Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиРязанская Шульженко
27 мая солистке хора КДЦ «Октябрь» Марии Терентьевой исполнится 80 лет Из этих восьмидесяти 75 лет она поет для своих зрителей... За манеру исполнения и любовь к лирическим песням коллеги прозвали Марию Терентьеву «наша Шульженко». И вполне заслуженно.
Цыганочка Маша Детство Машеньки Терентьевой прошло в городе Юрьев-Польский - райцентре Владимирской области. Мама работала в госпитале, куда привозили раненых едва ли не со всех фронтов Великой Отечественной войны: украинцев, белорусов, кавказцев... Можно сказать, что на излечении в старой больнице находился весь многонациональный Советский Союз, но только в миниатюре. Кто-то из солдат быстро шел на поправку и вскоре уже снова отправлялся на фронт. А кому-то из-за тяжелых ранений предстояла демобилизация... Как тут не печалиться, когда остался без руки или без ноги? Тяжело бы приходилось раненым, если бы не навещала их детвора — местные школьники. Чаще всего в госпиталь прибегали девчонки: устраивали здесь настоящие концерты, подбадривали бойцов песнями и танцами. Была среди них и пятилетняя дочка здешней медсестры - Машенька. Как говорится, от горшка два вершка, но как она танцевала цыганочку... Солдаты удивлялись и пророчили юной артистке большое будущее. А после каждого концерта щедро угощали сахаром и конфетами. Война кончилась. А раненые какое-то время еще прибывали в госпиталь. Подросшая Маша пела для них любимые песни: «Катюшу», «Темную ночь»... Школьница Маша вместе со своим классом часто работала в поле, помогала колхозникам. И всегда во время работы девчонки пели - так дело спорилось быстрее. Стоит сказать, что и Машины родные были не обделены музыкальными талантами. Так, братья играли на гармони, а сноха пела романсы и аккомпанировала себе на гитаре...
Поющий финансист Мария всегда умела на слух определять музыкальные партии полюбившихся песен и в точности повторяла мелодии. Девушка мечтала, окончив школу, поступить в музыкальное училище в Иванове. Буквально жила этой мечтой... Но оставить семью так и не решилась. Был и такой резон: после войны все жили небогато, где уж тут родителям помогать студентке, живущей в другом городе? Поступила Мария в учебное заведение, крайне далекое от мира искусства, зато близкое к дому, - в финансовое училище. И в дальнейшем работала фининспектором. Но и пение она бросить не могла. Через некоторое время, устроившись на работу на Рязанский электроламповый завод, сразу же записалась в местный самодеятельный хор. - Организацией хора занимался выпускник Ленинградской консерватории, - вспоминает Мария Петровна. - Готовил нас как настоящих профессионалов: со всеми требуемыми упражнениями для голоса, с распевками. Под его руководством мы разучивали и многоголосые партии. Словом, всё было так серьезно, что человек со стороны и не подумал бы никогда, будто хор самодеятельный. Марии никогда не нравились легкие эстрадные песенки, она называла их «однодневками». Душа стремилась к лирическому и даже патриотическому репертуару. Когда пела, отдавала себя песне без остатка, халтуры не любила и не прощала. И нет ничего удивительного в том, что именно Мария Терентьева уже скоро стала солисткой заводской самодеятельности и местного вокального ансамбля. - Мне как-то удавалось совмещать и основную работу, и агитационную деятельность, и пение, - вспоминает Мария Петровна. - Наверное, потому что всё старалась делать на совесть, не филонить. И от этого получала огромное удовольствие. В этом и сегодня вся Мария Терентьева. Ее главный жизненный принцип остался неизменным: делать всё так, чтобы потом не было стыдно, и держаться в стороне от похвал в свой адрес. «Это не моя заслуга, это всё мой коллектив», - так говорила она чаще всего...
