Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Свадьба Михайловского района Рязанской области

Свадьба Михайловского района Рязанской области.

По мнению А. Байбурина «вступление в брак – это не только оформление семейных отношений, переход в новый статус, но и предписанный культурный способ разрешения противоречия между способностью к продолжению рода и необходимостью получения на это социальной санкции» (Байбурин, 1993, с. 66). Переход молодых в новый социальный статус осуществлялся всеми членами общины. Так, по воспоминаниям жителей Михайловского района Рязанской области Свадьбу играли с осени до Масленицы. В с. Стрелецкие выселки Свадьба игралась больше осенью, после уборки урожая. На Грузинский праздник – 4 сентября – престольный праздник Грузинской Божьей Матери. «Я уже забыла, где её нашли, кажется в Михайлове. Эту икону использовали во время пожаров, спасаясь от пожара и других несчастных случаев. А когда у нас церковь установили, она была в Макове. Её привезли и оставили у нас. И свадьбы всегда играли на этот праздник, или бывали иногда на Троицу, а потом – больше к осени, к Октябрьской».

А вот гулять вдвоём молодым до свадьбы было нельзя. Как рассказывала Ванина Просковья Фёдоровна 1928 г.р., уроженка с. Самодуровка «Если брат увидит, то придёт домой и скажет родителям. За мной начал ухаживать сосед, значит, гуляем втроём – я, сосед и брат. К моменту расставания брат говорит соседу «Сейчас иди». Тот бежал к себе домой, а я возвращаюсь домой с братом. Родители наказывали: «если не придёшь в 12 часов – будешь закрыта»[1].

В девичестве невеста начинала готовить себе приданое. К свадьбе невеста расшивала 12 белых, тонких, льняных полотен, которыми она одаривала родителей жениха, его родню, когда приходили её сватать. В основном полотенце расшивали крестом. Основными цветами вышивки были: красный, зелёный, реже жёлтый и розовый. К вышитым краям, нашивали кружево, связанное крючком. В домах было принято вязать именно крючком скатерти, покрывало на кровати, занавески, угольники на иконы. В с. Ветчаны в приданое нужно было отдать 70 полотенцев, отцу жениха рубашку, матери тёлку и 2 овцы, а в Виленках в приданое давали два пуда овса.

Сватать невесту ходили близкие родственники жениха. «Песни пели красивые, распевные. Когда невесту просватали этот день называли «запой»[2]. В с. Виленки «когда задумывали жениться, то жених посылал сваху (не важно кто она) к невесте. Потом были «ладушки» – это значит какое приданое давать. На ладушках сваха выхваляла жениха. Ели пшенник (пшённая каша). Если он был из белой муки – то это папошный пшенник, а если из городской, покупной – ситный». А в с. Малинки сватать невесту приходила тётка жениха. Она пела прибаутки, шутила. Например: «Прослышали, что есть у вас тёлочка, вот пришли посватать эту тёлочку». Песен не пели. В с. Ветчаны сватать ходили семьёй: жених, мать с отцом, братья и сёстры. Придут в дом, сядут под балку и сваха свахе говорит:

«– Сваха, мы свататься пришли! Твоей дочке будет у нас хорошо: всегда квас свежий, а хлеб каждый день мягкий.

– Как же это, сваха, хлеб каждый день мягкий и квас каждый день свежий? Неужели каждый день хлеба будешь печь?»[3]. Если невесту засватали, то сватам дарили полотенце. После сговора будущие родственники ходили по деревне с гармонью и плясом, «чтобы все знали, что эту уже просватали». В с. Стрелецкие Выселки невесту сватать ходили сестра жениха или тётка. «Приходят, договариваются. Когда приходят – через балку не переходят, сидят у порога, и говорят, что дружат они. Спрашивают:  «Можно ли жениться?» - Потом выходит невеста и говорит, что согласна идти замуж. И договариваются, когда назначить свадьбу». «Сватать ходили всегда, если есть крёсна и крёстнай. Потом начинается заговор. Идут крёсна и сваха, несут хлеб-соль, хлеб был украшен лентами. Сосватались, меня послали с хлебом-солью в дом жениха. Я пришла к ним, меня за стол посадили, подарили ленты, хлеб, который я и принесла домой. С собой взяла жениха – он гармонист. Шла, пела частушки, страдания. Пришли домой, сели за стол, а потом начался заговор. Назначили день свадьбы и венчания»[4].

