Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

«По секрету вам скажу, милые подружки, в интернете прозвенели и мои частушки!»

По телевизору частенько смотрим, как там артисты и другие «богатенькие буратино» омолаживаются: у кого хорошо
получилось, у кого во вред пошло. Для нас-то такое, конечно, недоступно. Да и не очень хотелось, вроде, и так неплохо выглядим. А если речь вести о семидесятилетней Наталье Андреевне Петровой, которая недавно в гости заходила, то и вовсе пожалеть силиконовых страдальцев можно. Наша землячка - женщина без возраста, ее реальных лет ей никто не даст. Лицо гладкое, движения быстрые, глаза сияют, открыта для общения - душа нараспашку. И платьице в цветочек ей очень идет! Поговорили с ней - как живой воды напились.


ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ -БУДЬ ИМ!

А ведь если перебрать ее жизнь, то безоблачности и беззаботности там не найдешь. Но она все же счастлива, радуется всему - тяжелой работе, зеленой траве, своим частушкам, тому, что люди ее творчество оценили, да всему на свете. Бывают же такие светлые люди! Кстати, мы не оговорились, сказав, что Наталья Андреевна радуется тяжелой работе. Именно так она и рассказывала: «Кирпичи сырые, тяжелые. А я их в вагонетку нагружаю, да потом мы ее перегоняем на обжиг. Я стараюсь побольше успеть да побыстрее. Да так хорошо получается! » ... А было Ноте, как называли ее в семье, 14 лет.

Родилась в роковом 41-м пятым ребенком в семье в слободе Кукуй (сейчас улица Перегудова). Отец Андрей Иванович Ефремов уже в это время ушел на фронт. Так они с младшей дочкой и не повидались - погиб.

- А уж какие наши Кукуи замечательные! - рассказывает Наталья Андреевна. – Раньше-то еще лучше были: зеленые деревья по обочинам, ковер мягкой травы, все чистенькое - ни соринки. Певучие Кукуй: точек пять по одной слободе, где парни, девчата, мужики, бабы собирались, усаживались на какие-нибудь бревна и под гармошку пели - никак остановиться не могли. И плясали. У меня, говорят, отец очень хороший плясун был. А мать - певунья! От них, наверно, и мне передалось: уж как я люблю частушки сочинять, прямо сами собой получаются.

Мы с подружкою косили
под березкой у пруда.
Из своей родной деревни
не уеду никогда!

ЭТУ КЛЯТВУ СДЕРЖАЛА

Всю жизнь на Кукуях живу. Все помню — с детства. Река наша Мошка для нас была целым миром. А как мы рыбу там ловили: и кошелками, и руками! Не для развлечения, а на еду. С едой-то было плоховато. Но вот почему так, не пойму: трудно жили, а весело. Все — с песней. Бывало, еще до работы мать с бабушкой успеют сбегать в Запожвский лес за сушняком для печи. Это часа в 4 утра им приходилось вставать. Назад идут - поют! Дома прокрутились — и на работу, и опять поют! Тогда по всему Сапожку утром и особенно вечером песни были слышны: «Слышь, это фабричные завели... А это пушкарские».

Вот думаю и думаю, почему и работать хотелось, и песни петь, и радоваться, даже вопреки войне? Наверно, потому, что верили в Победу, в будущую лучшую жизнь. А сейчас? Всем всего мало. Все разъединились. На праздниках-то не погуляют как следует... Кто постарше вспомнили хотя бы Троицу. Как веселились! Мать, бывало, ради такого дня огромную черепушку блинов напечет. Уж мы едим-едим, никак не наедимся. А потом в овраг, где все собирались. А там торговля: «Мануфактура», «Ситро», «Сладости». А вокруг луга, цветы, опушка леса, венки. Красота!

Да, так вот, доучилась я только до 7 класса. А потом обуться, чтобы в школу идти, не во что стало. «Откуда я тебе возьму?» — мать говорит. Раздобыли только тряпочные тапки. И пошла я на кирпичный завод. Спасибо директору Добрынину, взял на работу. Я его всю жизнь добром вспоминаю. Недавно в газете про него читала, радовалась. По 200 кирпичей на вагонетку грузила. 7 часов стоим с подружкой, сырые глиняные кирпичи берем, складываем и поем! Аж заливаемся всю смену. Нас даже прозвали «Сестры Федоровы» - были раньше такие знаменитые певуньи. И ничего, работа только в радость была. Зарабатывать хорошо стали. А директор наш труд ценил, хвалил, подарками задарил. У меня шелковых комбинаций на всю жизнь хватило, до сих пор лежат. А Почетные грамоты я и не считала. Зимой, когда глина замерзала, делали шифер. С резиновой крошкой работали.

ВСЕ ДОМА СТРОЮ

С мужем у меня не сложилось. Ну и Бог с ним, не жалею. Хотя вместе дом построили, но я оттуда с двумя сыновьями вернулась к матери. А у матери что там – избушка-развалюшка. Мы уж от такого отвыкли, да и денежки трудовые всегда имелись. Стали вместе с сестрой теперь тут дом строить.

