Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Деревянная сказка Мещеры

Каждый день, кроме субботы и воскресенья, в клепиковскую студию художественной обработки дерева группами по 12-15 человек приходят дети в возрасте от девяти до 16 лет. Искусству резчика их учит Геннадий Нагейкин. Его ученики делают сувениры, художественные панно и другие замечательно красивые вещи. Учеба не стоит им ни копейки. Она ведется на средства генерального директора Мещерского музея деревянного зодчества Маргариты Прокопьевны Грошевой, куда поступают лучшие работы юных мастеров.

Геннадий Николаевич Нагейкин с детства любит побродить по лесу, найти необычной формы древесный нарост, сучок или корневище, чтобы превратить их в замысловатую поделку. А в 1997 году случилось знаковое для него событие – он познакомился с Владимиром Павловичем Грошевым и был приглашен в первый лагерь-семинар юных мас теров по художественной обработке дерева.

– Забот у Владимира Павловича было не перечесть, – вспоминает Геннадий Нагейкин. – Профессор, председатель Наблюдательного совета ОАО «Инкомбанк», председатель совета директоров ряда ведущих предприятий и фирм Российской Федерации – и это еще не все. Но самым главным и важным для себя он считал возрождение в мещерском крае народных промыслов и приобщение к этому творчеству детей.

На свои средства В.П. Грошев создал целый музейный комплекс в деревне Лункино, включающий музей с ежегодно пополняемой экспозицией, межрегиональную школу мастеров, поляну садово-парковой скульптуры, гостевой дом, церковь. По словам Геннадия Нагейкина, большую поддержку проекту оказал тогдашний Губернатор Рязанской области В.Н.Любимов. После смерти Владимира Павловича в 2009 году заботу о содержании всего комплекса взяла на себя его вдова Маргарита Прокопьевна.

С Геннадием Нагейкиным мы встретились в музее. Огромная поляна огорожена частоколом с резными деревянными башенками. Тут и там стоят искусно вырезанные садово-парковые скульптуры, их более ста. Это результат межрегиональных фестивалей, на которые съезжались именитые мастера, чтобы поучаствовать в конкурсе на лучшую композицию. Скульпторы уехали, а их работы остались на радость многочисленным туристам. Лучшего экскурсовода, чем Геннадий Николаевич, трудно найти. Мы вместе прошли по всем зданиям и залам музея, где выставлено около трех с половиной тысяч экспонатов. Это кажется невероятным, но мастер помнит историю создания почти каждого из них, особенности технологии изготовления, материал, метко оценивает художественные достоинства. Здесь есть немало и его авторских работ: «Золотая рыбка», «Шипы и розы», «На охоте», «Чаепитие», «Цветок Мещеры» и многие другие. Но гораздо больше выставлено изделий учеников талантливого преподавателя. Геннадий Николаевич с гордостью показывает курсовые работы Александра Ноздрина «Русская красавица», «Задумалась», «Слезы отчаяния». Он после нескольких лет упорного труда закончил с красным дипломом Московский художественный институт им. В.Сурикова и начал работать с камнем. Создал свою мастерскую и из огромных глыб мрамора и гранита ваяет прекрасные вещи. А вот интереснейшие небольшие скульптуры, исполненные в несколько футуристическом стиле Юрием Фединым, «талантливым мальчишкой», по выражению его учителя, – «Первое чувство», «Спасите будущее». Виктор Кравченко еще один ученик мастера, с его помощью увидел в наростах капа нечто свое. Из глубины дерева с нетронутой корой будто бы проступает чистое лицо с печатью мучительного раздумья. Здесь есть работы и сына Нагейкина – Максима, который под руководством отца начал заниматься резьбой по дереву с восьми лет, – «Повелитель огня», «Прабабушкин хоровод» и другие. Максим вырос, стал полноценным самостоятельным мастером и сейчас работает в Рязани.

Всего за 17 лет реализации проекта к творчеству приобщено более трех тысяч детей. Не менее 38 из них стали профессионалами, закончили художественные училища и институты и теперь занимаются скульптурой, художественной обработкой дерева, дизайном.

Проходишь по залам музея и дивишься таланту авторов работ. Бесчисленные панно, плакетки, скульптурные группы, изображения цветов, птиц, зверей, выполненные на высоком художественном уровне. В зале «Корнепластика» природа сама выступает в качестве мастера, а он, как кажется, только подправляет ее работу. Невольно восхищаешься образами доброго стилизованного детского мира образов и форм: Руслан и Людмила соседствуют с Бабой-ягой и Кикиморой, Буратино и Лешим. Геннадий Нагейкин считает, что музейное дело и образовательный процесс взаимопроникают, дополняют друг друга.

…Когда мы вышли из музея под яркое солнце на жизнерадостную поляну, она была уже наполнена звонкими детскими голосами: сюда приехали больше сотни школьников из Тумы. Экскурсии проводятся здесь каждый день. Экспозиция музея интересна и взрослым. По словам Геннадия Нагейкина, музейный комплекс ежегодно посещают около 10 тысяч туристов. Мещерский музей деревянного зодчества зарабатывает на свое развитие сам, наглядно доказывая, что благое дело просвещения, культуры и искусства при умелой организации может быть самоокупаемым. Ну а в его необходимости нет сомнений.

Олег Дробышев

Газета "Рязанские ведомости"

20 июня 2014 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области