Колхозные гастроли В самую горячую пору, в посевную или во время уборки урожая заводской вокально- инструментальный ансамбль направляли в колхозы и совхозы области. Для участников ансамбля по такому поводу выписывали командировочные листы, выделяли им специальный автобус, который украшали агитплакатами, - и в путь! - Чего только не было в этих поездках! - улыбается Мария Терентьева. - Приезжаем выступать в поле, какая уж тут сцена? Откидываем борт грузовика и поем и играем с кузова! Кругом пыль столбом, жара, мякина летит... А мы - в концертных костюмах. Бывало, колхозники нас жалели, говорили: «Пекло страшное, пожалейте себя, уезжайте!» Но мы всё равно давали концерт, ведь люди ждали нас, разве можно их разочаровать? Заводской ансамбль сельчанам казался явлением удивительным. Только представьте: среди деревянных изб, полей и бездорожья появляются нарядные, статные мужчины, будто сошедшие с телеэкрана, а среди них красавица, одетая в элегантное платье из блестящей, словно неземной, ткани... И никто не обращал внимания, что аппаратуру артисты запитывали от аккумулятора обычного трактора: где ж еще в поле электричество взять? - Вместе с нами ездил замечательный конферансье. Он работал в жанре сатиры: перевоплощался в разные образы, подобно Аркадию Райкину. Над его шутками смеялись до слез, - продолжает рассказ Мария Петровна. - Но однажды я его удивила... В одном из сельских клубов в передних рядах посадили старых бабушек. А в те времена только появилась песня «Поговори со мною, мама». Чтобы актеру было проще выступать, он, как правило, выбирает кого-то в зале и поет, обращаясь к этому человеку, - говорит Мария Петровна. - Так и я выбрала одну из пожилых женщин - она напомнила мне мою маму. И будто что-то подтолкнуло меня: встала перед ней на колени и начала петь... И сама не заметила, что плачу, и бабушка, перед которой я стояла, тоже плакала... А затем по сценарию был номер нашего конферансье. Только над его хохмами никто уже не смеялся. Он мне потом хоть в шутку, но с упреком сказал: мол, что ж ты, Маша, с публикой сделала? Все глаза вытирали...
Песня ее жизни В начале 70-х отмечалось 25-летие Народной Болгарской Республики. Встал вопрос: кого послать за границу от Рязани? Выбор был невелик: русский народный хор или академический хор (которым по праву считался хор электролампового завода). Решили послать последний. - Ох, уж и проверяли нас перед выездом... Всю родню перетрясли до седьмого колена, - Мария Петровна. - Завод для такого дела, как первые заграничные гастроли, выделил крупную денежную сумму. И на эти деньги всем участникам коллектива сшили роскошные наряды. У меня же, как у солистки, было семь необыкновенно красивых платьев... Рязанских артистов в Болгарии приняли на ура. Мария пела для болгарской публики о Родине, о Рязани и, конечно же, на бис исполняла обожаемую болгарами «Калинку»! А на обратной дороге даже пришлось дать еще пару незапланированных концертов. Сельские жители, завидев автобус с артистами, дважды перегораживали дорогу... Через всю жизнь Марии Терентьевой лейтмотивом прошла песня Клавдии Шульженко «Синий платочек». И не сосчитать, сколько раз пела она ее в кругу родных и друзей, а также непременно на каждом концерте! Помню, как в памятный вечер Падал платочек твой с плеч, Как провожала и обещала Синий платочек сберечь... И каждый раз Марии Петровне, нашей рязанской Шульженко, аплодировали долго и искренне... Друзья и коллеги по музыкальному цеху тепло и сердечно поздравляют Марию Петровну с днем рождения, желают ей счастья, здоровья и творческого долголетия! Коллектив еженедельника «Вечерняя Рязань», со своей стороны, с удовольствием присоединяется к поздравлениям. Пусть огонек вашей искренности, дорогая Мария Петровна, тронет еще многие и многие сердца! Элли Серегина Газета "Вечерняя Рязань" 22 мая 2015 г.
Другие события
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |