Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Семейно-бытовые обряды с.Секирино Скопинского района Рязанской области

Появление семейно-бытовых обрядов предопределено циклом человеческой жизни. К ним относятся родинно-крестильный, свадебный, рекрутский и похоронный обряды.

Родинно-крестильный обрядовый комплекс в с.Секирино Скопинского района Рязанской области содержит не только обряды предшествующие родам и связанные с родовспоможением, а также послеродовые обряды, которые направлены на включение ребёнка в традиционное общество.

Раньше при родах присутствовали повитухи. Повитухой могла быть только баба. С их помощью женщины рожали дома. Когда начинались роды, то извещали только бабку-повитуху и никому другому больше не сообщали. Когда девушка начинала рожать, по правилам,  все выходили из дома. После рождения ребёнка его клали в плетёную люльку.

В с.Секирино, как и в других сёлах Скопинского р-на, в первые дни после родов роженицу навещали женщины с приношениями. Этот обычай жители села называют нести зубок. Зубок «вся радня принося», когда родится ребёнок, но его родственникам не показывали. Вообще в с.Секирино ребёнка начинали показывать людям приблизительно через полгода после его рождения.

Посещение не имело организованного характера. Поликарпова Т.Н.1930г.р., вспоминает: «Меня выписали дамою и на другой день у нас таскають «зупки». Мать сразу принесеть, а патом радныя зупки нясуть: баранки, канфеты, вино красна, пряники, калбаса была, всё». Чаще зубок носили по одиночке или по две-три женщины.

Зубок подразумевает приход родственников с подарками и угощениями. Как вспоминает Корнеева Прасковья Васильевна, 1929 г.р.: «Я как ща: яйцы, мама каравайцы напякла, кансерв, яблаки, кындярюшки, баранки. Баранак асобинна пабольши, зубок был бальшой. Вот тах-та сабируца, тах-та. И блюду бальшую над сабой нисешь. Иной раз силёньки нету,не вынясешь. Ана блюда аблитая, тижёлыя.  Ды туды накладешь, на силу данесешь. Ну туды-та я таскала, па радне таскала.». Набор приношений зависел от возможностей приходящих. Собранным зубком могла распоряжаться только мать ребёнка.

Когда женщины несли зубок, то блюдо с угощениями старались нести над головой. Посещения носили праздничный характер и включали себя шествие по деревне в сопровождении гармониста – пели страдания и плясали под гармонь:  «Зубок нисешь и страданью играишь. Идешь дарогуй и пад страданью. В сирядини гарманист, а па бакам с блюдами – тижало несть. Па бакам – эт мы идим, играим троя, а то и четвира, идем и пад страданью играим. А то скажишь: Ваня, астанавися, не играй, брось, закури, а мы атдахнём. И так бываит».

Молодая мама считалась сорок дней после родов «нечистой». Именно поэтому ей запрещалось появляться на людях и выполнять многие домашние работы.

Важнейшим этапом в формировании человека является крещение. Детей старались крестить на 40 день после появления на свет.

Рекрутский обряд также относится к семейно-бытовым обрядам. Призыв на военную службу, как правило, проходил в весенний и осенний период.

В с.Секирино, как и повсеместно, статус рекрута маркировался изменением причёски: «Эт када астригуть рибят всех» (Корнеева П.В., 1929 г.р.). Время от повестки до службы ребята проводили в гуляниях. Коллективность обрядового действа выражалась в массовых шествиях по деревне, а также обходов домов. Шествие сопровождалось пением частушек под гармонь и пляской, кроме того могли устраиваться совместные застолья. Прасковья Васильевна, местная жительница, вспоминает:«Хадили салдатники. Эт када их астригуть рибят всех… Рибята, мой брат маладой, яво бяруть в армию. А яго таварищи, мой брат красавиц был, а яго таварищи  все харошаи. Но адин был жанатый и ани хадили с гармоняй па диревни и им давали кто яйцы, кто дяньжонак. Ну кто…эт уж тах-та была паложина. И вот ани идуть с гармоняй-та пад страданья...я гаварю страданья да плясанья. Приходють ани к дому и играють в гармонь. А адин в голас харошай, ждуть щас хазяйка чё-нибудь выняся.  А он заиграл:

Мине бирут в салдаты

А жану маю куда?

На дваре стаить калодяц

Галавой иё туда. Ха-ха-ха

А мы за ними бегали малинькия. Эт уж всягда эти рибята хадили, какия в армию. Всягда! Ани патом дома стол сабирають. У них дома всё. А можат паделють и дамой панясуть – мы ня знаим».

