Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Свадьба Михайловского района Рязанской области

Свадьба Михайловского района Рязанской области.

По мнению А. Байбурина «вступление в брак – это не только оформление семейных отношений, переход в новый статус, но и предписанный культурный способ разрешения противоречия между способностью к продолжению рода и необходимостью получения на это социальной санкции» (Байбурин, 1993, с. 66). Переход молодых в новый социальный статус осуществлялся всеми членами общины. Так, по воспоминаниям жителей Михайловского района Рязанской области Свадьбу играли с осени до Масленицы. В с. Стрелецкие выселки Свадьба игралась больше осенью, после уборки урожая. На Грузинский праздник – 4 сентября – престольный праздник Грузинской Божьей Матери. «Я уже забыла, где её нашли, кажется в Михайлове. Эту икону использовали во время пожаров, спасаясь от пожара и других несчастных случаев. А когда у нас церковь установили, она была в Макове. Её привезли и оставили у нас. И свадьбы всегда играли на этот праздник, или бывали иногда на Троицу, а потом – больше к осени, к Октябрьской».

А вот гулять вдвоём молодым до свадьбы было нельзя. Как рассказывала Ванина Просковья Фёдоровна 1928 г.р., уроженка с. Самодуровка «Если брат увидит, то придёт домой и скажет родителям. За мной начал ухаживать сосед, значит, гуляем втроём – я, сосед и брат. К моменту расставания брат говорит соседу «Сейчас иди». Тот бежал к себе домой, а я возвращаюсь домой с братом. Родители наказывали: «если не придёшь в 12 часов – будешь закрыта»[1].

В девичестве невеста начинала готовить себе приданое. К свадьбе невеста расшивала 12 белых, тонких, льняных полотен, которыми она одаривала родителей жениха, его родню, когда приходили её сватать. В основном полотенце расшивали крестом. Основными цветами вышивки были: красный, зелёный, реже жёлтый и розовый. К вышитым краям, нашивали кружево, связанное крючком. В домах было принято вязать именно крючком скатерти, покрывало на кровати, занавески, угольники на иконы. В с. Ветчаны в приданое нужно было отдать 70 полотенцев, отцу жениха рубашку, матери тёлку и 2 овцы, а в Виленках в приданое давали два пуда овса.

Сватать невесту ходили близкие родственники жениха. «Песни пели красивые, распевные. Когда невесту просватали этот день называли «запой»[2]. В с. Виленки «когда задумывали жениться, то жених посылал сваху (не важно кто она) к невесте. Потом были «ладушки» – это значит какое приданое давать. На ладушках сваха выхваляла жениха. Ели пшенник (пшённая каша). Если он был из белой муки – то это папошный пшенник, а если из городской, покупной – ситный». А в с. Малинки сватать невесту приходила тётка жениха. Она пела прибаутки, шутила. Например: «Прослышали, что есть у вас тёлочка, вот пришли посватать эту тёлочку». Песен не пели. В с. Ветчаны сватать ходили семьёй: жених, мать с отцом, братья и сёстры. Придут в дом, сядут под балку и сваха свахе говорит:

«– Сваха, мы свататься пришли! Твоей дочке будет у нас хорошо: всегда квас свежий, а хлеб каждый день мягкий.

– Как же это, сваха, хлеб каждый день мягкий и квас каждый день свежий? Неужели каждый день хлеба будешь печь?»[3]. Если невесту засватали, то сватам дарили полотенце. После сговора будущие родственники ходили по деревне с гармонью и плясом, «чтобы все знали, что эту уже просватали». В с. Стрелецкие Выселки невесту сватать ходили сестра жениха или тётка. «Приходят, договариваются. Когда приходят – через балку не переходят, сидят у порога, и говорят, что дружат они. Спрашивают:  «Можно ли жениться?» - Потом выходит невеста и говорит, что согласна идти замуж. И договариваются, когда назначить свадьбу». «Сватать ходили всегда, если есть крёсна и крёстнай. Потом начинается заговор. Идут крёсна и сваха, несут хлеб-соль, хлеб был украшен лентами. Сосватались, меня послали с хлебом-солью в дом жениха. Я пришла к ним, меня за стол посадили, подарили ленты, хлеб, который я и принесла домой. С собой взяла жениха – он гармонист. Шла, пела частушки, страдания. Пришли домой, сели за стол, а потом начался заговор. Назначили день свадьбы и венчания»[4].

