Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

О тех, кого помню и люблю

С некоторых пор не дает покоя мысль, что я должна, просто обязана написать о людях, с которыми долгое время работала, общалась не только в производственном процессе, но и в обычных жизненных обстоятельствах. Потому что чем дальше уходит время, тем отчетливее я понимаю, насколько они по-человечески неординарны и могут быть прекрасным примером для молодого поколения в отношении к труду, к окружающим людям, в понимании ценностей жизни.

Все мы родом из детства

Говорят, руководителями не рождаются. Это так. Но задатки лидера, вожака все-таки заложены в складе характера человека, а при соответствующем умном воспитании, особенно в семье, выковываются волевые качества, умение мыслить масштабно, чувство долга ответственности, организаторские навыки.

Всегда об этом думаю, когда вспоминаю Людмилу Алексеевну Татарникову - начальника Старожиловского районного отдела купьтуры с середины 80-х годов до 2004 года, «министра культуры района», как ее уважительно и вполне заслуженно все называли.

Людмила Алексеевна из послевоенного поколения, на мой взгляд, - самого счастливого и одухотворенного. Отец — командир полка Забайкальского военного округа, мама - медицинский работник в санчасти, оба фронтовики. Раннее детство прошло среди первозданной красоты и мощи дальневосточной тайги, на берегу Бурей - реки с невероятно изменчивым, коварным характером уровень воды в ней мог неожиданно подняться за считанные часы до угрожающих размеров. Вся маленькая жизнь «детей полка» проходила в соответствии с гарнизонным распорядком. Детей не баловали но любили все, и росли они в атмосфере доброты. С большой теплотой и вспоминает Людмила Алексеевна запах и необыкновенный вкус хлеба из солдатской пекарни - солдаты-пекари всегда угощали детвору еще горячим, только-только из печи хлебом.

В таёжном гарнизоне многим жёнам офицеров не находилось работы, а были среди них и музыкантши, и балерины, приехавшие вслед за мужьями на Дальний Восток. Вот они и организовывали для малышни всевозможные кружки, развивая их художественные способности, воспитывая эстетический вкус. Фронтовик-орденоносец полковник Воропаев всячески приветствовал этот образовательно-воспитательный процесс, потому что сам - выходец из простой семьи -жадно тянулся к знаниям и культуре, всю жизнь систематически, упорно учился, занимался самообразованием. Удивительно цельный и волевой был человек, и в этом его старшая дочь Людмила была точная копия отца.

Даже в дошкольном детстве прослеживался её совсем не девичий характер. Почему-то её лидерство признавала вся ребятня и охотно подчинялась в детских играх и шалостях. Но на всю жизнь запомнила она один случай и до мозга костей прониклась чувством ответственности за свои поступки и за тех, кого ведёт за собой. А было это так.

Однажды она увела детей за ландышами к реке и не заметила, как вода начала стремительно прибывать, и неожиданно ребятишки оказались на островке, а вокруг бушевала, подбираясь всё ближе к малышам, неукротимая Бурея. Темнело, самые маленькие начали плакать, и кто знает, чем бы это закончилось, но на поиск пропавших детей был поднят по тревоге весь полк.

Конечно, малышей нашли, благополучно доставили домой. Но этот страшный урок запомнился навсегда, и не столько Бурея, сколько реакция на произошедшее отца -непоколебимого авторитета для дочери. Не наказание (которое, конечно, последовало), а именно моральная суровая оценка самого любимого и дорогого человека, который олицетворял для маленькой Люды и мужество, и справедливость, и честность, и дисциплину, и ответственность за жизнь тысяч людей. Все мы родом из детства, именно оттуда всю жизнь черпаем силы и понимание, как жить, подсознательно сверяем свои поступки с оценкой какую дали бы им наши дорогие, пусть и давно ушедшие в мир иной родители.

В краю «берёзового ситца»

После увольнения отца в запас семья переехала на жительство в Рязань Разумеется, Алексей Макарович и Анна Ивановна устроились на работу, оба были еще достаточно молоды и полны сил. Отец трудился на электроламповом заводе, а мама работала в военном госпитале. И опять их исключительно добросовестное отношение к работе к общественным обязанностям, порядочность доброта, гостеприимство готовность помочь во взаимоотношениях с соседями по дому были для детей, так сказать, наглядным пособием, как себя вести в окружающем мире. Анну Ивановну каждый день после дежурства поджидали у подъезда старушки-пенсионерки: кому давление померить, кто за советом, какие таблетки принимать кому уколы прописали — нужно делать и т.д. Она у них была авторитетнее врача в поликлинике. Каждый день нужно было к кому-то зайти, и Анна Ивановна с присущим ей добронравием и выдержкой помогала всем, чем могла. Никогда не было и речи, чтобы взять с кого хоть копейку. Настоящая сестра милосердия.

Людочку и Аллочку (именно так звала мама — образец интеллигентности — своих дочек) определили в музыкальную школу № 1, которая доныне является лучшей в городе. День у детей был строго расписан, праздности и лености места не было. Занятия в общеобразовательной школе, затем в музыкальной, подготовка домашних заданий, обязательная проверка выполненного со стороны родителей. Девочки охотно помогали маме по хозяйству - Анна Ивановна, как настоящая офицерская жена, прекрасно готовила, была настоящим кладезем знаний по домоводству, к чему активно приобщала и девочек (это им очень пригодилось в будущей жизни). Всё в семье шло по установленному отцом распорядку, а авторитет его был незыблемым. Младшая Аллочка была ребёнком ангельским, она могла часами неслышно играть с куклой, усевшись в большое кресло. А заводила и бунтарка Людмила порой выплёскивалась за жёсткие рамки в проявлении своих чувств, и нравоучительные родительские беседы памятны ей по сию пору. Беседовать с детьми, поучать их нравственным правилам поведения, отношению к каждому порученному делу, самодисциплине Алексей Макарович не уставал.

Хороши вы, годы молодые...

Занятия музыкой определили судьбу обеих сестёр Воропаевых. Обе закончили Рязанское музыкальное училище имени братьев Пироговых, а Алла, обладавшая исключительным слухом и способностями, впоследствии ещё и музыкальный институт имени Гнесиных. Людмилу направили работать в Пронскую детскую музыкальную школу преподавателем по классу фортепиано и теоретических дисциплин (она закончила теоретическое отделение - элитное в училище).

Приехала в Пронск этакая городская принцесса, гордая, честолюбивая, с желанием перевернуть мир посредством музыки. С детьми занималась с большим желанием, видела в них не менее чем лауреатов всякого рода музыкальных конкурсов. И действительно, дети у нее «заиграли» показы вали хорошие результаты - сказывалась природная напористость, последовательность и настойчивость в достижении поставленных целей, хорошая профессиональная подготовка преподавателя (вот они, плоды нравственных уроков Алексея Макаровича!) Молодую учительницу музыки заметили в райкоме комсомола, привлекли в общественной работе - она организовывала музыкальные вечера, выступала с интересными лекциями о музыке, о творчестве выдающихся композиторов, участвовала в художественной самодеятельности. К каждому выступлению очень тщательно готовилась, в общем сразу заявила о себе, проявила способности. Активную, энергичную, полную новых идей, как теперь бы сказали - креативную девушку очень скоро назначили директором музыкальной школы.

Как раз на этот период приходится ее знакомство с Владиславом Татрниковым, главным а!рономом управления сельского хозяйства Пронского района. У Людмилы недостатков в поклонниках не было никогда, но этот молодой человек привлёк её внимание именно тем, что вначале вроде бы и не особо отреагировал на эффектную музыкантшу. А она же воспитана была на том, чтобы достигать желаемого вопреки всему. Так что «крепкий орешек» Владислав Татарников непонятно как и чем, но покорил девичье сердце (может быть, тем, что наизусть знал чуть ли не всего Есенина?). В общем, любовь приключилась немыслимая и, как оказалось, обоюдная. Вскоре молодой агроном приехал в Рязань к родителям Люды свататься. Дипломатичная Анна Ивановна и виду не подала, что избранник дочери не совсем отвечал её ожиданиям, сказала только: «Смотри сама. Это на всю твою жизнь». А дочь уже не умом, а сердцем давно приняла решение и, разумеется, дело закончилось свадьбой. Так создалась молодая семья Татарниковых - союз двух людей, каждый из которых - самостоятельная и очень яркая неординарная личность...

