Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Троицкая неделя северо-восточных сёл Касимовского района

Троицкая неделя северо-восточных сёл Касимовского района

Пресвятая Троица празднуется православными в 50-й день после Пасхи, поэтому Троицу называют также Пятидесятницей. Троица завершает весенний цикл, и по прошествии следующего за ней петровского поста начинается новый – летний сезон.

Основные обряды, обычаи и верования троицкого периода связаны с растительностью, достигающей к этому времени своего расцвета. Например, обычай украшать зеленью дома, сооружать из неё предметные символы; рядиться в зелень и т.д. Также связь прослеживается с потусторонним миром, с представлением о душах умерших,  пребывающих в это время на земле среди живых, а также со сферой народной метеорологии (вызывание дождя, защита от града и засухи).

Главным атрибутом троицкого обрядового комплекса северо-восточных сёл Касимовского района Рязанской  области является зелень в виде веток или деревьев (в основном берёзы), трав и цветов. Троицкие ветки было принято приносить домой и класть к иконам, траву бросать на пол, а  в окна снаружи втыкали веточки берёзы. В д.Квасьево важным атрибутом на Троицу был букет, собранный из разных трав: «Дома, окна, все украшали ветачками бирёзки. Дама все были украшены веточками в окнах с улицы. А дома вот в детстве, мы обизательна помним. Вот хадили, у нас тут авраги в лясочке такие есть - мы хадили за цвятами: ландыши сабирали, цвяты и обизатильна штобы букетик цвятов был дома на Троицу. Абычна траву вот в доме кидают, но мы уже не кидали. Жалко было пол».

В с.Ермолово на Троицу берёзу срубали в лесу, после чего её украшали лентами, платками, лоскутами и тряпочками, цветами и вешали на неё венки: «А эти хадили с бирёзкай. Бирёзку срубали…ну маленькую, не здароваю – там метра можат два. Наряжали лентами разнами и песни…Па стакану выпьють самагонки и пашли!».

Копаев  В.А. (1950 г.р.), уроженец с.Ермолово, вспоминает из детства, что берёзку на троицу носили женщины. Пройдя со срубленным деревом по деревне, его относили к реке и бросали в воду. Это обрядовое шествие всегда сопровождалось пением песен: «С бирёзкай всигда хадили! Троица ана называица. Бирёзку наряжали – на всей диревни, выпьют, и идут песни арут. Идут да маста, а патом бирёзку бросали в воду. Бирёзку несли женщины. Ани дахадили да маста. Вот сасновый мост пастроили, а раньши…вот маленький мостик там есть….Ани дахадили да маста там, песни пели, а патом бирёзку брасали в Унжу.  Весело было! И венки насили».

Панюшкина М. А. (1925 г.р.), жительница с. Ермолово, вспоминает о том, что на Троицу водили хороводы и танцевали под гармошку:   «Хадили, хадили, гуляли и вот рука с рукой вот так вот в улице, танцують, пляшут, гармонист играит».

Ещё одним обрядовым действом было завивание венков.

А у нас вянки завивали в дяревни. Да, вот идут вот с энтава канца, а там далыя  у нас. Бирёзу срубют и идут. А ещё то лентами, то стариннаи палатенца вышатаи такия вот на эту берёзку, и гарманист идёт играять. А бабы две песни пають. Харашо! Што харашо, то харашо была. Хадили вот с бирёзкай. Все па улице идёшь, завёшь ту ещё вон там, дома там были. Лавачек наделають, магазин вот рядам вот так стаит, а тут вот улица. И вот пляшешь там и танцуешь. Целый день танцують! Вянки на галаву: вот всяких цвятов нарвёшь… Да! Пайдём-тя вот в Бальшой… масток вот щас есть чиряз улицу.  Да, станут, пускают яго. Утанул – значить с мужам…быстра муж умрёть или жана умрёть – жизни никакой ня будя. Эт ищё стараи присказывали.  Мы-та маладыя ничё ни знам -  мы пляшем и пляшем.  А бирёзку-то вон там в Унжу. Там канцы вон. Бирёзку тапили, тапили во.  Это толька на Троицу так, а патом загавинья. 

