Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Зимние обходы дворов сёл Ермолово и Квасьево Касимовского района Рязанской области

Святками называют время от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января). Ритуальное время между двумя этими праздниками чётко разделяется на два периода: от Рождества до Нового года и от Нового года до Крещения.

Новогодний обрядовый фольклор двух сёл Касимовского района – Ермолово и Квасьево подчёркивается обходами дворов.

По словам жительниц с. Квасьево Морозовой Л. А. (1947), Наумовой  Л.М. (1947), колядовать ходили в ночь под Старый новый год. Святки были особенным временем для ряженья и переряживания: «На Новый год эт у нас колядки. Прям так и говорят колядки? Это у нас гаварят святки. Говорят: «Колядовать пойдём? Всё значит! Святки - наряжаюца кто ва што гаразд…Эта вот с  тринадцатава на чятырнадцатая. Я помню у нас женщина наряжалась: шубу вывирнет, на лицо маску какую-нибудь такую – вот вам и страшно. А из чего маска была? Марля абычная. На глазах вот так праделают, а тут нарисуют всё эта и вот. Вот эт вот я помню, раньше такие старые хадили.

Колядовать ходили люди разного возраста: дети, молодежь и более старшее поколение: «У нас щас ходють взрослые. Ну, вот дапустим, прашла адна партия взрослых, маладёжь сабираица – пошли, патом дети. Дети в первую очиридь. Первые дети, наряжаннаи, все разукрашеннаи. Патом па-старши. Па-старши эт вот там у нас прям, а патом вот…Мы абычна сабирались кучкай и вот мы идём. Вот так хадили калядавали! В каждый дом. Заходим в дом и прям

Авсень-авсень падавай па всем

Пышки-лепешки, жаренные ножки!

В печи сидят, на нас глидят –  эт самая старая вот такая.

Бабушка с дедушкай падайте па какурачке! Нас сколькя-та там дурачек. А сейчас уже новаи:

Аткрывай сандучёк, даставай питачёк!

В сёлах Ермолово и Квасьево во время святок было принято рядиться: «Наряжалися: юбки широкия, жилетики бальшия вот так вот как цыганка, маски там…Хорошо! В клуб хадили. Девки мы наряжалися рибятами». Переодевание мужчин в женскую одежду, а женщин  - в мужское было преобладающим способом ряженья. Кроме этого распространенным был наряд, состоящий из вывернутой мехом наружу шубы или какой-нибудь старой рваной одежды.

Время святок – это время весёлого отдыха молодёжи: посиделок, игр, гаданий, ряженья: «От Рождества до Крещения идут святки две недели. Да вот в эти святки мы все наряжались, плясали, танцавали. И вот и па-цыгански наряжались, и па-ребячьиму. И взайдём тама…паём песни, выпиваим, веселимся».

Наиболее важными считались песни, адресованные хозяину и хозяйке дома и содержавшие пожелания урожая, приплода скота, благополучия. В текстах колядок встречаются мотивы величаний, одариваний: «Эта вот заходишь в дом и начнёшь вот эта с «Авсень-Авсень», а  патом вот как выходит сам хазяин, вот ему и припявають.

Никалай-гаспадин, па навым сеням хадил.

Он Настасьюшку будил.

Ты Настасьюшка вставай!

К тибе гости пришли! Чем папотчиваешь?

Или  рюмачкай винца, иль кусочкам  пиражка.

Давай ни ламай! Будет сын Николай!

Атломишь немножка, будет сын Тимошка!».

В с.Ермолово Зоткина З.П.(1937г.р.) вспомнила лишь фрагмент местной авсеньки:

Авсень-Авсень, падавай па всем.

Ключикам, замочкам, алым палаточкам.

Ни ламай, а па целаму давай.

Откликав Авсень, просили награду. За поздравление обычно благодарили едой (блины, пироги) и деньгами. Уроженец с. Ермолово, Копанев В. А.(1950 г.р.), вспоминает: «На святки хадили калядавать. Я помню я сапляк был. Хадили, в окна стучали с сумкай, кто што даст. Вот как калядавать мы хадили: раз, в окна пастучишь там, иль в дверь иль в акно,  и кто чё там  даст пиражок или там яйцо. Эт я помню хадили».

Колядовщиков на пороге не оставляли, было принято приглашать в дом: «Нет, приглашали всегда в дом. Да, радуешься. Все рады! Чем больше угастишь, тем больше рады». 

Вслед за просьбами в большинстве случаев произносились угрозы и посулы скупым хозяевам. Можно выделить две основных их разновидности. Одни следовали после поздравительной формулы либо сразу за основным текстом авсеньки, без какой-либо паузы и представляли из себя перечень несчастий, которые обрушатся на хозяев, если они не будут достаточно щедры. Вторые произносились лишь в случае безусловного отказа.

Обрядовым печением в период новогодних святок в с. Квасьево Касимовского района были «какурки». Какурки пеклись накануне Нового года из пресного теста. По словам местной  жительницы – тесто разрезалось на полосочки, затем раскатывалось в тоненькие верёвочки и завязывались узелком, после чего выпекалось: «Эт вот  сейчас канфеты там, а раньши специальные вот эти  пекли. (А как они делали?) Из теста! Ну вот абычна как, раз вот так и завернут, как баранки почти. Вот так вот немного чуть завернут и всё узелком. В узелках, узелочки вот такие вот из пластиночек - кругленькими. Ну как палучится свернёшь! Ну, разные фигурки делали из теста. Сначала раскатывали тесто, а патом какие фигурки палучатся. Вот вам и какурачки».

Какурок старались выпекать как можно больше: «Ну канешна! Чтобы на всех хватила. А раньши ж народу многа была. Раньше  ж в каждам доме сколька была дитей.». Обрядовая выпечка раздавалась детям, а также колядовщикам.




Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области