Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

От кружка - к профессиональному театру

Такую добрую традицию заложили 95 лет назад наши земляки, развивая народное творчество. Как же щедра земля наша на уникальные дарования! Об этом поведали сухие строки архивных документов.

Ну надо же, как все удачно совпало! Нынешний год в нашей Рязанской области объявлен Годом музеев. А Сапожковский краеведческий музей - один из лучших в регионе - отмечает первую круглую дату. Ему исполняется четверть века. Официальные торжества будут приурочены к Международному дню музеев, который отмечается 18 мая. Мы гордимся, и совершенно справедливо, своим хранилищем истории, нашей родовой памяти. В нем тысячи экспонатов, документов, иногда совершенно уникальных. И «кладовая нашей памяти» постоянно пополняется, расширяется - сотрудники музея во главе с основателем, первым директором, почетным краеведом, почетным гражданином Сапожковского района Иваном Кузнецовым и его нынешним директором Еленой Добычиной ведут постоянную, кропотливую изыскательскую работу. О ней мы постараемся постоянно рассказывать на страницах газеты.

Радуясь творческим сценическим успехам современных талантов, знаете ли вы, что у них прочная основа, заложенная нашими предками почти сто лет назад? О ней, этой основе, поведали сухие строки архивных документов. На запрос из нашего музея, направленный директором Еленой Добычиной в адрес Государственного архива Рязанской области об имеющихся там документах, рассказывающих о становлении народного театра в Сапожке, получена обширная справка. Удивительная, даже сенсационная история театрального творчества в небольшом уездном городке.
 

БЕЗ ГВОЗДЯ ТЕАТРА НЕ ПОСТРОИШЬ

Трудные времена переживала Россия, а вместе с ней и наш уезд в конце 10-х - начале 20-х годов прошлого века. Революция, братоубийственная гражданская война, разруха, голод. Тут, казалось бы, не до высокого искусства, выжить лишь. Честь и хвала нашим предкам, что не жили они одним днем, смело в будущее смотрели.

Вот совершенно невероятный для того времени документ: Сапожковский уездный отдел народного образования (далее УОНО) дает информацию, что в октябре 1918 года в г. Сапожке начал работу культурно-просветительный кружок, при котором организована драматическая секция, занимавшаяся постановкой спектаклей. Этот месяц смело можно считать начальным в театральной деятельности уезда.

А что нужно в первую очередь, помимо энтузиазма и жажды сценической славы? Правильно, помещение. И вот 20 января следующего 1919 года отдел обращается в Сапожковский уездный исполнительный комитет (далее УИК) Совета рабочих и крестьянских депутатов о приспособлении одного из зданий в Сапожке под городской театр. Такового, к сожалению, не оказалось. Поэтому УИК 31 января 1919 года принял решение о передаче в распоряжение УОНО и перестройке для театра дома Поповой, в котором тогда размещался так называемый советский клуб. План реконструкции здания был выполнен инженером Свенторжецким.

Но потом оказалось, что гораздо удобней организовать театр в домах Дьяконова и Кондрашова в самом удобном месте в центре города. (Ныне в этих помещениях размещаются наша редакция и служба занятости населения. То-то мы заметили, нас иной раз такие «артисты» посещают... Стены, наверно, привлекают и обстановка. - Ред.) В ноябре того же года Сапожковский УОНО направляет в Народный комиссариат просвещения смету и проект перестройки этих домов для утверждения и выделения средств на строительство. На заседании от 30 января 1920 года Сапожковский УИК постановил поддержать театральную комиссию УОНО, которая была к тому времени создана, и «...принять самое горячее участие в деле постройки Народного Театра в г. Сапожке».

Перестройка была поручена тому же инженеру Свенторжец-кому. Но до мая 1920 года из Наркомпроса не было получено уведомления ни об утверждении сметно-технической документации, ни о выделении средств. Однако сапожковские «театралы» рук не опустили. Работы по строительству городского театра развернулись с начала 1920 года местными силами и на местные средства, которых, само собой, крайне не хватало. И строительство сильно затягивалось.

Вот достаточно красноречивый документ от 15 ноября 1920 г. В нем заведующий Сапожковским УОНО просит Рязанский губернский исполнительный комитет «...оказать содействие в получении из Губсоюза для Са-пожковского театра «Октябрьской революции» (светлые головы были у земляков, придумавших такое название. Ну-ка, попробуй, откажи революции! — Прим, автора), который в настоящее время заканчивается постройкой, гвоздей 5-дюймовых -5 пудов, гвоздей для приготовления диванов для зрителей, сарая для реквизита, оборудования четырех подвалов. Отсутствие гвоздей может остановить постройку театра...»