А вот в селе Степновка были свои традиции: «В нашем селе перед свадьбой ходили по домам и соседям и расспрашивали про жениха: «Писается ли он?» Сватать приезжали на лошадях, если сваты в валенках с галошами или в сапогах – значит богатый жених. Если без сапог – значит бедный. Сватать приходили крёстный без жениха. Меня сватали по старинке. Я убежала из дома, как дельная, меня ходили искали. Приходили крёстный с крёстнаю и говорили: «Можно пройти?» Остановятся между притолкой и ждут, пока разрешат пройти. Если разрешат пройти, то жених остаётся около притолки, остальные проходят по порядку. Начинают вести разговор: «У вас  невеста есть – у нас принц». Я, когда сватать ходила, спрашивала, где клуб есть. Прихожу, стучась и говорю: «Сударыня, тут такие-то приживают?». После сватанья невесту собирали замуж – это у нас назывался разыгрыш невесты: заплетали ей косы, заставляли плакать невесту и пели песни»[5].

После сватовства, сваты приходили каждый день, напоминали о себе «Круга водили»[6].

Девишник собирали у невесты накануне свадьбы. Собирались подруги, пели, плясали. Начинали петь невесте о том, что будут скучать без неё, что им её жаль. В ночь на кануне свадьбы в селе Ветчаны собирали девишник, на котором девушки играли вместе с невестой и плакали:

«Замужем тебе будет худо,

Навяжется мужичок,

- Завьют тебе каблучок»[7].

А вот в Виленках и Стрелецких Выселках на «девишник»  невеста собирала подруг и также парней. Они плясали, катались на лошадях и пели под гармонь частушки:

Я любила лейтенанта,

А майор и говорит:

«У меня ремень пошире,

И звезда ярче горит»[8].

«Вот сидят человек шесть или восемь и каждому была песня: девочке – такая: «У нас ягодка красная, земляничка ясна». Парню – тоже песня, а жениху – «холост»: «А кто у нас холост, а кто не женатый»[9].

В с. Триполье  утром, перед самой свадьбой, когда девушки заплетают невесту, приходит крестная жениха с женихом и ведёт молодых в специальную подготовленную горницу, где молодых клали на кровать и крёстная связывала им ноги лентой, чтобы они дружили. Перед венцом собирали невесту так: поверх косы клали три платка, а четвёртым шёлковым с кистями закрывали лицо невесты. Невеста одевалась в белое или розовое платье[10]. Когда собирали невесту, нанимали девушку или женщину, которая плакала и причитала с таким содержанием: «Ты молодая. Жить придётся в чужой семье, а будут трудности, старайся пережить, старайся всем в семье угодить»[11].

Приезжали друзья к невесте за приданным – сундуком, набитым вещами. Жених выкупал невесту. При выкупе невесты спрашивали входящие: «Как поживаете?». И в разговор вступали старшие сестры[12]. В селе Стрелецкие Выселки «жениха встречали родители невесты; сестра или брат невесты сидели в доме, а подруги, обычно, просили выкуп: «Вы берёте у нас невесту, вы должны заплатить за неё». И торгуются, она старается взять побольше: «Хоть по десятке на каждый угол, а пять мало». Жених достаёт деньги и отдаёт. Деньги обычно берут родственники: братья, сёстры.

