Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиНовый спектакль молодежного театра «Предел» из СкопинаКомпозиция «Божья дудка» по стихам Есенина, представленная в камерном зале филармонии, – совместный проект с квартетом «Парафраз». Музыка и песни в исполнении русских народных инструментов и певицы звучат как естественный фон к есенинской поэзии. Из многогранной жизни поэта, которая в спектакле прослеживается пунктиром, выбраны три основные темы – тесно связанные друг с другом темы матери и родины, а также погибшей души поэта. В зачине постановки солистка квартета Лариса Голикова а-капелла исполняет молитву о помощи слабому человеку и спасении души. Сценическое повествование строится на стихах, музыке, воспоминаниях, документальной хронике, фотоснимках и даже включает архивную запись чтения стихотворения самим Есениным. Стихи в спектакле читают Владимир Дель (режиссер спектакля) и актриса театра Ирина Дель. Кстати, в самом чтении стихов нет ничего неожиданного. Владимир Дель читает их на высокой ноте, со слезой в голосе. Ирина Дель с традиционным пафосом. Но, как всегда, в спектакле Деля интересен предметный ряд, который обыгрывает режиссер. Так, в начале действа мать поэта (Ирина Дель) в русском наряде появляется с коромыслом на плечах, а вместо ведер висят пластиковые банки с красноречивой этикеткой «Вода родного края» и портретом Есенина. Эта вода родного края наливается в таз, затем в него опускаются яблоко (какая же Рязань без яблок!), опавшие листья и бусы из калины. Вот этим настоем – метафорическим образом родины – и умывается юный поэт. Ну а творит этот настой мать. Она же читает стихотворение «Вот оно, глупое счастье, с белыми окнами в сад», потому что счастье оказывается возможным только здесь, дома. Отъезд поэта – «Всё теперь решено, без возврата я покинул родные края...» – это добровольный отказ от глупого счастья и погружение в кабацкую, загульную жизнь хулигана. И эта другая жизнь, где «синие глаза поэта в кабаках промокли», навсегда отделяет его от деревни. Дель приводит воспоминания Галины Бениславской о поездке в Константиново на свадьбу. Безудержное веселье Есенина оборачивается надломом и отчаянием.
В спектакле появляется еще один предмет, который многократно обыгрывается, меняя свой метафорический смысл, – это домотканое полотенце, на котором вышито последнее прощальное стихотворение Есенина: «До свиданья, друг мой, до свиданья». В полотенце его пеленают, словно в смертное покрывало. И только мать способна снять эти путы и превратить их в шарф, тепло укутав сына. А еще одеть его в вязаные шерстяные носки, символ уюта. Но гармония уже невозможна. А затем скомканное полотенце разворачивает мать, как последнее прощальное письмо. И квартет исполняет музыку знаменитой песни «Ты жива еще, моя старушка?», которая звучит уже как трагическая кульминация спектакля. По окончании песни, появляясь из зрительного зала, Владимир Дель выносит раритетную тальянку. И читает стихи на мажорной ноте. Лариса Голикова под аккомпанемент квартета поет задорную русскую плясовую песню. В финале спектакля звучит запись – детские стихи Есенина пытается заучить и прочитать маленький, еще плохо говорящий мальчик. Так закольцовывается повествование о судьбе поэта, стихи которого звучат и будут звучать в новых поколениях. Лариса Лобанова Газета «Рязанские ведомости» 9 ноября 2012 г. Другие события
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |