Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Дорогой заповедных сказаний

В феврале этого года, объявленного в России Годом культуры, исполнилось двадцать лет со дня образования этнокультурного центра «Заряна», созданного увлеченным исследователем истории Шиловского района, основателем муниципального краеведческого музея Андреем Гавриловым. Больше сорока лет Андрей Николаевич отыскивает затерявшиеся в наносном песке чужеродных мифов и образов жемчужины народной культуры.

«Родина… С чего начинается она? Наверное, с осознания своих корней, с могил предков и преданий старины глубокой, с чувства Рода своего», – размышляет Андрей Гаврилов в монографическом исследовании «Мой Гумилев» (благодаря его исследовательской работе имя Николая Гумилева теперь неразрывно связано с рязанской, шиловской, землей). Те, кто знаком с Андреем Николаевичем не первый год, уверяют: все, что он делал и продолжает делать, можно определить как постижение и сбережение малой родины.

Сегодня Шиловский краеведческий музей по праву считается одним из лучших в Рязанской области, а на «придуманные» Гавриловым фольклорный фестиваль «Слава Добрыни», праздник Троицы, удивительно гармонично сочетающий православную культуру и народные традиции, приезжают гости и участники из соседних регионов.

Не только шиловцы теперь знают, что в местных речках, Паре и Тырнице, живут Чамки, Русалицы и Аленки, а в колодцах – наша, рязанская, Баба-Яга. Правда, зовут ее немного иначе – Бур-Яга, и в ступе она не летает, а ездит на черном огнедышащем коне. У Бур-Яги необычный наряд: головной убор с бубенцами, на груди – сюльгама, символизирующая мироздание. А если вдруг нападет тоска – берегись: почует ее огненный змей, прилетит – и до беды недалеко… И в лесок возле деревни Тутово (нынешней Новой жизни) старожилы не ходили, знали, что это место облюбовали колдуны.
Правда, современникам бояться нечего: оберегает шиловский край былинный богатырь Добрыня Никитич. Согласно народным преданиям, собранным в экспедициях Андреем Гавриловым, родился он в Нерске (ныне Шилово), здесь же был захоронен. В 20 годах прошлого века местные крестьяне раскопали Добрынин курган, нашли костяк в кольчуге и шлеме, на поясе – остатки ремня с золотыми и позолоченными накладками (это – не былинный факт, а археологический). Теперь здесь возвышается стела, и когда солнце поднимается на определенную высоту, на земле отчетливо виден силуэт богатыря…

Казалось бы, зачем эти мифы, былины, сказания, народные поверья, стоит ли им уделять такое уж пристальное внимание? «Когда мы отдаляемся от своих корней, нарушается экология духовного мира. Когда мы боремся с Бабой-Ягой, домовым и лешим, то не понимаем, что они наши, свои, мы знаем, как с ними обращаться. А тролль, гоблин и вампир, которые приходят на их место, ничего не боятся… Хочется, чтобы мы не забывали о том, что у нас есть своя уникальная, аутентичная культура», – так видит свое служение Андрей Гаврилов.

Быть нужным, думать в первую очередь о долге – наследственная черта Гавриловых. «Я горжусь тем, что все мои предки служили России. Родители – Надежда Чайка и Николай Гаврилов – участники Великой Отечественной войны. В этой войне погибли два моих дяди. Дед воевал в Первой мировой войне, во вторую – работал на железной дороге», – рассказывает Андрей Николаевич о свих корнях.

Об истории, в том числе семейной, о собранных этнографических материалах, коллекции диковинных морских раковин, доисторических окаменелостях, извлеченных собственными руками из богатой на археологические находки рязанской земли, он, кажется, может говорить бесконечно, только не о себе. Даже о том, с чего начался этот увлекательный путь, сначала в историю и археологию, затем в «край заповедных сказаний», мы узнали у другого Гаврилова – Александра Петровича, племянника, которому, с его слов, Андрей Николаевич не оставил выбора профессии, «передав» неизменному спутнику и участнику всех археологических и этнокультурных экспедиций краеведческий музей.

Детскую мечту стать геологом затмил образ Александра Невского, созданный в одноименном фильме Сергеем Эйзенштейном, направив пытливый ум в историческую науку. А свой первый музей Андрей Николаевич создал после того как школьником побывал в Рязанском краеведческом. Домашний музей начался с кованого гвоздя, найденного на огороде, и старинной монеты, подаренной на день рождения. Музейную идею горячо поддержали родители – в сборе речных ракушек, минералов, глиняных черепков принимали участие все домочадцы.

«Уже тогда закладывался фундамент нашего музея. Большая часть собраний Андрея Николаевича ушла в рязанский музей, куда он школьником, разумеется, под присмотром родителей, ездил довольно регулярно. И когда встал вопрос о профессиональной деятельности, археология вышла на первый план», – рассказывает Александр Петрович. Далее были работа в окско-донской научной экспедиции, исследования Шиловского, Путятинского, Чучковского районов.

Порядка десяти лет Андрей Николаевич принимал участие в работе над сводом археологических памятников – их обнаружении, описании, составлении археологических карт. Порядка 150 памятников, нанесенных на археологическую карту района, открыто Андреем Гавриловым. В это же время в городском доме пионеров он руководил археологическим кружком, на базе которого в 1974 году был создан районный краеведческий музей.

«Хотел открыть свою Америку», – обронил в разговоре Андрей Николаевич – и открыл ее в неожиданном направлении: «Огромное впечатление на меня произвела записанная в Шилове легенда о том, что пришли поляки и разрушили шиловский городок. Было это якобы во времена Михаила Федоровича Романова. Ну какие могли быть тогда поляки? Конечно, никакого значения этой легенде я не придал. Вдруг мне попадаются документы, свидетельствующие, что в 1616 году здесь проходил пан Лисовский и сжег окрестные монастыри, в том числе и город. Столько веков этот факт хранился в народной памяти! Предания, сказания, легенды – зачастую в них больше объективной истории, чем в материальных свидетельствах».

Этнокультурный центр «Заряна» стал горячим увлечением Андрея Гаврилова. За прошедшие двадцать лет он обрел солидную материальную и научную базу, преданных поклонников среди жителей района и области, туристических компаний, с удовольствием «поставляющих», теперь так уже можно сказать, объединенному культурному центру – «Заряне» и краеведческому музею – экскурсантов.

Не исключено, что «Заряна» – далеко не последняя «америка» Андрея Николаевича: «По преданиям, когда-то на территории Шиловского района была большая страна, чуть ли не царство, границы которого постепенно сужались – то враги приходили, то еще какая напасть. И вот возле села Мелехово осталось только одно болото, которое на картах восемнадцатого века называется Пичкемория… И, может быть, впереди нас ждет удивительный мир пока еще не открытой страны…»

Светлана Максимова

Газета "Рязанские ведомости"

7 марта 2014 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области