Похоронный обряд

Похоронный обряд начинался с обмывания умершего: «Приходишь, воду нагреють. Он ляжить там на палу. Пастелим адиялу или простинь, и яво абмываим. Кто держа спину яму абмывая. Обмывала двоя иль троя родствинников. Памреть, яво убяруть и батюшки саабщають, а батюшка када харанить он приходить и панихиду служить. Кто приходил на похороны? Все родственники, там чужия прихадили. Звать на похороны не было принято: «услышуть, што помер и сами прихадили».

Обмывали покойника сами, никого постороннего не приглашали: «Мы всягды сами. Никаму мы ни даверяим. Нас, маму и папашу, нас три дочери, каму ададим мы. И нянюшек мы сами».

Похоронная одежда женщины, девушки и ребёнка различались: замужнюю хоронили «всё равно, хоть молодая – рубаху белаю. У женщины сястру маладую харанили, её нарядили в паллетах, вся наряженная была. А престарелых в белаю рубаху (тканую), серемяшку, да панёву и платок там мож наложа какой белай старинний, а на наги у каво тапки». Девочку хоронили «ну там в платьи, в какой сийчас ходят».

Корнеева Прасковья Васильевна (1929 г.р.) вспоминает, что когда хоронят, то на покойника одевают новый крест, а старый моют и кладут в гроб: «Вот старый у миня хрест, старый у миня. Его сымають и купають, а новый надевають».

После того, как умершего обмоют и уложат на лавку, идут за читалкой. Молиться около покойника начинали  с 5 часов вечера до полуночи. Расстилали полотенце, на него клали решето, а сверху псалтырь.  В 12 часов ночи прекращали читать молитвы, покойнику закрывали лицо, а хозяева накрывали стол и устраивали для присутствующих поминальную трапезу: «Абмыли, палажили, всё, путём. Нада за читалкай итить. У нас ходют три-чатыре чаталки в деревне. Приходють, тут у нас не мяткаль, а такое, тканая. Такое пакрывала - не пакрывала, ана ещё па другому называется - па божиму ана называится. Я пазабыла! Стелють, решато кладуть, на ряшато ана принося пасалтырь. Раскидывая и начиная богу малится, и се мая радня,  какая, се приходют с пять часов до двянацати часов ночи молюцуть богу. Памолюцуть – ужин. Уходют дамой. В шесть часов утра ани снова приходют, до девяти. Вот тах-та у нас. И читают и молюцуть. А яй не малюся, мне не да маленья. Я падхажу и «радимай мой мужка» вот тах- та. У мине сваи причёты».

Гроб до кладбища несли на холстах: «Вот тады, када я маму харанила, папашу - иконы, када харанить их, нясли на халстах, а ща та на машини едуть, на халсатх нясуть и на халстах харонють, апускають».

Поминальный стол различался в зависимости от постного или не постного дня:  «Если сряда, пятница – сухой помин, а эт всё скоромный – калбасу, масса, всё,всё». Квас варили каждый как в повседневной жизни, особого рецепта не было. Спиртное «если сухой – не падносють, а если скаромнай, то падносють. Кутью делали «из риса, тады т нет, всё кашу пшённаю, тады т анна пустая. Бляну пякуть из пшаничнай муки и с мёдам кунають. Паминають  и идуть на магилки. Бяруть там блин, ну чё на стале была, бяруть упакойнику».

В с.Секирино распространён обряд провожания души на 40-й день после смерти. Душу провожали «сорок дней паминають и ночь в двинадцать памолимся и выходим».

Важнейшую роль в музыкальном оформлении обряда играют причитания. Причитания начинались исполняться с момента положения покойника на лавку и до самого погребения, кроме этого могли исполняться позже при посещении кладбища.

Обязательно плакали «Дитятка, милыя» причитывають. Или там мать умреть «Мама милыя, радимыя». Плакальщицу не звали, плакали родственники: «Вот умерла мая мама, мой папашунькя, маи все три сястры умерли, я пра всех и абплакала».

От пожилой жительницы Корнеевой П.В. (1929г.р.) удалось записать несколько фрагментов причитания по маме:

1)Радимая мая мамушка!

Пробудися, праснися

Скажи мне хоть адно славечкя,

Я буду век твоё славечкя помнить.

2) Радимая ты мая мамушка!

И зачем же ты мине адну аставляишь?

А чёж я буду адны …

А чё ж я без тибе  мая  радимая буду делать.

А разрываица мая вся сирдечинькя.

А па табе мая радимая мамушка.






Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области