Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Весенние заклички Шацкого района Рязанской области

Весенний обычай закликания птиц известен во всей Центральной и Южной России. Он основан на представлениях о птицах как обитателях «иного» мира, способных влиять на смену календарных периодов. Подобные воззрения проявля­ются, например, в южнорусских поверьях о кукушке, которая носит ключи от рая («вырия») и весной отпирает его врата, выпуская на свободу души умерших. Одним из символических воплощений души являются птицы, откуда пословица: «Божья птичка ни па́шыть, ни жнёть, а святым духом кормицца» [1].

Эти верования нашли отражение в магических действиях, совершаемых при виде первых птиц (журавлей, уток или гусей, кукушки и т. д.) и призванных оказать воздействие на то, что будет происходить в предстоящем году, а также в гаданиях и предвещениях. Напри­мер, если весной «встанишь и ни паемшы услышышь [первый раз в году] кукушку: "Эт, – гаварить, – плоха, галодный год будить!"»[2].. Или «гаварить: "Кукушка прилитела, на голый лес кукукыить – эт плоха!"»[3].

В Шацком районе распространено поверье, соглас­но которому первые птицы влияют на плодовитость домашней живности, прежде всего кур. «Вот ты, например, увидела – журавли литять. Вот ты стаишь: абири эт вот тах-т кругом всё [=мусор вокруг ног]. Вот ты абираишь вот так вот, абираишь – и всё в падол. И тады па гнёздам эту саломку, штоб – ани ж тучями литять! – штоб многа была, штобы вадилысь стада вот»[4].. «Вот, например, литять гуси, первый раз услыхал: "Госпади благуаслави!" – первый раз гага́чють. Скарей вниз глиди – хоть какую саломинку схвати и ниси пад нашэ́сти, штоб куры вадилися»[5].. «Гусей диких если увидишь первый раз, то скарей саломинку хватаишь и сваим гуся́м кладёшь. Вроди литить стая балыиая, и штоб сваи столька вывелись, штоб пустых йииц ни было́»[6]..

Эти действия часто сопровождались приговорами. В д. Богослов, увидев летящих гусей или журавлей, подхватывали с земли горсть («ки́пку») соломы и трижды махали ею над головой, говоря: «Сколька гусинят, столька мне курушка вывидить цыплят!» Этот пучок соломы впоследствии клали под наседку [7]. В с. Казачья Слобода, услыхав, как «кага́чють» дикие гуси или утки, приговаривали: «Ой, скольки гусёнычкавф (или утёнычкавф), шоб толь-ки было и цыплёнычкавф»[8].

Такого рода магия могла быть и календарно приуроченной (поверье: «На сорак святых сорак птичек прилитять»[9].), причем в качестве ритуального эквивалента описанных выше магических действий часто выступает обрядовое печенье («ку́рушки», «соченки», «галубчики», «хресцы»), которое в Шацком районе выпекалось в крещенский сочельник и на Сорок святых (22.03.), реже на Средокрестье.

Наиболее распространенным типом обрядового печенья в форме птиц, непосредственно связанным с ритуальными формами их закликания и встречи, в Шацком районе были «жаворонки». Этот тип печенья сохранялся вплоть до 1950-х годов и отличался разнообразием форм. Укажем на малую распространенность или отсутствие «жаворонков» в некоторых селениях, расположенных вдоль Цны и в Заречье (например, сс. Польное Ялтуново, Лесное Конобеево, Темешево Аксельмеево, Шаморга, Купля, Завидное, Желанное, Кермись, Парсаты, Борки, д. Токарево).

Рисунок «Жаворонок», с. Казачья Слобода. Рис. С.А. Иниковой.

Широко были распространены жаворонки с двумя, – пятью «птенчиками» или «детками», сидящими на крыльях «матери» (сс. Черная и Казачья Слобода, Райполье, Шевырляй, Ольхи, Кулики, Парсаты, Тарадеи, Старочернеево, Губоколь, дд. Авдотьино, Успеновка, Цветки, Троицкое). Эта разновидность очень близка по форме к крещенским «ку́рушкам». Смешение крещенских и средопостных форм обрядового печенья проявляется и в обычае выпекать «жаворонков» на Крещение [10], что можно, видимо, объяснить смещением причины и следствия: первые птицы в народном сознании устойчиво ассоциировались с домашней живностью, на которую они должны были оказывать благотворное воздействие. Эта взаимосвязь отразилась, например, в следующем свидетельстве: «На Сорак святых делали жаваранкых: напикёть многа – каму пятушка́, каму ку́рачик»[11].

Иногда количество «птенчиков» мотивировалось символикой праздника, к которому было приурочено выпекание «жаворонков». «Жаварынкыв сделаишь, да на ней сорык штук пасодишь ди́тяткыв – сорык святых. Вот таких маниньких – иё бальшую сделаишь! Тут рядок насадишь, и тут рядок, и манинькых насажаишь, штобы сорык штук было́. А как? На этыт день – Сорык святых. Можыть и ни па сорык на кажный-та, а всё равно сажали. Рибятишкыв многа, пикёшь цэлую вон эту, ришато...»[12].. Встречаются свидетельства, что «жаворонки» с «птенчиками» выпекали только для исполнения обряда «закликания» – в количестве, равном числу закликальщиков. «Сажають такую вот ма́нинькаю. Ну, ни на всех. Ну там на адну, две – эта вот вроди пайдёть там кликать. Такую вот ма́ниничкаю вот сделаешь, с крылышками, штобы вот так вот прижа́тые. Адин-два та́ма. Скока рибитишкывф. Если рибитишки вот выходють, ани и… А эти так проста [=без "птенчиков"] йих пикли и ели…»[13].. 

 

[1]. ДЕИ, д Токарево; МИА 44:Ф1995-9Ряз., № 55

[2]. ХЕП, д. Никита-Поляна; МИА 41:37

[3]. САМ, д. Успеновка; МИА 45оп:Ф1997-27Ряз., № 48

[4]. ШАС, д. Богослов; СИС 17:10об.

[5]. ПМА, с. Желанное; СИС 28:15

[6]. КАМ, с. Высокое; СИС 13:60

[7]. КСТ, д. Богослов; СИС 14:85об.

[8]. БЕС, с. Казачья Слобода; МИА 40:34

[9]. РЕИ, с. Шаморга; МИА 45оп:Ф-1997-11Ряз, № 93

[10]. ЗНИ, с. Борки; МИА 39:17

[11]. ШММ, с. Черная Слобода; МИА 39:106

[12]. ИЕА, ЖАЕ, с. Тарадеи; МИА 46оп:Ф1997-23Ряз., № 35, 36

[13]. ВФМ, с. Шевырляй; МИА 46оп:Ф1997-27Ряз., № 3

 

[14] .ИЕА, ЖАЕ, с. Тарадеи; МИА 46оп:Ф1997-23Ряз., № 36; ХАМ, с. Тарадеи; МИА 46оп:Ф1997-21Ряз., № 49, КМГ, д. Успеновка. МИА 46оп:Ф1997-27Ряз., № 79; ГАИ, с. Старочернеево; МИА 46оп:Ф1997-29Ряз., № 37, ГЕТ, д Авдотьино; СИС 29:Ф1997-20Ряз.,№7

_________________________________________________________________________________________

Скачать полностью в текстовом виде

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области