВА, КАРМАН, КОРЗИНКА Очень близки к прибауткам и по своему назначению, и по своей структуре (то же чередование вопросов и ответов, причин и следствий) многие небольшие сказки для детей, которые можно назвать прибаутками в прозе. Приведем несколько примеров. Названия первых двух сказок даны нами.
[ПЕТУШОК И КУРОЧКА]. «У бабушки с дедушкай была курачка и питушок. Вот пашол питушок с курачкай в лес. Залез питушок на дерива, клюнул в арешку и курачки глазок прашыб. Вот, курачка идёть кричить: “Бабушка, бабушка, мне питушок глазок прашыб". Бабушка пашла к питушку: "Питушок, питушок, ты зачем у курачки глазок прашыб?" – ["Бабушка, бабушка, мне орешня портки разодрала". – "Орешня, орешня, ты зачем петушку портки разодрала? "] – "Бабушка, бабушка, а мине козы гложуть". Ана к козам: "Козы, козы, вы зачем арешынку гложыти?" – "Бабушка, бабушка, нас пастухи ни стирягуть". Ана к пастухам: "Пастухи, пастухи, вы пачяму козав ни стирягёти?" – "Бабушка, бабушка, а нам хазява ни варя́ть". К хазявам: "Хазява, хазява, вы пачяму пастухам завтрак ни вари́тя? " – "Бабушка, бабушка, а у нас свинья апару пралила". – Ана к свиньям: "Свиньи, свиньи, вы зачем ару пралили?" А им атветить нечива!» [Ванюкова Татьяна Захаровна, 1913 г.р., с. Агишево; СИС 20:75].
[ПРО ВОЛКА]. «Старик жыл, было у нево семь дачирей. Вот он волк:
Аи, буху́, буху, буху,
Всю я хату разбуху,
Хлыпяная дверь,
Семь девок в ней.
"Старик, давай мне девачку!" – "Не-ет, я тибе ни дам девачку, на тибе авечку". Авечку дал, волк пабежал, съел эвту авцу. Апять приходит:
Буху, буху, буху,
Всю я хату разбуху,
Хлыпяная дверь,
Шэсть девок в ней.
Ну, всех пиритаскал у нево авец. Он уж за последней пришол, за девачкай-то вроде, знал, что у нево семь. Дед и гаварит: "Я ш тибе давал, ты куда девал?" – "А я шол через мост, миня чёрт за хвост, я всё и уранил в реку". Вот. Разобиделси и убил волка...
Тожэ вот, бывало, детей-то играишь, яму потишаишь. У нас ещё мать мая ещё пела» [Стрельникова Полина (Пелагея) Андреевна, 1927 г.р., с. Черная Слобода; СИС 13:55].
СКАЗ ПРО МАШЕНЬКУ. «Эт я сваму правнуку, рибёнку рассказываю. Вот. Вот старик и гыварить: "Старуха, у нас дитей нет – пылажы в пичюрку хлапьёнушку". Ана палажыла, утрам встали – там закричяла девачка. Ани назвали иё Машынька. Ну, убра́-али иё, всё-о, и стала ана у них ро́-ость. Стала рость Машынька, вырасла у них Машынька.
Вот сабрались в лес там падружки. И пришли и гыварят: "Пусти с нами Машыньку в лясок!" – "Ды вы иё абтиряитя!" – "Ды нету, мы иё ни патиряим!" И пашли в лес. Пашли, и патирялась эт Машынька. И вышэл би-рю́-ук, в лес вышэл бирюк и шумить: "Хто-о в лясу́, хто в тёмнам? Идите ка мне кашу с жырам йисть!" Ани йисть захатели и шумять: "Мы в лясу, мы в тёмнам, придём к тибе кашу с жырам йисть!"
И он йих нашол и привёл к сибе. Привё-ол, вот, пылажыл йим кашу в чяшку. Эньти хи́-итрыя: взяли, ели, а жырок в па́зышку клали. А Машынька всё са всем ела.
А типерь чёо жа? Эньти-т када паели, он гаварить: "А жыро́-ок?" Энти из пазу́к вынули и о́тдыли яму́. А эт гыварить: "А я всё паела!" – "А-а, тады аставайсе миня качять!" Привязал са́-ани к пыталку́ и лёг туды, и ана качяить. Качяить и пригаварьваить:
Бау, бау, биринькый,
Сядь те в глазо́к чиринькый!
Он: "Чёо, чёо гывари́-ишь?" – "Я тибя качяю, качяю!" Ана:
Бау, бау, дыраго́й,
Сядь в глазок чирьёк другой!
Он: "Чяво, чдво гываришь? " Ана: "Я тибя качяю, качяю!" Он и уснул.
Уснул. Вот ана вышла на крылечка и кричить. Кричить – гонють стада, стада гонють быков. А бычёк и гыварить: "Аб чём ты кричишь, Машынька?" – "Как жы мне ни кричять – миня бирюк вот заставил качять тут яво в санях. А миня там и дедушка, и бабушка аба мне плачють!" – "Садись на миня вирьхом, щяс я тибя давязу!" Ана: "Ды он нас дагонить!"
Ана села вирьхом зы рага и памчялысь с ним, пам-чя-алась. Глянули – близка, близка! Даходить бирюк эта, а он взял капытами сза-ади и начял бить, капытами сзади. И все глаза яму запарашыл. И бык-та и падвёз иё, Машыньку, дамой. И-и всё, сказки канец!..
А мне сама тожа рассказывала, помню – и бабушка, и матушка...» [Штокина Матрёна Михайловна, 1915 г.р., с. Черная Слобода; МИА 39:100-101].
Слепцова (Кызласова) Ирина Семёновна, старший научный сотрудник Отдела этнологии русского народа Института этнологии и антропологии РАН. |
Размер шрифта ААА
Архив материаловБлижайшие мероприятияПерсональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.
Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.
Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора.
Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры; воспитания у молодого поколения чувства патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских творческих коллективов.
С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов. |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |