Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Озорная Русалка в селе Можары

В сараевском селе Можары молодежь каждый год отмечает праздник Русалка. По местным традициям Русальная неделя в селе начинается с Духова дня, то есть с понедельника, сразу после Троицы. Само название недели соответствует имени мифического персонажа - Русалки. По поверьям жителей села Русалка обитает в воде, недаром ряд ритуальных действий связан с рекой. Ходила Русалка и среди людей именно на Русальной неделе, а потом можарцы ее провожали, по-местному, русалили.

Старожилы вспоминают, что еще до революции 1917 года в Можарах на Русалку водили женщины хороводы. Со временем обряд немного трансформировался. Сегодня он больше связан с ряженьем и озорством, потому что в селах, в том числе и в Можарах, считали Русалку большой баловницей и шутницей.

Старожил Кулешова Мария Ивановна вспоминает: «На Русалку молодежь собиралась группами, затем в одну кучу, и придумывали, что бы такое сотворить. Ночью чурбаки березовые от домов ленивых или нерадивых хозяев отбрасывали на дорогу. Старые заборы у ленивых людей разбирали и клали рядом с домом. Русалка давала понять, что пора, мол, чинить забор и дрова в сарай убирать. Воспитывала Русалка народ! Озоровали на Русалку еще и таким образом. В селе всегда почти в каждом дворе были самогонные аппараты. Парни и девушки знали, у кого в каком сарайчике они спрятаны, вот и выносили их.

Были случаи, когда их складывали прямо посередине улицы. Ни один аппарат хозяева днем не брали, кто ж признается, что самогон гонит. А мы поздно вечером сядем в кусты и наблюдаем, кто придет за своим аппаратом. Смехом давимся, нельзя ведь громко-то смеяться.

А то наметят, бывало, себе жертву - бабку старую или мужика. Ну и подшутят над ними: крыльцо от двери оттянут. Выходит человек утром и бух, загремел с ведром. Смеху на неделю в деревне было».

Всегда в июне после русальной ночи находили посередине реки пьяного мужика на телеге. Ребята или колеса тряпками обмотают, чтоб не громыхало, или на руках затащут в реку. Силы-то много!

А еще по венцам могли подняться на крышу, положить на трубу лист железа или фанерку какую. Утром хозяева проснутся, печь затопят, а дым весь в избу повалит. Ругаются и смеются одновременно: «Вот, ан-чутки, опять русалили».
Вообще в ночь на Русалку не спала вся деревня. Не спят в эту ночь и сегодня.

Можары и соседние села -села лесные. Возле дворов всегда лежала большая поленница дров. Ребята в темноте подкрадывались и выхватывали нижние поленья: вся поленница с грохотом обваливалась.

«Однажды на Русалку утащили председателя колхоза, женщина у нас была тогда. Случайно заснула она в бричке. Тихо-тихо занесли ее вместе с бричкой и в пруд поставили. Той стыдно было, но никогда об этом случае она ни разу словом не обмолвилась. И мы молчали», - рассказывает Кулешова.

Из мифологии известно, что перекрестки дорог - место сборищ нечистой силы. Думается, что ритуал выкатывания телеги к перекрестку - это также проводы Русалки к нечистым.

Ерошкина Галина Ивановна рассказывала, что в «проулок, который выходил на улицу Криволучка, молодежь на Русалку как-то закатила огромную телегу с лесом, так та в проулке чуть не до снега стояла, нечем было вытащить. А еще колотушками стучали по углам домов. Дома у можарцев деревянные. Громко получалось». Подобных ритуальных действий было немало, присутствуют они и в наше время.

Сбродова Нина Ивановна вспоминает, что в 60 -70-е годы русалила сама:

«Когда шли русалить, мы заранее делали «постукалочки». Брали камешек, обматывали вокруг него веревку, привязывали к раме и дергали: камешек -стук, стук, стук. Залегали обычно в кустах. Я своей соседке-бабушке через дорогу так стучала. А рядом с ее домом было небольшое болотце. Это ж какой длины веревку натягивали! Веревка бывало сорвется или камешек вылетит, мы наладим заново и опять стучим. Доведем бабулю до белого каления.

Еще как русалили? Воду из бочек на землю выливали».

Озорство на Русалку иной раз заканчивалось погоней за шутниками какого-нибудь бдительного мужика. Но пойманных жестоко никогда не наказывали. Население к озорству относилось терпимо. Наутро незлобливо рассказывали о ночных похождениях и проделках молодых.

А еще на Русалку наряжались. Старожилы вспоминают, что парни и девки, да и молодые бабы, мужики наряжались в ветхую одежду, баба наряжалась мужиком, мужик наоборот. Могли и в цыган нарядиться. Бывало, хохочут: ребята женскую грудь к себе прилаживают. Да норовят побольше пакли или лыка наложить. Щеки намалюют свеклой,губы накрасят.
В таком наряде шли по всей деревне, могли и в окно заглянуть, попугать. А еще с удовольствием ряженые поливали друг друга водой. Хохот стоял!

Этнографы отмечают, что участники обряда маски надевали, чтобы не быть узнанными ни односельчанами, ни нежитью. Русалка - выходец из мира нежити, если она узнает человека, то может увести его в свой мир. Русалили в масках до войны и после нее. Делали их тогда обычно из тыквы. В настоящее время маски не надевают.

Современная Русалка и озорует по-современному. Полицейский патруль на улицах Можар в Русальную ночь сегодня совсем не роскошь, а жизненная необходимость. Зачастую участники так набедокурят, что попадают в отделение полиции за хулиганство.

«А еще на Русалку наряжались в ветхую одежду. Баба наряжалась мужиком, мужик наоборот. Могли и в цыган нарядиться».

К сожалению, из современного обряда исчезло многое: обряд ряженья, надевание масок, похороны Русалки. Остались такие фрагменты обряда, как озорство, место действия, состав участников: подростки, молодые парни и девушки.
Главное, само действо сохранилось: русалят в селе и в двадцать первом веке. Остался и поддерживается сам дух древнейшего обряда Троице-Русальной недели. Можарцы, увы, немножко забыли саму суть обряда, но зато не утеряли дух и любовь к своим корням.

Подготовила Людмила Илюкина
Газета "Сараевские зори"
30 августа 2013 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области