Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

СОЗВЕЗДИЕ ЮБИЛЕЕВ

Казалось бы, Скопин — городок, каких немало в Рос­сии. Недалеко не каждый подобный ему имеет свою изю­минку, да такую, благодаря которой он узнаваем, ува­жаем, привлекателен для гостей и прославлен уже не одно столетие. И главная заслуга в этом хранителей и продолжателей "великого промысла гончарного", отме­чающего в этом году весьма серьезный юбилей!

Очень символично, что в год празднования 375-летия скопинского гончарства свои юбилеи отмечали и еще отметят не толь­ко люди, сыгравшие в его исто­рии судьбоносные роли, но и организация, без которой уже трудно представить жизнь и раз­витие современных промыслов. Так, в январе свой 80-й день рождения отпраздновал заслу­женный работник культуры, "крестный отец" большей части современных работающих мас­теров Александр Рожко. В конце этой недели благодарные земля­ки соберутся в стенах местного краеведческого музея, чтобы встретить 105-летие родоначаль­ника возрождения промысла, та­лантливого художника, потом­ственного гончара в третьем по­колении Михаила Пеленкина, а буквально на днях круглую дату размером в четверть века отме­тит Ассоциация народных худо­жественных промыслов России. К торжествам в честь ее 25-летия и была приурочена выставка "Народные промыслы России".

Выставка, чье говорящее на­звание и определило ее участни­ков, проходила в Москве в малом Манеже. На ней Скопин предста­вил около трех десятков работ всех поколений мастеров гончар­ного промысла - от маститых ху­дожников до молодых керамис­тов. Рассказывая об экспозиции нашей фабрики художественной керамики, патриот промысла на­родный художник России Татья­на Голованова отметила:

- Скопин снова "впереди планеты всей" - масштабная экспозиция, где представлены все авторы. Отрадно, что по срав­нению с другими предприятия­ми, особенно гончарными, кера­мическими, Скопин не в худшем состоянии, а можно сказать, даже в лучшем. Нам повезло. Хотелось бы, конечно, большей поддерж­ки государства, но, тем не менее, субсидирование на сырье и материалы существует: нам его предоставляют Минэкономразви­тия Рязани и минпромторг Моск­вы. По-прежнему мы проходим экспертные советы, где утверж­даются изделия народно-художе­ственных промыслов. А это еще раз подчеркивает высокий худо­жественный уровень выпускае­мой в Скопине продукции, кото­рый даже в условиях современного рынка и современных инте­рьеров мы не имеем право ро­нять. Благодаря пониманию пре­жним и новым руководством фабрики важности всевозмож­ных художественных выставок и выставок-ярмарок мы можем по­казывать себя - эго мощный рек­ламный двигатель и важный мо­мент мониторинга уровня наше­го развития.

Татьяна Константиновна убеждена, что выставочная дея­тельность очень важна и для ху­дожественного роста сотрудни­ков предприятия: художники обя­зательно должны иметь возмож­ность работать творчески (чистая коммерция ведет к превращению креативной личности в машину по производству), ведь профес­сиональный рост, подъем все­возможных званий - это тоже оп­ределенный итог их труда.

Но выставочная деятель­ность лишь одна из видимых со­ставляющих популярности скопинского гончарного промысла. Безусловно, его сердцевина, аль­ма-матер - фабрика, объединяющая и дающая старт всем мастерам Невозможно не сказать и о заслугах Детской художествен­ной школы, воспитавшей уже не одно поколение земляков в духе любви к прекрасному, и о меж­дународном гончарном фести­вальном движении, и о трудолю­бии и стойкости всего коллекти­ва предприятия, и о патриотах промысла: Борисе Карякине, благодаря которому появились лауреаты Госпремии, Алексее Крылове и Владимире Ивано­ве - директорах Скопинского краеведческого и Рязанского художественного музеев, всячес­ки пропагандировавших промы­сел, Вячеславе Егорове - историке-краеведе, подарившем всем нам День рождения гончарства, Валентине Телышеве и Викторе Кузнецове, которые за время руководства фабрикой поддерживали и продолжают развивать выставочную деятель­ность. Нельзя забывать и глав­ных учителей мастеров-керамистов Михаила Пеленкина, Алек­сандра Рожко, Зинаиду Коркину и всех тех талантливых художни­ков столетия прошлого и нынеш­него, чьи имена золотыми буква­ми вписаны в историю "велико­го промысла гончарного" Скопи­на... Видимо, все это в совокуп­ности и делает вот уже 375 лет подряд нашу керамику и гончар­ство уникальным явлением в ху­дожественном мире, а его хра­нителей и продолжателей - нео­быкновенными людьми с талант­ливейшими руками и неуемной фантазией.

Татьяна ГОЛОВАНОВА, народный художник России:

- Промысел - это моя жизнь, моя судьба, некое живое сущест­во, которое ни в коем случае нельзя обидеть, оскорбить, предать. Это источник сил, который не отпускает.

Юрий ГЕФЕНЕДЕР, член Союза художников России:

- Промысел - основной виц моей деятельности, то, чем я живу и дышу. Мне сложно объяснить словами, проще показать руками.

Вячеслав ЕГОРОВ, историк-краевед:

- Промысел - один из источников вдохновения. Мне посчаст­ливилось открыть имя первого гончара и рассказать людям об этой важной странице истории жизни нашего города. Но я очень сожа­лею о том, что мне самому не удалось приложить руку к созданию этого чуда.

Валентина ПОНОМАРЕВА, молодой потомственный гончар:

- Промысел - это продолжение нашей семейной традиции. Я уже не представляю свою жизнь без глины, которая дает силы и заряжает энергией.

Александр РОЖКО, ветеран гончарного дела:

- Промысел - это важная часть моей жизни, которую я бы не променял ни на что. Он - неповторимый, особенный, традицион­ный и удивленный. Для меня это разнообразие художественных форм и содержания.

Валентин ТЕЛЫШЕВ, экс-директор Скопинской фабрики художественной керамики:

- Промысел - это моя самая активная часть жизни, моральное удовлетворение от того, что мне удалось поучаст­вовать в его сохранении. Гордость за то, что он прославил Скопин, и все мы живем на родине художественного гон­чарства.

Виктор КУЗНЕЦОВ, директор Скопинской фабрики художественной керамики:

- Раньше я расценивал промысел как нечто, очищаю­щее душу и позволяющее компенсировать жизненный не­гатив, А сейчас я расцениваю его еще и как некое задание свыше: нам дано богатство, которое нужно сохранить и по возможности приумножить.

Елена МОРОЗОВА, директор Скопинского краеведческого музея:

- Для сотрудников музея скопинский гончарный про­мысел - нечто родное. Мы ратуем за его сохранение, раз­витие, чтобы он по-прежнему оставался лицом Скопина.

Марина ПОПП

Газета "Скопинский вестник"

23 сентября 2015 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области