Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Вышел ежик из тумана

Расплывчатые, шероховатые, словно сотканные из тумана, мультяшные герои Юрия Норштейна однажды входят в нашу жизнь, чтобы поселиться в ней навсегда. Забывается компьютерный глянец современной анимации, а ежик в тумане продолжает вечно блуждать в сумерках леса, где справиться с мимолетными страхами можно только одним способом – отдаться потоку времени.

Детское простодушие и вселенская скорбь во взгляде персонажей. И каждый понимает, что и ежик, и волчок – это истории про нас. Просто, занимаясь ежедневными делами, мы забыли о себе что-то важное.

Как истинный художник Юрий Норштейн считает умение входить в поток чуть ли не самым ценным в любом искусстве. Не случайно с такой изящностью он сумел создать экранный образ одного из трехстиший поэта Басе. Грусть оттого, что все имеет конец, и чувство просветления, возникающее от сознания непостоянства вещей. Только оно и ведет к умиротворению.

– В работе должно наступить состояние, когда тебя фильм несет. Значит, ты внутри него и можешь через ощущение потока уловить смысл своих усилий, понять, что не такую уж ерунду ты делаешь. Когда это случается, рабочая площадка обретает свойство отделенного от окружающего пространства энергетического параллелепипеда. Погружаешь туда руки и испытываешь ощущение, словно там что-то скапливается. Это похоже на молитву, – говорит режиссер.

Впервые Юрий Норштейн побывал в Рязани в 82-м году по приглашению рязанского киноклуба – стал его первым знаменитым гостем. И именно в Рязани родился и просуществовал до 88-го единственный в Советском Союзе фестиваль анимационного кино, официально признанный Союзом кинематографистов.

Теперь новая долгожданная встреча с Юрием Норштейном – в поселке Мясном, возле дома Тарковского, где состоялся мастер-класс Юрия Борисовича, и в камерном зале областной филармонии, куда пришли почитатели его таланта. Приехав к дому Тарковского в Путятинский район, Норштейн сразу попал в окружение молодых режиссеров, сценаристов из Москвы, Рязани и Санкт-Петербурга. Здесь же оказался и свой Волчок – пушистая собака весьма внушительных размеров, которой Юрий Борисович тоже уделил внимание.

– Я ехал в Рязань и думал: чего я время теряю, чего я время теряю… А я не потерял время, я его приобрел, – скажет позже Норштейн, общаясь со зрительным залом.

А за день до встречи с рязанцами в поселке Мясном, шел серьезный разговор о творческой лаборатории мультипликатора. И слушателям казалось, что они постигают самое важное в искусстве.

– Именно случайность для меня является важнейшим моментом. Когда мы делали фильм «Шинель», я сказал Франческе (Франческа Ярбусова – жена Ю. Норштейна, художник его фильмов. – Д.С.): «Давай попробуем нарисовать голову Акакия Акакиевича минимально возможных размеров. Так миниатюрно, как только острие карандаша может взять». Кончик грифеля видит больше, чем глаз. И наступает момент, когда твоя логика не руководит острием карандаша, им водит нечто большее. Рационально нарисовать – это тьфу и выбросить, так сможет любой, у кого за плечами приличная школа. В маленьком рисунке карандаш попадает в нужные точки не сразу, образуя помарки. Когда сделали фотоувеличение, я ахнул: там было много случайных штрихов, тех самых черт, которые вдруг стали частью личности, психотипа Акакия Акакиевича Башмачкина. Они послужили подсказкой, когда мы начали рисовать его голову в натуральную величину. Так мы обрели не просто персонаж, а свойство, стихию, поведение.

Фильм «Шинель» Юрий Норштейн делает вот уже на протяжении 33-х лет – он стал главной работой мастера, делом его жизни и дверью в неизведанные миры. Отвечая на вопрос из зала об отношении к персонажу, режиссер сказал, что оно двоякое – от абсолютной любви до абсолютной ненависти, которая возникает, когда Акакий Акакиевич сопротивляется.
– В нем живет сразу несколько детей. И нужно, чтобы через взрослого Акакия Акакиевича проглядывал младенец. Возникает расщепление персонажа, одна часть отделяется от другой – и между ними происходит электрический разряд. Это то, что я называю принципом неопределенности. Ты не можешь зафиксировать это состояние, но знаешь, что оно истинное. И вот здесь – правда.

Настоящее чудо всегда рукотворное, убежден мастер, его нельзя отдавать на откуп технологиям, цифре, ему тесно в этой колыбели.

– Говорят, сегодня другие темпы. А какие уж там особенные темпы? Что, дерево быстрее растет? Или мы ставим Бетховена на 76 оборотов, чтобы быстрее прослушать? Пленка – живой материал, у нее свои глаза, я хотел бы снимать только так. Я не знаю, что будет дальше, потому что хотят пленку в кинематографе вообще убить, уничтожить. И это делают люди, которые на самом деле нечистоплотны в творческом плане, им бы только денег срубить. Съемка «в цифре» имеет свои преимущества. Но она слишком освобождает человека, а мне кажется, что в творчестве это может быть пагубно… У компьютера имеется в запасе огромное количество вариантов. Их так много, что трудно остановиться на одном. А вариант на самом деле всегда один, и дорога всегда единственная.

С ностальгией Юрий Норштейн вспоминает время, когда в стране существовала сеть киноклубов, возглавляемых энтузиастами. Они привозили архивное кино, поддерживали культурные связи с посольствами разных стран. Необходимо, чтобы в обществе было как можно больше таких личностей.

– Вы не представляете, какое большое имеет значение, когда общество, публика знают, что люди, руководящие какими-либо объединениями, образованны, начитанны, что они пребывают в пространстве искусства. Тогда и атмосфера в обществе меняется.

«Волчок ночью разводит костер на обочине дороги, печет картошку, ест, обжигая пальцы. Мимо проносятся машины. Потом он утаскивает лист бумаги со стола, бумага оборачивается ребенком…»

Игра сновидений, которая силится сообщить о чем-то важном, что лежит за пределами слов.

– Для меня фраза из Евангелия про зерно, которое, если не умрет, то останется в земле, очень важна. Художник должен растворяться в следующих стадиях работы. Если он останется со своей самостью, значит, фильм не получится.
Это парадокс, знакомый всем гениальным художникам: чем меньше нас, тем больше мы есть.

Дмитрий Соколов

Газета "Рязанские ведомости"

3 сентября 2014 г.

Другие события

День знаний День знаний
Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области