На следующее воскресенье после Троицы жители села Ермолово  отмечали Заговенье. Все собирались на одной улице, пели песни, плясали. Каждый приносил что-то из угощений: «Вот нынча Троица в васкрисенья, а на другоя васкрисенья Загавинья. Кшель бяруть вот. Раньши кашили были, атцы наши, деды зярно сеяли и в этат вот кашель… Сабирёмся мы тут девки – бабы маладыя, давайтя – кто яиц, кто вина, кто агурцов – закуски всякай. И вот все идём туда…там улица, там гарманистав была многа. Да и Курмыш всё хадили вот туда. И вот тама мы падходим в гарманисту, на лавачки садимся, выпиваим, начинаим плясать. Да сих пор напляшимся – часов двянадцать,час…Идёшь на рассвети уже, рассвётываит заря!».

В д. Квасьево Касимовского района отмечали не Троицу, а следующий за ним Духов день: «Духов день после Троицы. Вот пятидесятница  - Троица, а на второй день – Духов день».  

По воспоминаниям местной жительницы д. Квасьево, Морозовой Л. А. (1947г.р.), на Духов день в селу срывали не большую берёзку, украшали её и пройдя по всему селу, шли к реке и бросали её в воду. «Народ сабираица, наряжають бирёзку – ну вот малинькая какая – наряжають бирёзку, люди сабираюца...Бирёзку лентами украшали или тряпачками. Нибальшая бирёзка прям, с миня ростам прям. Ну такая, шоб легчи её нясти-та была и идти. Её срубали и лентами украшали, тряпачками вот разными, бантиками и всякими вот украшали бирёзку».

Как правило, в Квасьево берёзку нёс один мужчина: «Мужчина у нас абычна носит бирёзку. Он идёт у нас адин, несёт бирёзку. Астальныя идут, песни пають. Гарманист какой-нибудь ещё. А идёт он впиряди, впиряди. И этат ритуал у нас да сих пор. Он идёт, её патряхивает. Идёт, вот так вот ею в разнаи стораны. Да, вот такой вот».

Жители села, в основном девушки и женщины, собирались на празднование после обеда. По народным верованиям и приметам, в этот день обязательно должен идти дождь: «Эта абычна посли абеда! Посли абеда и вот как правило…Всё время, толька вот в этам гаду нет даждя. А абычна на Духов день, как сабирёся, так абизатильна дождик будя! А в этам гаду никак не была».

Особо важным моментом в обрядовом вождении берёзки служило ряжение. Деткам на голову плели и одевали веночки, которые сплетали из берёзовых веточек и полевых цветов, а те, кто постарше, уже наряжались «кто во что горазд»: «День после Троицы назывался духов день. И вот на Духов день испокон веков, мы дети, даже помню, наряжають бирёзку  и люди тожа наряжаюца – кто ваш што гаразд.  Кто ва што – то есть па-интереснее! Раньши были там балалайки, гармонь, а кагда нет -  с вядром! И вот ходять, распивають песни. И вот пока па всиму сялу не прайдуть, всё сило вот так, всё сило. И вот абычна угащения ставють вот, сталы накрывають тут окала дамов, угащения. И вот пака всё абайдуть и вот бирёзку тут несут. А дети с венками из бирёзы. Дети с винками тут, ани на голаву! А мы-та вот бегали так: у нас вянок на галаве и мы бежим за всеми этими. Патом значить прашли па всему сялу, вот как есть всё сяло абашли, и идут на реку, брасають бярёзку в реку и дети все брасают вянки. Вот  што вот смотрят там: вянок утанул там или паплыл дальши? А вот што эта азначаить… Раньши вот: «Ой, мол умрёшь скора!», - Вот винко утанул:  «Ой, умрёшь!». И патом всё, народ расходится.

Такое празднование Троицы до сих пор сохранилось в северо-восточных сёлах Касимовского района Рязанской области.




Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области