И - ХЛЕБЦА КУСОЧЕК АРТИСТАМ

Видимо, гвозди были все же, выделены. 25 и 26 ноября 1920 года в еще недостроенном здании театра показаны первые спектакли. В декабре того же года воспитанники Сапожковской художественной школы изготовили декорации для городского театра и даже 300 обложек к... программам спектаклей. Да-да, все, как у «больших» театров - деревянные диваны для зрителей и программки. Созданной артистической труппой УОНО было поставлено Я спектаклей. Жаль, не удалось установить их названия, но наверняка это было что-то классическое или «революционное».

Первым руководителем (уполномоченным) Сапожковского городского театра в январе 1921 года коллегией уполитпросвета (подотдела УОНО) назначен режиссер труппы УОНО Н.П. Звягин. В мае того же года утвержден состав артистической труппы из 22 человек и 13 лиц технического персонала. Тогда же труппа была обязана ставить по 8 обязательных спектаклей в месяц (по субботам и воскресеньям). А для «поддержания штанов» или просто заработка ей было предложено давать еще по 4 спектакля, сбор с которых должен был поступать в пользу актеров. Словом, сам себя театр содержал, да еще доходы приносил в бюджет уезда.

На сцене блистала труппа УОНО. Но скоро к этим «профессионалам сцены» подтянулись труппы уездного комитета молодежи, профсоюзного бюро и всеобуча, проходили в театре также концерты Сапожковской музыкальной школы и хора профсоюзов. Принимались все эти выступления на «ура». Не зря же в отчете УОНО за ноябрь 1920 - июнь 1921 гг. отмечается: «Пролетариат города и окрестных слобод посещает театр весьма охотно...»

Но содержать заведение было хлопотно. Коллегия УОНО на заседании от 17 сентября 1921 года постановила: «...Довести до сведения президиума УИК, что гортеатр обслуживает не только цели уполитпросвета, но в то же время является зданием для съездов, конференций, митингов и т.д., а посему забота о ремонте в целом лежит на у исполкоме» и передала в него перечень работ, необходимых для приведения в надлежащее состояние здания театра. Кроме того, полагая, что «...значение театра громадно в политико-просветительной отрасли для всего уезда», коллегия просила президиум уисполкома регулярно снабжать артистов пайками «наравне с музыкантами оркестра». В противном случае, по мнению коллегии, театр ожидает закрытие.

24 октября того же года коллегия УОНО отмечает, что городской театр обслуживает нужды многих «учреждений и организаций просветительской целью.., является единственным местом разумного отдыха членов профсоюзов и местного населения прилегающих слобод и с культурно-просветительской стороны является одним из рассадников агитационно-пропагандистских средств». Но руководство Рязанской губернии отказало в выделении средств на содержание театра. Понятно, денег-то на самое необходимое не хватало. В связи с этим УОНО просит уисполком «оказать помощь в снабжении топливом, освещении и содействии в ремонте театра». Уисполком ставит в известность, что намеревается перевести всех работников театра на хозрасчет и оплачивать их труд из сумм, собранных со спектаклей «по квалификации каждого актера, которая устанавливается общим собранием труппы».

«А МЫ САМИ ГОЛОДАЕМ»

Вокруг нищета разруха. А вот поди ж ты, тянутся люди к высокому искусству. Как тут не вспомнить знаменитое: «Хлеба и зрелищ!». Но платить большие деньги за билеты не могут, средств со сборов спектаклей на содержание театра не хватает. В связи с этим уполномоченный городского театра и ответственный режиссер Звягин «.. .в целях сохранения театра как единственного культурного учреждения в городе» в марте 1922 года просит УОНО об уменьшении отчислений от спектаклей в пользу голодающих. Самим бы выжить.

С января до 1 апреля 1922 года труппой УОНО в Сапожковском городском театре были поставлены 21 пьеса и 3 миниатюры. В июне того же года в театре числились 19 работников. В октябре Звягин обращается с очередной челобитной в уком и уисполком за материальной поддержкой для театра. Он пишет: «Работа в театре вследствие неимения средств и требуемого ремонта замрет, при поступаемом же доходе театр существовать не может».

Власть не оставила этот крик души без поддержки: «Принимая по внимание громадную работу театра как политически просветительную, единственно работающего в уезде», президиумы Сапожковских укома и уисполкома 19 октября 1922 года постановили перевести содержание театра и его труппы в местный бюджет, а доходы от спектаклей отчислять в пользу уисполкома. Получилось, однако, по поговорке: «Гладко было на бумаге...» В связи с нехваткой средств у уисполкома это постановление отменено 30 марта следующего года, а уполномоченный театра и труппа вновь были переведены на содержание путем хозяйственного расчета. Но, увы, «на самоокупаемость перевести не представляется возможным ввиду малочисленности населения города», говорится в отчете Сапожковского уполитпросвета за январь-март 1923 года.

