Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

От веретена до электропрялки

Татьяна Брякова родилась и выросла в посёлке Волонь. Окончила Клепиковский технологический техникум по специальности «техник-технолог швейного производства». Долгое время работали заместителем директора МКП «Центр», после сокращения предприятия увлеклась этнографией, непосредственно исконными ремеслами нашего района, русским народным костюмом.

Татьяна Владимировна самостоятельно изучила и освоила валяние из шерсти, прядение и плетение пряжи, ткачество. Она - участница прошлогодней выставки народных ремёсел, где представила публике большую коллекцию валенок, войлочных тапочек и бот, украшенных цветами, были даже сумки и жилеты, выполненные также е технике валяния.

В настоящее время Татьяна Волкова работает преподавателем дополнительного образования, ведёт этнографический кружок «Реконструкция и вырождение старинных ремесел» на базе Клепиковского отдела государственного музея-заповедника СЛ. Есенина. Сегодня она решила рассказать читателям о прялках..

Уважаемые мои современники, хочу вам напомнить о подзабытом женском рукоделии - прядении и немного рассказать об инструментах и приспособлениях для изготовления нитей. Сначала немного истории: с древних времён и по сей день человек носит одежду сотканную, связанную, сплетённую из нитей. Чтобы получить нить, нужно скрутить-спрясть волокна животного, растительного или искусственного происхождения. Сейчас, конечно, на фабриках этот процесс полностью механизирован. Но что же было изначально? Первобытные люди просто скручивали нить меж ладоней, намного позднее было изобретено веретено, что существенно облегчило изготовление нити. Прогресс не стоял на месте, не буду здесь описывать, что изобрели в Древнем Риме, Китае, в Германии и т.д. Хотя тема эта и интересна, но слишком обширна. Посмотрим, что же использовали наши предки в нашей местности для прядения. Итак,с помощью веретена скручивали и на него же наматывали нить. Нить вытягивалась из кудели. Кудель - это расчесанные волокна, крепиласьк прялке. Прялки были деревянные в виде гребней, лопаток, гребней-чесал. Гребни-чесала были распространены в нашей местности, использовались они в основном для прядения льна.

Украшались прялки по-разному, в какой-то губернии преобладала роспись, где-то резьба.

Крепилась прялка к донцу - дощечке, на которой сидела и работала пряха. Для утяжеления деревянного веретена и ускорения кручения использовали керамический, каменный или железный грузик в виде кругляшка с дырочкой, крепящегося к веретену, называлось это - пряльце.

Время шло, а человеку свойственно что-то изобретать и усовершенствовать. И вот для быстроты и удобства уже изобретена самопрялка. Когда же появилась на Руси самопрялка, и чем, собственно, она отличается от прялки? Самопрялка - это частично механизированный станок с ножным приводом, освобождающий две руки для вытягивания и формирования нити. Есть разные мнения о времени появления самопря/имка Руси, одни источники утверждают, что попала она к нам во времена Петра I, но садя по археологическим находкам, в России самопрялка была известна ещё в XIV в. Отдельные её части обнаружены при раскопках в Новгороде. В крестьянском же быту самопрялка прочно обосновалась в ХIХ в. В зависимости от того, как располагалось колесо, сбоку или снизу относительно прядильно-наматывающего узла, самопрялки были двух видов: горизонтальные - лежак, калаурот. Чухонка на территории России встречалась мало, в основном в Скандинавии, Европе, Карелии.

И вертикальные - стояк, коловорот: Русская была наиболее распространена в России.

Давайте посмотрим, насколько красивы и изящны самопрялки, изготовленные простыми крестьянами, мастерами прошлых веков. Это был не просто бытовой инструмент, это было ещё и украшение крестьянского дома.

Кто же делал эту красоту в нашей местности? Край наш богат лесом, и много у нас было, да и сейчас есть, мастеров, работающих с деревом. Были в нашем районе и мастера-прялочники. 

Многие жители нашего района хранят самопрялки как память о своих предках-бабушках и мамах. И не только хранят, но и используют самопрялки по назначению. 

И вот в середине XX века начали появляться модели прялок с электроприводом, более мобильные и компактные, с пластмассовыми деталями.

Сейчас, в век глобализации и передовых технологий, не обязательно прясть и ткать самостоятельно, чтобы изготовить себе одежду, и ручное прядение перешло из необходимости в разряд увлечения, которое, как любое занятие для души, дарит радость и делает мир вокруг нас уютнее. И не верьте тому, кто скажет, что утратили, забыли... На самом деле гюсдолжают жить старинные ремёсла в народе.

Уважаемые читатели, спасибо, что прочли мою краткую обзорную статью о прядении, в нашей местности, надеюсь, она вам понравилась.

С уважением, Татьяна БРЯНОВА

Газета "Новая Мещёра"

30 января 2015 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области