Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Пусть заслонится дорожка, та, что ведет под уклон

Слова, вынесенные в заголовок, взяты из любимой песни моей героини - Лидии Николаевны Казеевой. Именно эту песню, среди множества других, чаще всего напевает она, занимаясь рукоделием - вышивкой.

И в свои 85 лет Лидия Николаевна может проводить за ней часы напролет. Каждая ее работа - маленькое чудо, произведение искусства. По комнатам не очень-то большого деревянного дома можно ходить, как по музею. Всюду вышитые картины, картины, объединенные в различные композиции, ковры, покрывала, накидки - и все сотворены ее руками. А сколько такого бесценного добра на время убрано, находится, так сказать, "в запасниках"! Каждая ее работа - маленький кусочек ее жизни. И где, как не за рукоделием, вспомнить все былое, пережитое. А под воспоминания и песни поются, соответствующие настроению, и нитки для вышивки порой темных тонов в ход идут. Но это только порой. А в целом вышивка Лидии Николаевны выполнена в ярких цветах. Она восхищает, радует. И в этих ярких радужных цветах мастерицы - позитивное отношение ветерана к жизни, осознание ее глубокого смысла, истинных ценностей.

...Для воспоминания о детстве, каким бы тяжелым оно ни было, Лидии Николаевне совсем не хочется брать нитки темных тонов. Хотя первый десяток лет провела она, живя с родителями, в подвальном помещении Кадом-ской средней школы. Отец работал истопником школы, мама -техничкой. Потому здесь и был отгорожен угол для проживания их семьи. Среди заливистых звонков, шумных перемен, деловой обстановки на уроках, которую бродившая по коридорам маленькая девочка чувствовала даже через закрытую дверь, и проходили день за днем, год за годом. Задолго до того, как пойти в первый класс, она знала его программу. И сейчас ветеран вспоминает:

- Я в первом классе-то почти не училась.

Ее первая учительница П.Г. Буренина часто говорила ее матери: "Лиза, возьми свою дочку, она мешает вести урок!".

А ей так хотелось показать своим одноклассникам-первоклассникам, что она уже знает то, что учительница им только-только обясняет. Уже тогда, в отодвинутом десятилетиями детстве, ее тянуло к рукоделию. Это было естественным для девочки. И вот однажды, бродя по подвальным закуткам школы, она увидела на большом куске картона или фанеры необыкновенные вещицы, вышитые и крестом, и гладью - поделки учеников, возможно кружковцев. Как же захотелось будущей мастерице все это посмотреть, изведать. Посмотрела, здорово попортив стенд, который, как сейчас она понимает, Е.П. Митропольская готовила к августовской конференции учителей.

Потом была учеба в той же Кадомской средней школе, которая давалась ей легко, занятия в кружках рукоделия. А вот и без темного цвета в воспоминаниях не обойтись. Черной грозовой тучей накрыла всю страну война. Учась в 9 классе, повестку на трудовой фронт получила и Лидия Николаевна. Мама собрала в дорогу нехитрую снедь: сухари, картошку, свеклу. В числе десятков кадомчан, сложив мешки с пожитками на телегу, отправилась она куда-то под Касимов. Фронт наступал, надо было копать окопы. Труд был непосильным для детей. Вспоминает Лидия Николаевна, как в десятом классе, в январе (наступил новый 1942 год) в их классе остались почти одни девушки. Всех здоровых ребят призвали на фронт. После окончания десяти классов Лидия Николаевна вновь получила повестку на трудовой фронт. На этот раз работала под Сасовом на свекольных полях, жили прямо в поле, в каком-то сарае. Вернувшись оттуда, послушалась материнского совета: идти вместе с другими выпускниками в Темников, поступать в педагогический институт. Студенты жили в общежитии, по несколько человек в комнатах. В зимнее время сами готовили себе дрова, чтобы протопить печку. Обучение в институте длилось два года, оно давало возможность выпускникам преподавать в семилетних школах. Лидию Николаевну направили в одну из мордовских школ в Зубовополянском районе. До места своего назначения Лидия Николаевна добиралась в товарном поезде, вместе с возвращающимися с фронта солдатами.

Нелегко было преподавать в переполненных классах, где ученики, по существу, были ее ровесниками, так как работать ей пришлось не в семилетней, а в средней школе. Да еще незнание мордовского языка накладывало свой отпечаток. Преподавала математику и физику. Но молодость есть молодость. И этот нелегкий отрезок жизни не хочется ветерану окрашивать в темные тона. В этом же селе был детский дом. За его директора и вышла кадомчанка замуж. Теплоты и крепкого мужского плеча Лидии Николаевне в жизни почувствовать рядом с мужем не довелось. В конце концов пришлось все-таки развестись. Но у нее подрастали две дочки, и они были.теми лучиками теплоты, которые согревали ее, давали силы жить, работать. А работать она приехала в свой родной Кадом. Здесь районным отделом образования она была направлена учительствовать в Котелинскую среднюю школу. Жила при школе, любила очень детей. Чтобы сподручнее было добираться до Кадома, где еще жива была ее мама, Лидия Николаевна не хуже мужчины, в те времена это было редкостью, водила мотоцикл, имела права. И здесь, кроме преподавательской работы, у нее в помощниках были швейная машинка и ее мастерство. Дочери выбрали профессии, которые ассоциировались с мамой: старшая окончила Кадомский швейный техникум и стала технологом, а младшая - педагогом. А Лидия Николаевна, уйдя на пенсию и переехав на жительство в Кадом, продолжала обучать детей мас-ерству. Она много лет вела кружок рукоделия в Доме детского ворчества. Работа с детьми -дело благодатное. Отдавая, в сто крат больше получаешь. Приятно же видеть, какие красивые изделия теперь могут своими руками сотворить ее ученицы. Не оттого ли и в свои 85 лет Лидия Николаевна полна энергии и творческих задумок, вышивает картину дочке.

А на ее новогоднем столе, возможно, были ее знаменитые испеченные лебеди. Она мастерица не только по части вышивки, но и по выпечке.

Не удержалась, спросила, что, на ее взгляд, позволяет годам быть над человеком невластными. В ответ услышала:

- В первую очередь, не надо в душе держать зла на людей. Быть добрее к ним и больше двигаться...

Насколько бы красочнее стал вокруг нас мир, если бы каждый из нас жил по такой вот жизненной формуле. А еще, наверно, надо любить жизнь так, как ее любит Лидия Николаевна. Не зря же ее вышивки, ее покрывала, ее картины в основном красочны и ярки. И в любимой песне она обращается с единственной просьбой к березкам: "... Чтоб заслонили дорожку, ту, что ведет-под уклон". Пусть так и будет. А неспокойные руки мастерицы пусть еще долго радуют нас искусной вышивкой.

Тамара ПУДОВКИНА
Газета «Родные истоки»

21 января 2011 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области