Муж рос по служебной лестнице - и жена тоже. В 28 лет она была уже заведующей районным отделом культуры.

Работе отдавала все молодые силы и энергию, занималась ремонтами учреждений культуры, насыщением их оборудованием и аппаратурой, решала кадровые вопросы. Накапливала опыт, продолжала учиться - теперь уже в Рязанском филиале Московского института культуры. Чем больше узнавала Пронск, тем больше «прирастала» к посёлку с древней славной историей, к людям, а в силу своего открытого, общительного, жизнерадостного характера обзавелась широким кругом друзей. Всё было хорошо и шло по накатанной колее, но вдруг как гром среди ясного неба - назначение Владислава Ивановича в Старожиловский район на должность первого секретаря райкома КПСС. С одной стороны — вроде повышение, а с другой - рушится весь привычный, налаженный образ жизни, впереди -неизвестность, незнакомые люди, перестройка быта. Но недаром она выросла в семье военного, частые переезды ей были знакомы с детства...

Подкова на счастье

Началась интереснейшая, зрелая пора её жизни в Старожилове - в краю славного конезаводства, развитом сельскохозяйственном районе. И в Старожилове Людмила Алексеевна возглавила отрасль культуры района. Кто-нибудь скажет, что, мол, плохо, что ли, - муж первый секретарь, во всём поддержит. Как бы не так. С неё спрос был втрое больший, чем с любого другого руководителя, не говоря уже о том, что и она не только непосредственно за свой участок работы отвечала, но и за мужа была всегда в тревоге. Областное начальство в район на неделе несколько раз приезжало, разумеется, с претензиями и вопросами. И развитие сельского хозяйства интересовало в деталях, и за состояние здравоохранения ответ держать надо было, и дороги, школы строить, и культуру поднимать - спрос за всё был строжайший, партия шутить не любила. Разумеется, Людмила Алексеевна не только быт мужу обеспечивала (чистую рубашку, отглаженный костюм, вкусный обед с расчётом, что Владислав Иванович ещё и какого-нибудь гостя домой приведёт - раньше 2 часов ночи она не ложилась, чтобы всё успеть), но и была ему моральной поддержкой, всегда сама была в центре всех дел в районе. Например, организовать встречу, культурное «сопровождение» очередной делегации по обмену опытом (а сколько их приезжало!) — чья это забота, считал Владислав Иванович, как не начальника отдела культуры? Или на должном уровне принять первого секретаря обкома партии. Да и кто лучше её разбирался в правилах этикета, мог поддержать любую беседу?.. Так что она всегда была рядом, как натянутая струна -не надёжным тылом, а на самой передовой, и вопрос хорошо ли быть женой первого лица в районе в данном случае весьма спорный...

За годы совместной жизни Людмила Алексеевна так «подтянула» Владислава Ивановича в вопросах культуры, эстетики, что он видел и понимал все нюансы, все тонкости, сбои в построении программы любого мероприятия, сценарные недочёты, звуковые провалы и т.д. Кто бы и не заметил ничего, а он учинял такой скандал, что хоть беги. Не дай Бог, Гимн на торжественном мероприятии прозвучит плоховато или в ходе очень важного концерта в присутствии высоких гостей между номерами пауза повиснет, микрофон «зафонит» - ну тогда не сносить головы! А порой ведь недостатки носили вполне объективный характер - и кадры слабоватые, и аппаратура старая в домах культуры...

