Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Земляк Добрыня

Не так давно в России задумали создать сказочную карту. Регионы «поделили» между собой любимых с детства персонажей - кому Иван-Царевич достался, кому Баба-Яга, кому Чебурашка...

Но деление, конечно, было не произвольным - надо было доказать право на «присвоение» региону Колобка или Соловья-Разбойника. То есть каждый регион, претендующий на того или иного сказочно-былинного героя, должен был составить определенную историческую справку, которая развеяла бы сомнения о том, что Кощей Бессмертный имеет тверские корни, а Снегурочка - костромичка. Нам по такому распределению достался Добрыня Никитич. Точнее, так распределили дошедшие до нас былины и прочие источники, которые можно считать документами того времени.

Краеведы из Шилове убеждены, что Добрыня имеет именно шиловские корни, и многие историки согласны с аргументами, которые они приводят. Тем не менее, есть и те, кто сомневается в причастности Добрыни к Рязанскому краю и пытается «переселить» его в другие местности. Чтобы разобраться в вопросе богатырской прописки, мы отправились в Шилове, к директору этнокультурного центра «Заряна» Андрею ГАВРИЛОВУ, которого сами шиловцы считают главным энтузиастом решения«добрынинского» дела.

Фольклорные документы

- Андрей Николаевич, начать хотелось бы, наверное, с того, как вообще появились подозрения, что Добрыня имеет какое-то отношение к Рязанскому краю?

- Для этого стоит открыть любой сборник былин. Там часто упоминается, что Добрыня выезжает из Рязани. Часть исследователей придерживаются мнения, что Добрыня из Рязанского края, часть склоняется к тому, что образ его собирательный. Есть мнение, что одним из прототипов Добрыни был Добрыня Малкович, дядя Владимира Красно Солнышко. Второй Добрыня - тот, что упоминается в летописях, - это Добрыня Рязанич Злат Пояс. Надо сказать, что о нем говорится несколько раз: один раз в связи с междоусобной борьбой, второй раз - в связи с битвой на Калке.

- Основания полагать, что Добрыня рязанец, все-таки есть. Но почему он, на ваш взгляд, причастен именно к Шиловской земле?

- Первый момент - в Шиловском районе есть Добрынин остров. Этот топоним впервые упоминается в XVI веке. А в XIX веке была записана легенда, по которой на Добрынином острове сидел богатырь, грабил проезжающих купцов и перебрасывался с Ильей Муромцем, сидящим на другом берегу Оки, топорами. К слову сказать, топоним Добрынин остров существует и сегодня. Это место красоты неописуемой.

Второй момент - около поселка Прибрежный располагалась курганная группа. В Рязанском кремле хранится рукопись краеведа Кленова, который исследовал археологические памятники окрестностей Шилово. И вот он как раз описывает судьбу этого кургана - он располагался в местечке Дубки и был раскопан в 20-х годах местными крестьянами. До этого курган упоминался в описании многих дореволюционных исследователей. В народе этот курган прозывали Добрыниным. Наиболее полно об этом рассказывал местный житель Тимофей Матвеевич Кирсанов - когда я начинал работу по созданию музея, в середине 70-х годов, мы записали его рассказы. К сожалению, техникой мы тогда не обладали, но в рукописном варианте все рассказы деда Тимохи сохранились.

Уже позже, поскольку курган сравняли, стали утрачиваться и легенды, связанные с ним. Сейчас уже многое ушло. Но все равно фольклор сохраняется. А какие еще доказательства, кроме фольклорных источников могут быть? А если подвергать сомнению такие источники, можно опровергнуть все что угодно. Всю историю.

История с мечом

- Известен факт, что еще в начале XX века к нам приезжала экспедиция Аненербе (нем. Ahnеnerne - «Наследие предков» - ред.), искали якобы какой-то меч... Это связано каким-то образом с мечом Добрыни?

- Надо сказать, что впервые немцы появились в шиловских местах еще в конце XIX века. Они исследовали Тереховское городище. Любопытно, что работали они по некой рукописной книге, в которой было описано несколько мест. По слухам, нашли они много вещей, но самое интересное, что был найден некий железный стержень в человеческий рост, который раздваивался на конце, и на каждой половинке был привязан колокольчик. Что это такое - неизвестно. Эту находку они увезли с собой.

- Как же им разрешили вывозить наши археологические ценности? Да и вообще копать на нашей территории?

- Понимаете, до 1960 года вообще не было статьи за разрушение археологических памятников. Они проявили интерес к нашим памятникам, и никто им не препятствовал... Как говорили, они искали меч. Но неизвестно, Добрынин это меч или Добрыня был только одним из его владельцев, потому что информация о чудесном мече всплывает в истории несколько раз, причем начиная с очень древних времен.

Можно вспомнить историю про князя Муромского Петра, который побил мечом змея, и по одной из легенд, архангел Михаил водил князя в Рязанскую землю, и он здесь получил этот меч, а потом вернул сюда же. Есть ещё туманный намек, что Евпатий Коловрат воспользовался Добрыниным мечом. Но об этом, конечно, очень мало информации, мы можем только домысливать. Тем не менее, тот факт, что здесь существовал культ меча, неоспорим. Я, например, не считаю, что Добрынин меч -это что-то сверхъестественное. Скорее всего, это добротный рунный меч, который передавался от богатыря богатырю.

 

Шиловские сказания

- Местные сказания о Добрыне несколько отличаются от тех, к которым мы привыкли...

- Если брать общеизвестные былины, то Добрыня в них боролся со змеем, у нас же он борется с мифической Чамкой. О ней в народе говорили, что сверху она как обычная баба, волосы у нее длинные, зеленоватые, а внизу как ящерица, и конечности трехпалые - это то, что мы можем узнать о ней из фольклора. По описанию похожа на русалку, но жила она не в воде. Впрочем, и у Пушкина «русалка на ветвях сидит...»

По преданиям, Добрыня стал бороться с Чамкой, и она его уже одолевала, но он помолился Божьей Матери и победил. За это он получил чудесный меч. Так он стал сильным богатырем. А тут татары затеяли войну... Обе стороны договорились, мол, зачем много народу губить, пусть сначала богатыри поборются. Вышел Добрыня, а татары выставили щупленького, маленького противника, Добрыня возьми да и скажи - я таких и тридцать поборю. Татары обрадовались, а деваться некуда -уже сказано, пришлось Добрыне бороться с 30 противниками. А пока шла борьба, их лазутчик подменил меч, и последний татарин убил Добрыню. Но, как говорят, меч они с собой не забрали. По одним источникам его опустили в Оку, по другим - вернули Чамке, а та опустила его в Тырницу... Так что где его искать, сказать трудно.

- Сейчас, похоже, в сознании многих образ Добрыни начинает ассоциироваться с Рязанской землей...

- Мы стараемся, чтобы было так. Надо бережно относиться к истории. У нас очень много героев, которыми стоит гордиться. Евпатий Коловрат, Авдотья Рязаночка... Это же, как сейчас принято говорить, настоящие бренды земли Рязанской.

Зоя МОЗАЛЕВА
Газета «АиФ Рязань» №39
26 сентября 2012 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области