«ПОВЕСИТЬ БОЛЬШОЙ ЗАМОК НА ТЕАТР»?

А городу был нужен театр! Об этом свидетельствует хотя бы докладная записка заведующего уездным отделом народного образования в адрес президиума УИКи: «УОНО просит решить вопрос о гортеатре. Частные совещания и переговоры не дали определенных • результатов. УОНО считает необходимым высказать свой взгляд на положение театра. 1. Здание гортеатра недостроено: нет сарая для хранения декораций и мебели. Здание не утеплено, и бывает невозможно сколько-нибудь отопить театр. Это все отражается на художественном уровне театра. 2. Под работу труппы не подведена материальная база. В силу безденежья и малолюдства Сапожка театр не может самоокупаться. 3. При невыясненности вопроса о материальной базе УОНО не может заняться вопросами художественной стороны театра - состав труппы, подбор репертуара, уровень исполнения, т.к. у УОНО нет ресурсов, чтобы, вмешиваясь, давать актерам какие-нибудь материальные гарантии. Получаемая ими низкая оплата труда и невозможные с точки зрения охраны труда условия игры (исполнители дрожат (замерзают) на сцене) не позволяют что-либо требовать от труппы... Состав труппы и уровень исполнения и репертуара оставляют желать много лучшего. Но для поднятия дела нужны материальные средства. Репертуар, правда, контролирует УОНО, но если он будет весьма требователен, то при существующих условиях хорошие пьесы не могут быть поставлены, а плохие не будут разрешены к постановке, и театр должен будет закрыться. Повесить большой замок на театр, правда, самый легкий способ решения вопроса - как материальной, так и художественной стороны, но едва ли - самый лучший. УОНО надеется, что если прежние составы УИК умели построить театр, то существующий сумеет поддержать его, ценя в нем культурное учреждение...»

НАШИМ АРТИСТАМ МОСКВИЧИ АПЛОДИРОВАЛИ!

Нашлись в местных органах власти дальновидные люди. Постарались по мере возможностей того времени пойти навстречу просьбам любителей театра, причем не только его сотрудникам, но и всем местным поклонникам Мельпомены.
И вот уже в отчете о деятельности Сапожковского уездного отдела местного хозяйства отмечается, что с 1921 года число работников Сапожковского театра выросло к 1923 году с 22 до 26 человек. Театр имеет собственное здание, обеспечен костюма: ми и декорациями. Эти годы, пожалуй, можно было назвать годами расцвета театра в Сапожке.

Развивался он и в последующие годы. В документах архивного фонда имеется информация, что драматический коллектив существовал в Сапожке и в 30-е годы. Так, президиум Сапожковского райисполкома на заседании от 3 июня 1936 года постановил отпустить средства местному драмкружку на поездку в Москву для показа своей работы. Блеснуть мастерством перед избалованной московской публикой дорогого стоило!

Интересен и такой факт. В 1937 году был составлен договор между Сапожковским райисполкомом Московской области (да-да, не удивляйтесь, было время, когда мы по территориальной принадлежности к Московской области относились) и Московским областным домом колхозной художественной самодеятельности. Согласно этому договору москвичи направляли в Сапожок своего режиссера Шаврова для руководства нашим самодеятельным районным театром.

А в 1938 году было демонтировано оборудование сцены в здании гортеатра, построенного в 20-е годы. Сценическое оборудование установили в зале районного дома культуры, где и начали ставить драматические постановки, а здание театра стало использоваться под кинотеатр.

О дальнейшей судьбе Сапожковского театра можно многое рассказать — о том, какие яркие спектакли ставились в 50 - 60-х годах самодеятельными артистами, какие таланты блистали в то время на сцене. Затем пришла пора забвения. Но в 80-х годах прошлого века работникам районного дома культуры под руководством Антонины Губаревой вновь удалось возродить «Народный театр» и два года подтверждать высокую марку сапожковской театральной сцены. Продолжает жить театр и в наши дни, правда, в формате любительского в средней школе № 1. Кстати, этому потомку первого сапожков-ского театра уже больше 20 лет.

Традиции, заложенные нашими мастерами сцены почти столетие назад, живут...

Виктор ГУБАРЕВ
Газета "Сапожсковские вести"
18 января 2013 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области