Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

Мастера Рязанщины

Народный художник Диана Смирнова

Народный художник Диана Смирнова:

«Меня пародировал Андрей Миронов, а забавные истории за обедом рассказывал Василий Лановой».

Несмотря на возраст, Диана Алексеевна по-прежнему создает уникальные кружевные узоры.

2 октября Диане Алексеевне Смирновой исполнится 88 лет... -  почтенный возраст. В ее глазах целая эпоха...
Удивительно, но народный художник России, лауреат государственной премии РФ продолжает свою кропотливую
 работу, работу длиною в жизнь.

На полу в квартире разложено панно, которое день ото дня приобретает штрихи законченности, панно, которое до
сего дня не видел еще никто из посторонних. «Рязань гостеприимная» - таким именем нарекли мама и дочь девушку,
встречающую ценителей русской культуры хлебом и солью. Диана Смирнова, как и много лет назад, продолжает
плести кружевные узоры, а ее дочка Любовь Смирнова продолжает традиции народной вышивки.

Рисунки на фронтовых бочках

Когда началась война, Диане Смирновой не исполнилось и шестнадцати. Совсем еще девочкой, вместе с другими
деревенскими мальчишками и девчонками, работала она в местной бондарне. «Все для фронта, все для Победы» - с
этими словами юные вологжане проводили дни напролет на производстве, помогая стране одолеть ненавистного
врага. Как, наверное, уже догадались читатели, наша сегодняшняя героиня родилась вовсе не в рязанском краю - ее истоки в Вологодской губернии, но за минувшие годы Рязанская область не просто стала второй родиной... - муза, любовь, само вдохновение.

Очередная деревянная бочка для живицы была готова, прилажено ровное и белоснежное, будто бумага, дно - Диана
не смогла удержаться и нарисовала на бочке еловый лес и извилистую реку. Говорят, там, на севере, удивительно
проникновенные пейзажи: стоит только открыть им сердце, и они овладевают тобой, затягивая в страну гармонии и
совершенства.

- Наши места настолько красивы, что мне буквально с рождения хотелось до бесконечности переносить их на бумагу,
а так как бумага была большой редкостью, в дело шли бочковые доски, - улыбается Диана Алексеевна. - Рисовала
углем, когда на производстве появлялся карандаш - карандашом.

- Помню, заходит к нам мастер Михаил Михайлович Курышин, и так строго спрашивает «Кто рисует на бочках?», - продолжает вспоминать художница. - Я вся покраснела, буквально горю... «Ты значит, - говорит Михаил Михайлович. - Вот закончится война - обязательно будешь поступать на художественное».

В 1945 году Диана Смирнова поступила в Московское художественно-промышленное училище имени Калинина. А после окончания учебного заведения в 1950 году сразу же направилась в Ряжский район Рязанской области, чтобы навсегда связать свое имя с традициями рязанской земли.

Михайловское возрождение

Отработав около года в артели села Большая Журавлинка, будущий заслуженный художник страны переехала в Рязань. На новом месте службы, в управлении промысловой кооперации, ей предложили возглавить отдел легкой промышленности. Именно из Рязани Диану Смирнову и командировали в Михайлов - на календаре был 1951 год.

Пожалуй, именно та поездка и изменила ее жизнь...

К тому моменту в Михайлове на местном предприятии хранили лишь традиции по плетению белого кружева (численная техника). При этом спрос на продукцию артели «Труженница» падал буквально день ото дня, предприятие проводило бесконечные сокращения, люди оставались без работы. Одним словом, народные промыслы в цементной столице России переживали далеко не лучшие времена, но, как оказалось впоследствии, - та командировка изменила на многие годы и жизнь Михайлова.

В селениях района Диана Алексеевна познакомилась с народными костюмами, в декоре которых использовалось цветное кружево. Узнав, что сплетено оно было не где-то за тридевять верст, а здесь, на рязанской земле, положила все свои силы на возрождение утерянных михайловцами традиций.

- Но позвольте, Диана Алексеевна, пятьдесят первый год - расцвет советской идеологии, а ведь народный костюм (и рязанский, и московский, и вологодский, и любой другой) заключает в себе сакральные символы? - интересуемся мы
 у художницы. - Откуда вы черпали информацию, что стало для вас источником познания утраченного?

- Сундуки Историко-архитектурного музея-заповедника, - словно предчувствуя наше небольшое замешательство, отвечает собеседница. - По будням я работала в управлении промысловой кооперации, по выходным ездила в Михайлов, а все ночи напролет изучала мотивы рязанских народных костюмов - детей своих почти не видела, с ними в основном занималась мама...

Детально изучив наследие кружевниц Михайловского района, наша героиня с восемью самыми опытными и лучшими кружевницами вернули к жизни утраченное мастерство, их произведениям была уготована выдающаяся судьба. Массовая продукция Михайловского цветного численного кружева стала настоящим бестселлером...

Диана Алексеевна смогла адаптировать работу артели для поточного кружеволлетения. Более того, она, не забывая и не нарушая традиций прошлого, привнесла в михайловское кружево свои оригинальные наработки. По разработанным художницей сколкам (шаблонам - Ред.) сразу несколько кружевниц могли исполнять один и тот же рисунок, ей принадлежит авторство поворота под необходимым углом кружевной ленты. Последнее новшество дало возможность изготавливать такие сложные элементы, как оплеты скатертей, дорожек, салфеток.

Встреча с московскими артистами

Михайловское кружево неожиданно для многих расцвело яркими оттенками красного - это было началом эры возрождения. Победа следовала за победой, и в 1979 году на волне всесоюзного успеха сотрудниц «Труженницы»
пригласили в столицу, на встречу со знаменитыми артистами: Леонид Утесов, Андрей Миронов, Василий Лановой -
тогда эти имена гремели на всю страну.

- Хорошо запомнился один эпизод, - с удовольствием вспоминает художница. - Я со сцены рассказываю о кружевоплетении, разворачиваю одно полотно за другим, чтобы продемонстрировать разные узоры, случайно поворачиваю голову, а за кулисами стоит Андрей Миронов и повторяет мои движении точь-в-точь. Я не удержалась, так весело стало. А затем,мы, обыкновенные Михайловский девчонки, обедали за одним столом со
знаменитыми артистами - они оказались такими замечательными, открытыми людьми. Напротив меня сидел
Василий Лановой и, не умолкая, рассказывал увлекательные истории из своей творческой жизни.

Страницы старого фотоальбома до сих хранят те замечательные мгновения: счастливые, улыбающиеся лица. Иные
из них уже покинули этот бренный мир, другие, закончив дела, просто ушли на покой, а Диана Алексеевна, как и
много-много лет назад, продолжает свои творческие поиски. На полу в комнате - панно «Гостеприимная Рязань».

- Мы задумали эту работу, чтобы еще раз попытаться объяснить рязанцам, по каким золотым россыпям они ходят, ходят и совсем не замечают, и не ценят богатств рязанской земли... Попробуем объяснить...

Нарисуешь эскиз птицы, сплетешь... но нет, не то... не летит птица... И вот так ищешь верное решение, методом проб и ошибок. Трудоемко, конечно, но иначе нельзя - не получится создать достоверный образ. Возраст, конечно, уже не тот. Каждый раз говорю дочери Любови: «Это будет моим последним произведением», и каждый раз затем снова принимаюсь за работу.

Евгений БАРАНЦЕВ.
Газета "Комсомольская Правда - Рязань"
26 сентября 2013 г.


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области