Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

Мастера Рязанщины

Несказанное, синее, нежное...

Как только утром я открываю глаза, первое, что вижу, - акварельный рисунок, изображающий букет полевых ромашек с вкраплениями нежно-сиреневых колокольчиков. В простой стеклянной банке, по плечики налитой водой. Видно даже, как преломляются, согласно известному оптическому закону, в воде стебли растений. А вокруг букета разлит непередаваемый зеленовато-сиреневый полусвет, идущий от цветов. Сколько уж лет смотрю я на это произведение нашей землячки из Воронова художницы Марины Александровны Ибрагимовой – и не могу надивиться: как же это чудо – букет живых ромашек – сумело перенестись на кусок обычного ватмана?..

А познакомилась я с Мариной благодаря её маме Людмиле Кузьминичне Гудковой, руководителя народной киностудии «Родничок». Более 30 лет работала эта студия в Вороновском СДК, была участницей и призёром многочисленных фестивалей любительского кино. Фильмы студии «Забытый звон», «Кто запряжёт Савраску?», огромный фонд кинохроники из жизни Старожиловского района знакомы очень многим. Кстати, понимая значимость дела, которое избрала для себя в жизни её дочь, Людмила Кузьминична со своими студийцами создала хороший, добрый и светлый фильм «Маришкины нити». Он посвящён традициям народной художественной вышивке и кружевоплетению. И вот в одной из поездок на фестиваль любительских детских киностудий я познакомилась с Мариной Александровной, которая была активной помощницей студии. Она поразила меня не только своей внешней красотой, но и каким-то очень гармоничным спокойствием во всём облике, в поведении, общении. А ещё благодаря ей я открыла для себя чудесный мир художественной вышивки.

Конечно, все мы, девочки, вышивали в детстве и гладью, и крестом, а у наших матерей лежали в сундуках традиционные вышитые наволочки, полотенца, скатерти. Но здесь - совсем другое, такой техники я никогда не видела. Это было уже не просто мастерство, а настоящее искусство. И творилось это невероятно сложное искусство прямо на наших глазах, потому что Марина Александровна буквально не расставалась с рукоделием: вышивала в поезде, до начала фестивальных мероприятий, после окончания занятий, каждую свободную минуту. Для неё вышивать было так же естественно, как дышать.

Как рассказывала сама Марина, а также Людмила Кузьминична, интерес к вышивке, некогда одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства, как и способность к рисованию, проявились у неё очень рано. Это и определило выбор будущей профессии. Марина поступила в Рязанское художественное училище имени Вагнера, которое закончила в 1980 году по специальности «Художественная вышивка и кружевное производство» с присвоением квалификации «Художник-мастер».

Огромную роль в её профессиональном становлении сыграла культурная среда, в которой она вращалась, в частности, непосредственное общение с народным художником России В.В. Грумковой, членом Союза художников России Е.В. Колод-киной — знаменитыми мастерами в своём деле, достигшими известности и признания далеко за пределами области и составившими славу Рязани. Они показали Марине через свои произведения красоту и самобытность рязанской вышивки, помогли определиться в своём творчестве. А в общем-то, Марина даже живёт в Рязани на Театральной площади. Рядом драмтеатр, театр кукол, ходожественный музей и концертный зал имени Сергея Александровича Есенина, областной научно-методический центр народного творчества. Всюду она бывает, посещает спектакли, концерты, выставки, сама в них участвует. Духовная подпитка происходит повседневно.

Несмотря на замужество и рождение двоих детей, Марина Александровна упорно совершенствовалась в искусстве вышивки, выставляла свои работы на областные, всероссийские, международные художественные выставки. Её произведения наглядно показывали стремление автора развивать традиции русского декоративно-прикладного искусства. Художница широко использовала различные техники: цветную перевить, счётную гладь, роспись, строчевую вышивку, крест. Каждая работа - штучный товар, эксклюзив. Среди сюжетов преобладают мотивы народных праздников, но имеются и новые, продиктованные временем композиции с использованием элементов архитектуры. Под её руками на куске простого льна возникали невероятной красоты картины, как, например, «Душа всей России — Рязань» с изображением Рязанского кремля (техника - цветная перевить, гладь), панно «Константинове». Глаз не отвести от панно «Рождественские святки» и «Павы», от салфеток «Хоровод» и «Майская», от полотенец «Птицы» и «Чаепитие», столешницы «Девичник», штор «Вечерние» и «Дачные», скатертей «Рязанская» и «Белая» и других работ.

Постепенно, шаг за шагом, к художнице пришло настоящее признание и известность. Сегодня работы Марины Александровны в одном ряду с такой славой земли рязанской, как кадомский вениз, михайловское кружево, как неповторимые произведения скопинских гончаров. Она уже выезжает на выставки даже за границу, например, большой успех имела в Польше. В 2008 году стала членом Союза художников России. Её произведения хранятся в Рязанском государственном художественном музее им. И.П. Пожалос-тина, в Касимовском краеведческом музее, в частных коллекциях России и Европы. За всем этим - невероятно сложный и упорный творческий труд, результат которого вызывает искренний восторг и удивление всех, кто видел хоть одну работу художницы, не говоря уже о впечатлениях от персональной выставки великолепного мастера по народной вышивке Марины Александровны Ибрагимовой.

.. .У меня нет вышивок М.А. Ибрагимовой, это удовольствие для туристов, достаточно состоятельных и ищущих сувениры, характерные для того или иного региона. Но у меня есть простенькая написанная ею акварель «Ромашки». И в этой маленькой работе тоже видна её душа -наша, русская, рязанская. То самое «несказанное, синее, нежное», как у Сергея Есенина.

Антонина Ларина
Газета «Старожиловские просторы»
7 июня 2012 г.


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области