Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиОзорная Русалка в селе МожарыВ сараевском селе Можары молодежь каждый год отмечает праздник Русалка. По местным традициям Русальная неделя в селе начинается с Духова дня, то есть с понедельника, сразу после Троицы. Само название недели соответствует имени мифического персонажа - Русалки. По поверьям жителей села Русалка обитает в воде, недаром ряд ритуальных действий связан с рекой. Ходила Русалка и среди людей именно на Русальной неделе, а потом можарцы ее провожали, по-местному, русалили. Старожилы вспоминают, что еще до революции 1917 года в Можарах на Русалку водили женщины хороводы. Со временем обряд немного трансформировался. Сегодня он больше связан с ряженьем и озорством, потому что в селах, в том числе и в Можарах, считали Русалку большой баловницей и шутницей. Старожил Кулешова Мария Ивановна вспоминает: «На Русалку молодежь собиралась группами, затем в одну кучу, и придумывали, что бы такое сотворить. Ночью чурбаки березовые от домов ленивых или нерадивых хозяев отбрасывали на дорогу. Старые заборы у ленивых людей разбирали и клали рядом с домом. Русалка давала понять, что пора, мол, чинить забор и дрова в сарай убирать. Воспитывала Русалка народ! Озоровали на Русалку еще и таким образом. В селе всегда почти в каждом дворе были самогонные аппараты. Парни и девушки знали, у кого в каком сарайчике они спрятаны, вот и выносили их. Были случаи, когда их складывали прямо посередине улицы. Ни один аппарат хозяева днем не брали, кто ж признается, что самогон гонит. А мы поздно вечером сядем в кусты и наблюдаем, кто придет за своим аппаратом. Смехом давимся, нельзя ведь громко-то смеяться. А то наметят, бывало, себе жертву - бабку старую или мужика. Ну и подшутят над ними: крыльцо от двери оттянут. Выходит человек утром и бух, загремел с ведром. Смеху на неделю в деревне было». Всегда в июне после русальной ночи находили посередине реки пьяного мужика на телеге. Ребята или колеса тряпками обмотают, чтоб не громыхало, или на руках затащут в реку. Силы-то много!
А еще по венцам могли подняться на крышу, положить на трубу лист железа или фанерку какую. Утром хозяева проснутся, печь затопят, а дым весь в избу повалит. Ругаются и смеются одновременно: «Вот, ан-чутки, опять русалили». Можары и соседние села -села лесные. Возле дворов всегда лежала большая поленница дров. Ребята в темноте подкрадывались и выхватывали нижние поленья: вся поленница с грохотом обваливалась. «Однажды на Русалку утащили председателя колхоза, женщина у нас была тогда. Случайно заснула она в бричке. Тихо-тихо занесли ее вместе с бричкой и в пруд поставили. Той стыдно было, но никогда об этом случае она ни разу словом не обмолвилась. И мы молчали», - рассказывает Кулешова. Из мифологии известно, что перекрестки дорог - место сборищ нечистой силы. Думается, что ритуал выкатывания телеги к перекрестку - это также проводы Русалки к нечистым. Ерошкина Галина Ивановна рассказывала, что в «проулок, который выходил на улицу Криволучка, молодежь на Русалку как-то закатила огромную телегу с лесом, так та в проулке чуть не до снега стояла, нечем было вытащить. А еще колотушками стучали по углам домов. Дома у можарцев деревянные. Громко получалось». Подобных ритуальных действий было немало, присутствуют они и в наше время. Сбродова Нина Ивановна вспоминает, что в 60 -70-е годы русалила сама: «Когда шли русалить, мы заранее делали «постукалочки». Брали камешек, обматывали вокруг него веревку, привязывали к раме и дергали: камешек -стук, стук, стук. Залегали обычно в кустах. Я своей соседке-бабушке через дорогу так стучала. А рядом с ее домом было небольшое болотце. Это ж какой длины веревку натягивали! Веревка бывало сорвется или камешек вылетит, мы наладим заново и опять стучим. Доведем бабулю до белого каления. Еще как русалили? Воду из бочек на землю выливали». Озорство на Русалку иной раз заканчивалось погоней за шутниками какого-нибудь бдительного мужика. Но пойманных жестоко никогда не наказывали. Население к озорству относилось терпимо. Наутро незлобливо рассказывали о ночных похождениях и проделках молодых.
А еще на Русалку наряжались. Старожилы вспоминают, что парни и девки, да и молодые бабы, мужики наряжались в ветхую одежду, баба наряжалась мужиком, мужик наоборот. Могли и в цыган нарядиться. Бывало, хохочут: ребята женскую грудь к себе прилаживают. Да норовят побольше пакли или лыка наложить. Щеки намалюют свеклой,губы накрасят. Этнографы отмечают, что участники обряда маски надевали, чтобы не быть узнанными ни односельчанами, ни нежитью. Русалка - выходец из мира нежити, если она узнает человека, то может увести его в свой мир. Русалили в масках до войны и после нее. Делали их тогда обычно из тыквы. В настоящее время маски не надевают. Современная Русалка и озорует по-современному. Полицейский патруль на улицах Можар в Русальную ночь сегодня совсем не роскошь, а жизненная необходимость. Зачастую участники так набедокурят, что попадают в отделение полиции за хулиганство.
«А еще на Русалку наряжались в ветхую одежду. Баба наряжалась мужиком, мужик наоборот. Могли и в цыган нарядиться».
К сожалению, из современного обряда исчезло многое: обряд ряженья, надевание масок, похороны Русалки. Остались такие фрагменты обряда, как озорство, место действия, состав участников: подростки, молодые парни и девушки.
Подготовила Людмила Илюкина Другие события
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |