Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Мероприятия, проводимые Центром

«Рязань моя - моя любовь» (живопись)

Персональная выставка работ наивного художника из г.Рязани О.Ю.Лопатухина «Рязань моя – моя Любовь» в Захаровском краеведческом музее в серии передвижных выставочных мероприятий в рамках арт-проекта «Рязанский наив».


Рязанский областной научно-методический центр народного творчества организует серию передвижных выставочных мероприятий инновационного арт-проекта «Рязанский наив». Данный арт-проект разработан в целях развития и популяризации жанра наивного искусства. Рязанский ОНМЦ НТ формирует коллекцию работ и базу данных наивных художников Рязанской области; совместно с Московским музеем наивного искусства издаёт каталог «Наивное искусство и творчество аутсайдеров. СССР - Россия».

В 2012 г. пройдут персональные выставки художников «рязанского наива» в краеведческих музеях Захаровского, Касимовского, Михайловского районов и г. Скопина. На них будут представлены работы О. Лопатухина, А.Гусарова, В.Хохлова, К.Мальченко, Т.Тюриной, Л.Усатовой, Н.Успенской - участников Всероссийских и международных выставок и фестивалей наивного искусства.

Наивное искусство (из франц. naif, naive; от лат. nativus — "природный, естественный, коренной, врожденный, изначальный") – термин, пришедший из французской художественной критики кон.19 - нач.20 вв., которым обозначают довольно широкий круг произведений, созданных вне профессиональных школ и обладающих определенными художественными особенностями.

Чем ближе разговор подходит к истокам наивного искусства, тем менее научным он становится, зыбкими оказываются координаты и критерии. Наивное искусство – то есть создание произведений, обладающих высоким эстетическим качеством и силой воздействия на самых эрудированных зрителей – художественная практика, граничащая с непознанными явлениями чудесного и таинственного. Именно поэтому в мейнстриме художественной жизни и строго логичных конструкциях художественного процесса ему всегда отводится маргинальное положение.

Наивный художник, так же, как человек архаики, как ребенок в своем творчестве использует первоэлементы художественных форм, примитивные способы изображения. Именно они и составляют те особенности, по которым произведение можноотнести к разряду наивных: это простейшие приемы изображения, плоскостность, отсутствие перспективы, сходство с детским рисунком в изображении фигур и предметов, часто детальный подробный рассказ в сюжете, яркие цвета. Но примитивом мы часто называем не только использование в творчестве первоэлементов художественных форм, но и особый склад мышления, в котором сохраняются черты мифологического сознания, особая картина мира, отличная от той, что строится на основе современного научного знания.

Опирающееся, как и народная картинка, на культурные архетипы, наивное искусство, исполнено мудрости и несет в себе глубинные смыслы человеческого существования. В наивном искусстве привлекает повышенная эмоциональность восприятия мира, острая наблюдательность, юмор, порой ему присущи интонации патетики и поучительности. Наивный художник склонен противопоставлять тот идиллический, иногда «исправленный» мир, который он создает в своих произведениях – миру реальному. Часто исследователи определяют содержание наивного искусства как создание образов «потерянного рая».

Наивные художники - как правило, люди не от мира сего, чудаковатые, часто не имеющие не только художественного, но и вообще какого-либо образования. Эти художники наивны в том, как они позиционируют себя по отношению к окружающему миру: одни полагают себя гениями, другие простыми ремесленниками, но мало кто из них был в состоянии адекватно вписаться в современную художественную жизнь.

Наивный художник творит свои произведения под влиянием импульсов, идущих от бессознательного. Зачастую побудительным стимулом к творчеству является стремление сохранить себя как личность в трудный жизненный момент, запечатлеть свои мечты, видения. Наивное творчество по мотивации можно сблизить с созданием вотивных – посвятительных предметов и картинок, которые исполнялись верующими в знак благодарности Богу за спасение от болезни или несчастного случая и преподносились в храм. Процесс творчества для наивного художника столь же важен, как и результат. Можно сказать, что он испытывает потребность именно в процессе творчества, которое является для него в первую очередь актом автокоммуникации.

Организаторы арт-проекта надеются, что передвижные выставки “Рязанского наива” вызовут живой интерес зрителей самых разных возрастов и оставят в их душах неизгладимое впечатление, а также помогут выявить ещё неизвестных художников, работающих в этом жанре.

Информация о художнике.


Лопатухин Олег Юрьевич родился в г.Киеве в семье офицера 26 июня 1947 г. В 1965 г. поступил в Рязанский мединститут. Завершил обучение в Ярославском мединституте в 1971 г. Работал доктором в Кирове, Свердловске, Гусь-Хрустальном, Анапе, в настоящее время работает в ГКБ №10 г.Рязани врачом анестезиологом-реаниматологом. Живописи никогда не учился. Рисовать начал с конца 2007 года, случайно, расписав разделочную доску для жены и под влиянием друга В.И. Колдина, который почему-то, считал, что Олег Юрьевич может писать иконы. За три последующих года Олег Юрьевич провел три выставки в Рязани и одну в музее хрусталя ВСМЗ, дипломант «Фестнаив -2010». Несколько работ художника находятся в Московском музее наивного искусства. Новый рубеж – открытие персональной выставки «Рязанский окоём» (2011 г.) в рамках областной выставки «Творчество художников – любителей Рязанской области» в Рязанском ОНМЦ НТ.

Лопатухин О.Ю. – выраженный наивный художник, сочетающий самобытную яркость фантазии, свежесть и искренность восприятия мира с отсутствием профессиональных навыков рисунка, живописи, композиции, моделировки и др. В наивной живописи работы художников очень разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие наивные художники передают разномасштабностью фигур, особой организацией формы и цветовых пятен), пластичность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, подчеркивание функциональности предметов за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов. Представители наивной живописи чаще всего берут свои сюжеты из окружающей жизни, фольклора, религии или собственной фантазии. Им легче, чем художникам профессионалам удаётся спонтанное, интуитивное, незагруженное культурно-социальными канонами творчество. В результате чего возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует идеальная наивная гармония между природой и человеком.

Выставки:

2008 г. – Персональные выставки «Экология души»» и «Моя Рязань – моя любовь», г.Рязань;
2009 г. – Персональная выставка «Открывая старый книжный шкаф», Музей истории молодёжного движения, г.Рязань;
2010 г. - «Россия! Сердцу милый край!», Музей хрусталя, г.Гусь Хрустальный; 
2010 г. - «Фестнаив – 2010», Музей наивного искусства, г.Москва;
2011 г. – Персональная выставка «Рязанский окоём», ОНМЦ НТ, г.Рязань;
2011 г. – Персональная выставка «Не забывайте!», Музей истории молодёжного движения, г.Рязань;

Библиография:

Информационный портал г.Гусь-Хрустальный 26.02.2010 «Выставка наивного художника» 
Газета «Владимирские ведомости», №56 от 06.03.10 «Наивный реализм Олега Лопатухина»






Размер шрифта ААА

Архив мероприятий

2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области