Подростки меня любили. Бегут, бывало, на помощь в стройке. Только одно условие: «А ты пойдешь с нами на речку с гармошкой?» Ну как не пойти - сама люблю это дело! И всегда казалось мне, что на гармошке играть надо в наряде русском. Как я завидовала бабам, у которых эта «снаряда» была! Долго завидовала, а потом все- таки и себе такую справила. С тех пор все время наряжаюсь.

(А мне вспомнилось, как выступала Наталья Андреевна на сцене самого большого в районе концертного зала - КСК «Надежда». Да такие частушки «загибала» на злобу дня - и про главу района, и про губернатора, и про сапожковцев, что весь зал со смеху покатывался! Присутствовавший на том торжестве губернатор Рязанской области (который пребывал к тому же в генеральском чине) цросто не выдержал: когда Наталья Андреевна, закончив выступление, отправилась за кулисы, он схватил огромный букет и пустился за ней следом. Догнал, вручил. А певунья теперь сокрушается: «Эх, если бы я знала, что от генерала цветы получу, я бы ему спела: «Полюбила генерала,/ Не попала за него:/ Не хватило капитала/ У папаши моего!». Потом ей и новую гармошку подарили.)

«БЕГАЛ В ДЕТСТВЕ ПО ОВРАГАМ БЛАГОДАТСКИЙ ПАРЕНЕК,

А теперя, паренек, в поле хлеб тебя завлек!»

Об одном из сапожковцев, ныне фермере, поет Наталья Андреевна. Да что там - об одном, «портретная галерея» уже сотнями исчисляется. Она в своем творчестве практически все стороны сапожковской жизни отражает. Когда ее приглашают выступить в том или ином концерте, она приносит организаторам частушечек примерно по... 37. И то с трудом выбирает из общей массы. Ведущие за голову хватаются: надо же и другим артистам в концерте выступить. А памятный практически всем сапожковцам наш баянист-виртуоз, бессменный аккомпаниатор Владимир Губарев, бывало, шепнет ей: «Да ты скажи – сокращу, а на сцене пой побольше!». Всем сердцем, как и многие из нас, скорбит Наталья Андреевна о том, что любимый баянист так рано ушел. И человек был хороший, и так удобно с ним выступалось.

Она вообще, чувствуется, человек очень благодарный и душевный. Своего долголетнего начальника, так много сделавшего для Сапожка Константина Максимовича Добрынина тоже,в разговоре то и дело вспоминает. «Какой же он хозяйственный был, сметливый! Куда-то съездил, где строительные блоки делали. Вернулся, смотрит вокруг, говорит: «Вот у нас под ногами шлак валяется. В дело его!». Стали тоже на райпромкомбинате шлакоблоки производить.

И снова о родной природе. Все мы считаем нашу реку Пожву жемчужиной края: жемчугом ее вода и отливала, а песчаное дно — золотом, а трава на берегу - изумрудом. Драгоценность, да и только! А потом... Долгие годы она находилась в удручающем состоянии. Но вот сделали плотину, возродилась, несколько иначе, чем в нашем детстве, но все равно хорошо!

Река Пожва мила с детства, 

Хоть спросите у людей.

Полюбили нашу Пожву

Стаи белых лебедей.

И действительно так. Мы писали об этом в газете. Какая радость была! На По-жве ведь и цапли живут, и чайки. А земляники на берегах сколько! «Брат с третьего класса ушел работать пастухом, - рассказывает Наталья Андреевна. - Я носила ему поесть, чаще всего простой суп, в который мать чуточку масла пустит. Да хлеб, конечно. А запивали все необыкновенно вкусной водой из родника, который бил недалеко от свинарника (сапожковцы знают), но за речкой». Вот так переплетается в жизни все: песни и тяжелый труд, природа и хорошие люди. И тогда рождаются естественные, не надуманные и не заумные творцы, как Сергей Есенин, как простая са-пожанка Наталья Петрова. Она у нас уже далеко стала известной. Участница телепередачи «Играй, гармонь!», программы «Земля рязанская - ты песня вольная» в Ско-пине, победительница областного конкурса «Ты цвети, процветай, наш родной рязанский край», участница многих районных и зональных фестивалей. И про интернет — это так и есть: скоро станет и там рекордсменкой по количеству просмотров.

У Натальи Андреевны двое сыновей, двое внуков и одна внучка, две правнучки. Близка она и со своей племянницей Надеждой Шпигалевой, в прекрасном саду которой, среди дивных роз для нас «зажгла» «гармонистка Нотя». Да так, что и все присутствовавшие не смогли безучастными остаться! Поехал наш сотрудник на задание - фотосессию, - а сам гармонистом заделался. И хозяева ухоженной красивой усадьбы развеселились. Вот какой дар у Натальи Андреевны - нести радость окружающим! Не в этом ли и есть смысл жизни?

Татьяна КОЛОСОВА
Газета «Сапожковские вести»
29 июня 2012 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области