А вот в селе Степновка были свои традиции: «В нашем селе перед свадьбой ходили по домам и соседям и расспрашивали про жениха: «Писается ли он?» Сватать приезжали на лошадях, если сваты в валенках с галошами или в сапогах – значит богатый жених. Если без сапог – значит бедный. Сватать приходили крёстный без жениха. Меня сватали по старинке. Я убежала из дома, как дельная, меня ходили искали. Приходили крёстный с крёстнаю и говорили: «Можно пройти?» Остановятся между притолкой и ждут, пока разрешат пройти. Если разрешат пройти, то жених остаётся около притолки, остальные проходят по порядку. Начинают вести разговор: «У вас  невеста есть – у нас принц». Я, когда сватать ходила, спрашивала, где клуб есть. Прихожу, стучась и говорю: «Сударыня, тут такие-то приживают?». После сватанья невесту собирали замуж – это у нас назывался разыгрыш невесты: заплетали ей косы, заставляли плакать невесту и пели песни»[5].

После сватовства, сваты приходили каждый день, напоминали о себе «Круга водили»[6].

Девишник собирали у невесты накануне свадьбы. Собирались подруги, пели, плясали. Начинали петь невесте о том, что будут скучать без неё, что им её жаль. В ночь на кануне свадьбы в селе Ветчаны собирали девишник, на котором девушки играли вместе с невестой и плакали:

«Замужем тебе будет худо,

Навяжется мужичок,

- Завьют тебе каблучок»[7].

А вот в Виленках и Стрелецких Выселках на «девишник»  невеста собирала подруг и также парней. Они плясали, катались на лошадях и пели под гармонь частушки:

Я любила лейтенанта,

А майор и говорит:

«У меня ремень пошире,

И звезда ярче горит»[8].

«Вот сидят человек шесть или восемь и каждому была песня: девочке – такая: «У нас ягодка красная, земляничка ясна». Парню – тоже песня, а жениху – «холост»: «А кто у нас холост, а кто не женатый»[9].

В с. Триполье  утром, перед самой свадьбой, когда девушки заплетают невесту, приходит крестная жениха с женихом и ведёт молодых в специальную подготовленную горницу, где молодых клали на кровать и крёстная связывала им ноги лентой, чтобы они дружили. Перед венцом собирали невесту так: поверх косы клали три платка, а четвёртым шёлковым с кистями закрывали лицо невесты. Невеста одевалась в белое или розовое платье[10]. Когда собирали невесту, нанимали девушку или женщину, которая плакала и причитала с таким содержанием: «Ты молодая. Жить придётся в чужой семье, а будут трудности, старайся пережить, старайся всем в семье угодить»[11].

Приезжали друзья к невесте за приданным – сундуком, набитым вещами. Жених выкупал невесту. При выкупе невесты спрашивали входящие: «Как поживаете?». И в разговор вступали старшие сестры[12]. В селе Стрелецкие Выселки «жениха встречали родители невесты; сестра или брат невесты сидели в доме, а подруги, обычно, просили выкуп: «Вы берёте у нас невесту, вы должны заплатить за неё». И торгуются, она старается взять побольше: «Хоть по десятке на каждый угол, а пять мало». Жених достаёт деньги и отдаёт. Деньги обычно берут родственники: братья, сёстры.

Косы у нас уже не расплетали. Не было такого. Была фата, потому что мы были ближе к городу. В лаптях ходили только на работу»[13]. «Собирали голосистых баб. На стол ставили стаканчик, в стаканчик клали деньги. Жених молчал, говорил товарищ – «Дружко». Подруги сидели, торгуются, не пускают их к невесте. Когда выкупили невесту – едут в церковь. После церкви – проходят в дом, садятся за стол, но вместо невесты и жениха, садятся подруга и товарищ – «дружка». Там приезжает крёсна, много молодёжи, они начинают выкупать место»[14].

Когда приезжал жених, его в дом не пускали, требовали выкуп, и пели корильные песни: «Иванушка – кривоног, не таскается край ворот».

У жениха был дружко – кнутник, который откупался деньгами и подарками, он же и являлся тамадой. После откупа, заходя в дом, жених говорит: «Расходитесь, я невесту взял, много денег отдал матери и отцу». Затем, невесту и жениха сажают за стол, их руки покрывают одним красным французским платком, да так и везут молодых до венца. Когда невесту отвозят к венцу, её провожают родители: зажигают лампадку, с иконой благословляют тут, мать начинает голосить. Жених и невеста едут на одних санях. В церкви подружка расплетает косу невесте и навивает пучок. Голову покрывают платком. После венчания молодые едут в дом жениха, где его родители их встречают с иконой и хлебом-солью. После того, как молодые  откусят по кусочку, всех приглашают за стол и начинается пир. Кнутник ведёт всю свадьбу. Дары подносили молодым, на 3 день невесте могли подарить платье, зять тоже дарил платье тёще. Свадьба игралась 3 дня – один день у жениха, 2 – у тёще и 3 – снова у жениха, где и дарили подарки. Невеста приходила к матери уже только на Масленицу вместе с мужем[15].

«На свадьбе у нас было всего лишь два литра водки. Был  1931 год и поэтому водка была дорогой. Взяли один литр на один дом, литр – на другой и делали домашний квас. Мы не венчались – церковь была закрыта, а потом и не случилось»[16].

«На второй день приходили ряженые и приносили от родителей невесты жениху курицу, украшенную ленточками в подарок со следующим диалогом:

– Здравствуйте!

– Здорово!

– А у нас ярочка пропала. Вот пришли с обыском.

– А у нас тоже нет.

– А где ж она?

– Что ж вы родители и не знаете!

– А она теперь у других родителей!

Наряжались в пастухов и обязательно был милиционер»[17].

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Информатор: Звездочкина Е.В. 1924 г.р., с. Стрелецкие Выселки Михайловского района

[2] с. Триполье Михайловского района

[3] Информатор: Нилова Ольга Владимировна, с. Ветчаны Михайловского района

[4] Информатор: Рубейкина Валентина Павловна 1943 г.р., с. Стрелецкие Выселки Михайловского района

[5] Информатор: Зинаида Ивановна, с. Степановка Михайловского района

[6] Информатор: Мартынова Валентина Николаевна 1957 г.р., с. Грязное Михайловского района

[7] Информатор: Нилова Ольга Владимировна, с. Ветчаны Михайловского района

[8] с. Виленки Михайловского района

[9] Информатор: Рубейкина Валентина Павловна 1943 г.р., с. Стрелецкие Выселки Михайловского района

[10] Информатор: Нилова Ольга Владимировна, с. Ветчаны Михайловского района

[11] Информатор: Ванина Прасковья Фёдоровна 1928 г.р., с. Самодуровка Михайловского района

[12] Информатор: Мартынова Валентина Николаевна 1957 г.р., с. Грязное Михайловского района

[13] Информатор: Звездочкина Е.В. 1924 г.р.,  с. Стрелецкие Выселки Михайловского района

[14] Информатор: Рубейкина Валентина Павловна 1943 г.р., с. Стрелецкие Выселки Михайловского района

[15] Информатор: с. Ветчаны. Нилова Ольга Владимировна

[16] Информатор: Ванина Прасковья Фёдоровна 1928 г.р., с. Самодуровка Михайловского района

[17]Информатор: Ванина Прасковья Фёдоровна 1928 г.р., с. Самодуровка Михайловского района

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной конкурс  передвижных клубных учреждений «Российской глубинке посвящается»  проходит с февраля по ноябрь 2017 года.

На выставочных мероприятиях в рамках этого цикла будут представлены работы самодеятельных и профессиональных мастеров самых различных жанров и видов искусств, вошедшие в собрания частных коллекций.     Основной целью данного проекта является сохранение, изучение и развитие изобразительного, фото искусства и декоративно-прикладного творчества.

Рязанский областной научно – методический центр народного творчества проводит цикл областных выставочных мероприятий «Мастера Рязанщины- 80-летию образования Рязанской области» на базе районных, зональных, областных выставок самодеятельного декоративно – прикладного, изобразительного и фотоискусства.

О проведении VI Областной ассамблеи хоровой, ансамблевой и вокальной музыки «Рязанская хоровая осень», посвященной 80-летию образования Рязанской области

3 декабря 2017 г. г. Спасск

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области