Косы у нас уже не расплетали. Не было такого. Была фата, потому что мы были ближе к городу. В лаптях ходили только на работу»[13]. «Собирали голосистых баб. На стол ставили стаканчик, в стаканчик клали деньги. Жених молчал, говорил товарищ – «Дружко». Подруги сидели, торгуются, не пускают их к невесте. Когда выкупили невесту – едут в церковь. После церкви – проходят в дом, садятся за стол, но вместо невесты и жениха, садятся подруга и товарищ – «дружка». Там приезжает крёсна, много молодёжи, они начинают выкупать место»[14].

Когда приезжал жених, его в дом не пускали, требовали выкуп, и пели корильные песни: «Иванушка – кривоног, не таскается край ворот».

У жениха был дружко – кнутник, который откупался деньгами и подарками, он же и являлся тамадой. После откупа, заходя в дом, жених говорит: «Расходитесь, я невесту взял, много денег отдал матери и отцу». Затем, невесту и жениха сажают за стол, их руки покрывают одним красным французским платком, да так и везут молодых до венца. Когда невесту отвозят к венцу, её провожают родители: зажигают лампадку, с иконой благословляют тут, мать начинает голосить. Жених и невеста едут на одних санях. В церкви подружка расплетает косу невесте и навивает пучок. Голову покрывают платком. После венчания молодые едут в дом жениха, где его родители их встречают с иконой и хлебом-солью. После того, как молодые  откусят по кусочку, всех приглашают за стол и начинается пир. Кнутник ведёт всю свадьбу. Дары подносили молодым, на 3 день невесте могли подарить платье, зять тоже дарил платье тёще. Свадьба игралась 3 дня – один день у жениха, 2 – у тёще и 3 – снова у жениха, где и дарили подарки. Невеста приходила к матери уже только на Масленицу вместе с мужем[15].

«На свадьбе у нас было всего лишь два литра водки. Был  1931 год и поэтому водка была дорогой. Взяли один литр на один дом, литр – на другой и делали домашний квас. Мы не венчались – церковь была закрыта, а потом и не случилось»[16].

«На второй день приходили ряженые и приносили от родителей невесты жениху курицу, украшенную ленточками в подарок со следующим диалогом:

– Здравствуйте!

– Здорово!

– А у нас ярочка пропала. Вот пришли с обыском.

– А у нас тоже нет.

– А где ж она?

– Что ж вы родители и не знаете!

– А она теперь у других родителей!

Наряжались в пастухов и обязательно был милиционер»[17].

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Информатор: Звездочкина Е.В. 1924 г.р., с. Стрелецкие Выселки Михайловского района

[2] с. Триполье Михайловского района

[3] Информатор: Нилова Ольга Владимировна, с. Ветчаны Михайловского района

[4] Информатор: Рубейкина Валентина Павловна 1943 г.р., с. Стрелецкие Выселки Михайловского района

[5] Информатор: Зинаида Ивановна, с. Степановка Михайловского района

[6] Информатор: Мартынова Валентина Николаевна 1957 г.р., с. Грязное Михайловского района

[7] Информатор: Нилова Ольга Владимировна, с. Ветчаны Михайловского района

[8] с. Виленки Михайловского района

[9] Информатор: Рубейкина Валентина Павловна 1943 г.р., с. Стрелецкие Выселки Михайловского района

[10] Информатор: Нилова Ольга Владимировна, с. Ветчаны Михайловского района

[11] Информатор: Ванина Прасковья Фёдоровна 1928 г.р., с. Самодуровка Михайловского района

[12] Информатор: Мартынова Валентина Николаевна 1957 г.р., с. Грязное Михайловского района

[13] Информатор: Звездочкина Е.В. 1924 г.р.,  с. Стрелецкие Выселки Михайловского района

[14] Информатор: Рубейкина Валентина Павловна 1943 г.р., с. Стрелецкие Выселки Михайловского района

[15] Информатор: с. Ветчаны. Нилова Ольга Владимировна

[16] Информатор: Ванина Прасковья Фёдоровна 1928 г.р., с. Самодуровка Михайловского района

[17]Информатор: Ванина Прасковья Фёдоровна 1928 г.р., с. Самодуровка Михайловского района

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области