Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

«Боже мой, как я был там счастлив!»

Вторые Тарковские чтения ушли в историю. Многие рязанцы благодаря им узнали, что в Рязанской области сохранился дом великого русского режиссера Андрея Тарковского. А кому-то уже посчастливилось побывать в тех местах, на границе Шиловского и Путятинского районов, в поселке Мясном.

Каждый, кто приезжает сюда, отмечает притягательную силу этого места и наполненную живыми звуками тишину, которая обволакивает сознание. Хочется говорить тихо, почти шепотом, как обычно говорят в храме. Возможно, такие же ощущения испытал Андрей Тарковский, когда впервые увидел этот дом на пригорке. В соседней Авдотьинке проживали родственники жены – Ларисы Павловны, и молодая пара приехала сюда на отдых. Для Андрея Тарковского тот период жизни был не из легких – руководители Госкино в штыки приняли фильм «Андрей Рублев». Но жизнь на лоне природы, в безлюдном месте вернула режиссеру силы и оптимизм. И тут еще такая удача – возможность купить дом, из окон которого открывались изумительные пейзажи.

В своих дневниках Тарковский называл рязанскую деревеньку своей родиной, и страшно тосковал по дому, когда не мог выбраться из Москвы.

Дом был местом его духовного сосредоточения, здесь он обдумывал фильм «Сталкер» и размышлял над темами, положенными в основу последних картин – «Ностальгия» и «Жертвоприношение».

Купленный в 70-м году, дом простоял в первоначальном виде недолго: пожар уничтожил все, кроме стен. Самое деятельное участие в его восстановлении приняла Лариса Павловна – ей удалось воплотить все задумки мужа, вплоть до укрепления потолка дубовыми балками, ставшими частью интерьера. Дом получился необыкновенно уютным – с печкой и камином, изразцами на стенах. Обстановка сохранена в неизменном виде. Даже шторы и покрывало кровати уцелели до наших дней – их покрасили на студии «Мосфильм» по рисункам Андрея Арсеньевича. Особенно поражает массивная деревянная мебель, украшенная резьбой. Посетители принимают ее за антиквариат. Но досталась она хозяевам за небольшие деньги и сравнительно легко. В 70-х люди переезжали из коммуналок в тесные «хрущевки» и бросали громоздкие гарнитуры. Лариса Павловна была знакома с директором московской комиссионки, откуда и перекочевали некоторые предметы. Тарковский потом снял его в роли бармена в фильме «Сталкер».

А декоративная дощечка с орнаментом в виде старинных украшений – подарок Анатолия Солоницына.

Осматривать интерьер приходится в свете тусклых ламп. Окна вот уже который год наглухо забиты досками и задраены металлическими щитами. Мера вынужденная: дом неоднократно подвергался грабежам. За его сохранностью по велению души и долгу памяти следит родственница жены Тарковского – Татьяна Найденова. Она многое делает для того, чтобы вдохнуть в дом жизнь, спасти от разрушения, создать полноценный музей – но не печальный и пустой, а наполненный встречами неравнодушных людей, исповедующих принципы духовного кино. Сюда уже приезжали с мастер-классами Сергей Соловьев, Андрей Звягинцев, Юрий Норштейн. Молодые режиссеры, сценаристы, операторы из Москвы, Рязани, Санкт-Петербурга на берегу реки Пары упражнялись в искусстве восприимчивости и пытались смотреть на мир глазами Тарковского.

По сути, речь идет о спасении целого усадебного комплекса, состоящего из дома, сарая, бани на берегу. Минувшим летом приезжал сын Тарковского – Андрей, начал реставрацию сарая на собственные средства. Но он давно живет в Италии и навещать эти места может не часто. Благодаря проекту «В сторону Тарковского», начатому два года назад, удалось привлечь к усадьбе общественное внимание, и теперь главное – не отказываться от усилий по ее возрождению. Порой горько бывает наблюдать, как с помпой заявленные проекты после проведения фестивалей затухают, покрываются тиной забвения, и тема вроде как теряет актуальность в отсутствие новых информационных поводов. В случае с Тарковским – хочется верить – дела обстоят иначе. Ведь проект сохранения дома взяло под свой контроль Правительство области. В планах – создать здесь достопримечательное место, что обеспечит сохранность не только усадебных построек, но и окружающего ландшафта. Об этом заявил Губернатор Олег Ковалев на церемонии закрытия Вторых Тарковских чтений.
И разве имеем мы право отказаться от выпавшего шанса – включить в культурное пространство области наследие великого русского режиссера, говорившего о рязанской деревеньке как о своей родине? Образ дома как сокровенной части души человека питал все творчество Андрея Тарковского, он стал одной из поэтических метафор его авторского кинематографа. И обретение его для нас сродни обретению новых смыслов.

Дмитрий Соколов

Газета "Рязанские ведомости"

12 сентября 2014 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области