И она начала с того, чтобы поднять значение культуры в сознании руководителей колхозов, совхозов, предприятий и организаций. Сама, лично пошла «в люди». Во всём, что касается культуры, умела найти тонкий дипломатический подход к руководителям: красноречию, убедительности и обаянию её не было предела. Они, бедные, прямо ощущали себя чуть ли не предателями родины, если отказывали выделить средства на ремонт помещений домов культуры, покупку новых кресел в зрительный зал или новой одежды сцены. Она умела даже и самого руководителя «сподвигнуть» петь в хоре или читать стихи, а то и солировать. В конце 80-х буквально все руководители колхозов и совхозов считали своим долгом участвовать в художественной самодеятельности, друг перед другом гордились многочисленностью хоровых коллективов, богатством сценических костюмов, приглашали для работы с коллективами лучших хормейстеров, хореографов из Рязани. Она добилась, что смотры художественной самодеятельности стали заботой хозяйственных руководителей, секретарей партийных организаций, работников сельских советов. До сих пор вспоминаются великолепные концертные программы коллективов художественной самодеятельности совхозов имени Ленина, «Рязанские сады», «Сошной», колхозов «Россия», «Золотой колос» и т.д.

Но наступили другие времена - трудные, непонятные, нестабильные 90-е годы. Старые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, в одночасье рухнули. Пришли другие кумиры. Сверху всё грозили позакрывать все сельские учреждения культуры, как никому не нужные.

В этих обстоятельствах Людмила Алексеевна исходила из того, что культурный досуг, музыка, песня всегда будут востребованы, народное творчество неистребимо и даже, более того, именно культура спасёт всё человеческое в человеке. И только призывала работников культуры работать как можно более интенсивно, интересно и раз-нопланово, чтобы люди, от малого до старого, с удовольствием шли в клубы.

И ведь так и было. Именно в эти годы наши клубные учреждения работали так интересно, как никогда раньше, находили новые формы организации досуга. Людям по 2—3 месяца не платили зарплату, невесть откуда пришли безработица, бедность, а в клубах кипела творческая жизнь! Уже давно не было секретарей партийных организаций, никто никого не «загонял» в самодеятельность, а люди приходили в клубы и именно здесь находили отдушину от всех житейских тягот.
Во многом это шло от того творческого подъёма, который сумела обеспечить работникам культуры Людмила Алексеевна.
Если звёзды зажигают - значит, это кому-нибудь нужно...

Во-первых, она сумела к этому времени собрать, воспитать, образовать (отмечаю особо!) прекрасный работоспособный коллектив клубных работников - единомышленников, влюблённых в свою профессию, одухотворённых непрерывным, интенсивным творческим процессом. Молодые, талантливые, они буквально искрили творческими идеями, особенно это было характерно для РДК, Вороновского, Чернобаевско-го, Шелковского, Хрущёвского, Истьинского СДК, СДК посёлка Рязанские Сады.

Как она работала с кадрами - это достойно отдельного исследования. Клубные работники - это ведь особая категория людей. Заметив в ком-нибудь «искру Божию», ещё на стадии участия в художественной самодеятельности, она буквально пестовала этого человека, помогала ощутить себя талантливым, уникальным, воспитывала чувство ответственности за этот «Божий дар», самодисциплину - и приводила в профессию! Скольких ребят она вывела в люди! Ярчайший пример - счастливая творческая судьба всеобщего кумира Вячеслава Зотова. Сама ехала в институт культуры (благо в Рязани такой есть), проходила через все кабинеты, представляя каждого, как великое сокровище, без которого вся культура буквально рухнет. И добивалась, чтобы наши абитуриенты, иногда довольно слабые по общеобразовательной подготовке, были приняты и получали высшее специальное образование по культуре.

Таким образом благодаря её настойчивости человек двадцать получили высшее образование, многие и доныне трудятся в учреждениях культуры района и искренне говорят спасибо Людмиле Алексеевне. Она делала из них «звёзд», сама подбирала репертуар, покупала или заказывала сценические костюмы, обувь, учила культуре поведения на сцене. Она возилась с ними, как с собственными детьми и не уставала ни от их лености, ни от «загулов», ни от прочих «закидонов», на которые они, как личности творческие, были весьма горазды. Душевной щедрости была необыкновенной, на всех её сердца хватало - и отругать, и приголубить.

А отругать она могла так, что мало не покажется. Но это опять-таки шло не от злобы, а исключительно от горячности характера, от требовательности во имя дела. Так что никто не обижался, тем более, что она и самой себе поблажек не давала, работала вместе со всеми. Несмотря ни на какую загруженность всегда была подтянутой, при причёске, со вкусом одетой. Даже внешним обликом она должна была соответствовать высокому званию работника культуры - так она воспитывала и подчинённых.

Всегда в творческом поиске

Вроде и не обязательно начальнику отдела культуры лично присутствовать на репетициях, но Людмила Алексеевна любила этот творческий процесс. В сущности, сама была талантливым режиссёром и вносила всегда очень интересные, зрелищные элементы во все мероприятия, безупречно выстраивала сценарии, добивалась высокого качества исполнения. У неё нельзя было схалтурить, потому что она была «профи» до мозга костей и мгновенно улавливала такие вещи. Я уж не говорю о том, что как музыкант она безошибочно подбирала репертуар для солистов, музыкальные заставки, прологи и т.д. На репетициях была энергична и неутомима. Бывало, артисты уже валятся с ног от усталости, а она требует прогон за прогоном, чтобы отшлифовано было всё идеально.

Думаю иногда, что не столько в институтах наши клубные специалисты научились грамотно работать, сколько в процессе вот таких репетиций, на детальных «разборах полётов» после важнейших районных мероприятий, на наших семинарах-практикумах, конкурсах профессионального мастерства. Это была уникальная система работы по повышению мастерства кадров. Порой клубные специалисты превосходили самих себя по изобретательности выразительных средств. На наших репетициях был свой «театр Вахтангова», и эта творческая жизнь людей поднимала и преображала. Она и зрителей воспитала эстетически, они стали ходить в Дом культуры, как в театр.

Вспоминаю, какой эффект разорвавшейся бомбы произвела на зрителей театрализованная шоу-программа «Ностальгия по коммуналке». Пожалуй, это была первая заявка на творческую состоятельность коллектива районного Дома культуры и отсюда началась ярчайшая страница его истории, небывалый творческий подъём. Наши работники культуры действительно становились звёздами, совершали прорыв в освоении новых форм и методов работы. И не случайно культура Старожиловского района была экспериментальной площадкой и базой по обмену передовым опытом Рязанского областного научно-методического центра народного творчества. Недаром в район привозили начальников отделов культуры и ведущих специалистов со всей области, чтобы учились новаторскому подходу к организации культурно-досуговой деятельности. И при этом не было в Людмиле Алексеевне никакого зазнайства. Просто она с детства привыкла в любом деле ставить для себя очень высокую планку. Так и жила.

Много лет уже Людмила Алексеевна на пенсии, но никто из тех, с кем и для кого она работала, не забыл её. А как забудешь? Ведь вот и сто лет спустя старожиловцы вспоминают, что П.П. фон Дервиз ставил здесь на любительской сцене «Евгения Онегина».

А разве театрализованная шоу-программа «Принцесса Турандот» с её хрустальной музыкой, чудесными декорациями и живописными сценическими костюмами не врезались в память зрителей?! А разве не стал ярчайшей страницей в жизни учителей района шоу-конкурс «Не хочу учиться!», на котором невероятно талантливо проявили себя молодые педагоги района?! Уверена, что они никогда не забудут «творческие муки» во время подготовки шоу-конкурса и ощущение полного триумфа после выступления перед зрителями. И сколько таких великолепных, уникальных мероприятий на счету Людмилы Алексеевны! Будто в театре побываешь, такое вот ощущение. Недаром на каждое выступление РДК народ валом валил, некуда было посадить людей и многие готовы были смотреть концерт стоя, лишь бы протиснуться в зал.

А какие масштабные праздники она организовывала, взять хоть «Подкову на счастье» к 110-летию конного завода, хоть историческую панораму к 900-летию Рязани, хоть ту же «Честную, широкую Масленицу» или праздники к Дню Победы, Дню молодёжи... Я уж не говорю о творческой мощи и размахе районных смотров художественной самодеятельности, которые неукоснительно проводились каждый год.

Так что в истории культуры Старожилов-ского района место Людмиле Алексеевне Татарниковой обеспечено. А также в сердцах всех, кто краешком жизни соприкоснулся с ней, прошёл её университеты в профессиональной деятельности, в отношении к жизни и людям.

Антонина Ларина
Газета "Старожиловские просторы"
30 октября 2014 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области