Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Размер шрифта ААА

Мастера Рязанщины

Ожившая глина

Керамистка Наталья Штырева – выпускница Рязанского художественного училища им. Г.К. Вагнера (живописец-педагог). Со студенческих лет художница стала преподавать в детско-юношеском центре «Рязанский оберег», созданном Ольгой Шустиной (Ольга Владимировна была педагогом Натальи в детской художественной школе №1). В «Обереге» Наталья Александровна работает и по сей день, обучает детей премудростям работы с глиной. Окончила Рязанский филиал Московского государственного университета культуры и искусств. В активе художницы – Гран-при фестиваля «Город гончаров» (г. Богородск, Нижегородская область), победа в конкурсе этого же фестиваля, участие в выставках, форумах керамистов в разных городах России.

Поворотной точкой в творческой судьбе Натальи Штыревой стал 2004 год – точнее, Второй Международный фестиваль гончаров в Скопине. Прежде она занималась только современной городской глиняной игрушкой – как и другие педагоги-мастера «Рязанского оберега». А на досуге старалась писать холсты. Наталья Александровна, как и ее отец, известный рязанский художник Александр Антипкин, – прекрасный живописец. Но мастерской не было: а где писать маслом в квартире? Муж, дочка, хозяйство…

И тут – первая поездка на фестиваль в Скопин. Наталья Штырева была поражена искусством гончаров. Оказалось, любой кувшин способен рождать массу ассоциаций – с греческим, африканским, индийским, русским языческим искусством. А глина – материал, с помощью которого можно имитировать и дерево, и кость, и замшу. Его можно резать, как кружево, рисовать им картины... На том же фестивале Наталье Александровне показали основы работы на гончарном круге. Хотя этот навык быстро не сформируешь – по словам керамистки, она до сих пор учится «вытягивать».

Вернувшись в Рязань, художница с азартом взялась за дело. В городе нашлись и глина, и печь (правда, последняя не предназначена для высоких температур, позволяет использовать процентов десять возможностей материала). Не имея специального образования, заниматься керамикой непросто. Но Наталья Штырева нашла собственный художественный язык – используя дар живописца, чувство цвета. Изучила свойства различных глазурей – и стала создавать красочную керамику. Экспрессивно-эмоциональные, изысканные по колориту вещи не спутаешь с работами других авторов. Изначально сделав акцент на цвет, линию, она постоянно работает над тем, чтобы столь же выразительной была и форма.
Больше всего керамистку интересуют этнические мотивы. Изучая аутентичные вещи представителей разных национальностей, она находит в них много общего. Костюмы мордвы едва можно отличить от нарядов одного из индейских племен. Славянские языческие символы имеют индийские корни и несут большую смысловую нагрузку. На их основе рождаются новые образы – «говорящие», красивые. А Гран-при фестиваля в Богородске в 2011 году художница получила за серию тарелок, в которых были переосмыслены мексиканские мотивы. Эта общность культурных корней позволяет Наталье Штыревой создавать работы, близкие людям разных национальностей.

Елена Коренева

Газета "Рязанские ведомости"

23 августа 2013 г.


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области