Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Джазовое настроение

– Чем отличаются занятия в вокальной студии «Синема» от обычных уроков пения? – спросил я гимназисток. «Уютная атмосфера тепла и добра», «Мы говорим не только о музыке, но и о фильмах, театрах, художниках, психологии, расширяем культурный кругозор», «Это помогает нам в общении с другими людьми», «Музыка в душе. Поем везде и всегда».

Девушкам не приходилось подбирать слова, чтобы выразить свои впечатления. Странно, если было бы наоборот. В этой студии, действующей при рязанской гимназии №5, невозможно не влюбиться в музыку, исполняемую Эллой Хрусталевой. Песен с такими необыкновенными авторскими аранжировками, с такой джазовой интонацией не поют больше ни в одном коллективе. Другой звук, другая жизнь известных мелодий, манера исполнения и подача песен – здесь все чуточку волшебное, отчего слушатели на концертах порой впадают в легкий транс.

…Что заложено в душе, то и звучит. А когда внутренний настрой руководителя коллектива совпадает с ожиданиями прилежных учениц, рождается та самая искра вдохновения, которую невозможно высечь как-то иначе, сколько ни репетируй.

Вокальную студию в гимназии Элле Хрусталевой предложила создать бывший завуч Галина Лежнева. До этого был только драматический кружок. Правда, необычный. В нем ставились мюзиклы. Часто пели на иностранных языках (они изучаются в гимназии по углубленной программе), и вокал решено было выделить в отдельное направление. Так педагог школьного театра, известная джазовая певица Элла Хрусталева стала мамой детской студии эстрадного пения, привнеся в нее собственные музыкальные предпочтения. Директор гимназии Виктор Бутрин и завуч Ирина Румянцева создали все условия для репетиций и выступлений, предоставили аппаратуру, составили удобное расписание. Девочки (а в джазе только они, мальчишки на этом поприще почему-то не задерживаются) сразу влюбились в звуки музыки и в свою доброжелательную, сдержанную и тактичную наставницу.

– Когда все пели под фонограмму, я стала приучать девочек к живому аккомпанементу, и на конкурсах мы были, пожалуй, единственными, кто выступал под живой рояль, – вспоминает Элла Александровна.

Особенность студии – ее репертуар, в основе которого мюзикл, джаз. Но прежде состоялось знакомство с добрыми песнями 60-х – 70-х, которые очаровали и буквально заворожили учениц своей элегической грустью, светлой надеждой и сказочным антуражем. Среди них – «Зеленая карета» Суханова, «Милая моя, солнышко лесное» Визбора, композиции других бардов.

– Я поняла, что если не познакомлю своих девчонок с тем, что сама помню с детства, мне не о чем будет с ними говорить. К счастью, у них эти песни сразу вызвали восторг, хотя в первом классе, в конце каждого занятия, они просили меня «А сыграйте нам, пожалуйста, из «Титаника!» Приходилось подстраиваться под них и в то же время предлагать песни другого вокального диапазона, – продолжает Элла Хрусталева.

Постепенно формы исполнительства усложнялись. Девочки взрослели, овладевали многоголосьем. И пение джазовых композиций переросло в естественную потребность ансамбля.

На их концертах все чаще и чаще звучала «нота» благородного ретро. Девчонки репетировали с упоением, а сонет Шекспира и вовсе сделался хитом.

– Когда девочки уже приобрели определенный вокальный опыт и почувствовали, что мелодия может быть широкой, многоплановой, я подумала – а почему бы не дать им такую непростую песню, как «таривердиевский сонет Шекспира». Помните телевизионный фильм «Адам женится на Еве»? Там Микаэл Таривердиев пел своим чудесным хрипловатым баритоном: «Люблю, но реже говорю об этом, люблю нежней, – но не для многих глаз»…

Когда эта музыка зазвучала в студии, у меня было чувство, что глаза моих воспитанниц начинали светиться. Мы попали, что называется, в струю. Сейчас, мне кажется, идет возвращение доброго ретро. Режиссеры, снимая «Оттепель» или «Стиляги», ностальгируют по тому ощущению надежды, хороших перемен, которые олицетворяли песни. И мы стараемся передать это ощущение своим слушателям. Может, это была такая эпоха, когда музыка окрыляла. А может, другие певцы – Майя Кристалинская, Лариса Мондрус, Аида Ведищева… Я не знаю, что тогда снизошло на композиторов, но вся музыка была с элементами легкого джаза, свинга, что всегда вызывало во мне внутренний резонанс. А потом, начиная где-то со второй половины 70-х, романтизм понемногу улетучивался. Весь музыкальный строй песен стал жестче, примитивнее, рестораннее, что ли… Теперь идет обратная волна, возвращаются песни старых композиторов – Фельцмана, Бабаджаняна... Мы не загоняем себя в рамки ностальгической музыки, но если бы довелось существовать только в них, нам не было бы скучно. Мы рады, что своим творчеством поддерживаем интерес к этим мелодиям.

За десять лет существования ансамбля «Синема» был у него и опыт исполнения песен на стихи классиков – Есенина, Цветаевой, Ахматовой, Гумилева, Шелли, и музыкальные иллюстрации к «Маленьким трагедиям» Пушкина, и фрагменты популярных мюзиклов «Моя прекрасная леди», «Звуки музыки», «Красавица и чудовище»… К своему выпуску из студии девушки готовят попурри песен «Битлз» – целое вокально-хореографическое представление. Ощутить красоту замысла наши читатели и посетители сайта «Рязанских ведомостей» могут уже сегодня. В рубрике «РВ ТВ» – премьерный показ видофильма о студии «Синема». Зрители погрузятся в атмосферу рождения необыкновенных мелодий и мастер-класса Эллы Хрусталевой.

– Порой джазовое пение требует особой энергичности, напора, некой брутальности, определенного опыта жизненных переживаний. У моих воспитанниц в избытке пока только энергичность, и я не стараюсь искусственно взращивать в них остальные компоненты. Пусть их голоса будут юны, чисты, возвышенны – это как раз то, что отличает ансамбль «Синема».
– Кстати, Элла Александровна, почему у него такое странное, кинематографическое название?

– О, это целая история (смеется). В детстве очень любила фильм «Приключения Петрова и Васечкина». И там все приключения героев сопровождала трогательная музыка, исполняемая школьным ансамблем «Синематограф». У меня была мечта: тоже создать свой ансамбль, и чтобы он был похож на тех замечательных ребят из кино. Позже, учась в Москве, я попала к педагогу Владимиру Хачатурову, который воспитывал ребят, занимавшихся озвучанием музыкальной части фильма. Такое удивительное совпадение, знак судьбы. Есть у названия и вторая причина. Я всегда хотела, чтобы в школе было свое телевидение, и мои девчонки могли там себя проявить. Даже придумала визитную карточку – песню на музыку Гладкова, прозвучавшую в кинофильме «Человек с бульвара Капуцинов». Возможно, период телевизионного творчества у нас еще впереди. А в песне той есть прекрасные слова: «В этом мире невозможных, сумасшедших скоростей нужно выбрать время, чтоб взглянуть на небо синее»…

Дмитрий Соколов

Газета "Рязанские ведомости"

7 февраяля 2014 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области