Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиСОЗВЕЗДИЕ ЮБИЛЕЕВ
Казалось бы, Скопин — городок, каких немало в России. Недалеко не каждый подобный ему имеет свою изюминку, да такую, благодаря которой он узнаваем, уважаем, привлекателен для гостей и прославлен уже не одно столетие. И главная заслуга в этом хранителей и продолжателей "великого промысла гончарного", отмечающего в этом году весьма серьезный юбилей! Очень символично, что в год празднования 375-летия скопинского гончарства свои юбилеи отмечали и еще отметят не только люди, сыгравшие в его истории судьбоносные роли, но и организация, без которой уже трудно представить жизнь и развитие современных промыслов. Так, в январе свой 80-й день рождения отпраздновал заслуженный работник культуры, "крестный отец" большей части современных работающих мастеров Александр Рожко. В конце этой недели благодарные земляки соберутся в стенах местного краеведческого музея, чтобы встретить 105-летие родоначальника возрождения промысла, талантливого художника, потомственного гончара в третьем поколении Михаила Пеленкина, а буквально на днях круглую дату размером в четверть века отметит Ассоциация народных художественных промыслов России. К торжествам в честь ее 25-летия и была приурочена выставка "Народные промыслы России". Выставка, чье говорящее название и определило ее участников, проходила в Москве в малом Манеже. На ней Скопин представил около трех десятков работ всех поколений мастеров гончарного промысла - от маститых художников до молодых керамистов. Рассказывая об экспозиции нашей фабрики художественной керамики, патриот промысла народный художник России Татьяна Голованова отметила: - Скопин снова "впереди планеты всей" - масштабная экспозиция, где представлены все авторы. Отрадно, что по сравнению с другими предприятиями, особенно гончарными, керамическими, Скопин не в худшем состоянии, а можно сказать, даже в лучшем. Нам повезло. Хотелось бы, конечно, большей поддержки государства, но, тем не менее, субсидирование на сырье и материалы существует: нам его предоставляют Минэкономразвития Рязани и минпромторг Москвы. По-прежнему мы проходим экспертные советы, где утверждаются изделия народно-художественных промыслов. А это еще раз подчеркивает высокий художественный уровень выпускаемой в Скопине продукции, который даже в условиях современного рынка и современных интерьеров мы не имеем право ронять. Благодаря пониманию прежним и новым руководством фабрики важности всевозможных художественных выставок и выставок-ярмарок мы можем показывать себя - эго мощный рекламный двигатель и важный момент мониторинга уровня нашего развития. Татьяна Константиновна убеждена, что выставочная деятельность очень важна и для художественного роста сотрудников предприятия: художники обязательно должны иметь возможность работать творчески (чистая коммерция ведет к превращению креативной личности в машину по производству), ведь профессиональный рост, подъем всевозможных званий - это тоже определенный итог их труда. Но выставочная деятельность лишь одна из видимых составляющих популярности скопинского гончарного промысла. Безусловно, его сердцевина, альма-матер - фабрика, объединяющая и дающая старт всем мастерам Невозможно не сказать и о заслугах Детской художественной школы, воспитавшей уже не одно поколение земляков в духе любви к прекрасному, и о международном гончарном фестивальном движении, и о трудолюбии и стойкости всего коллектива предприятия, и о патриотах промысла: Борисе Карякине, благодаря которому появились лауреаты Госпремии, Алексее Крылове и Владимире Иванове - директорах Скопинского краеведческого и Рязанского художественного музеев, всячески пропагандировавших промысел, Вячеславе Егорове - историке-краеведе, подарившем всем нам День рождения гончарства, Валентине Телышеве и Викторе Кузнецове, которые за время руководства фабрикой поддерживали и продолжают развивать выставочную деятельность. Нельзя забывать и главных учителей мастеров-керамистов Михаила Пеленкина, Александра Рожко, Зинаиду Коркину и всех тех талантливых художников столетия прошлого и нынешнего, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю "великого промысла гончарного" Скопина... Видимо, все это в совокупности и делает вот уже 375 лет подряд нашу керамику и гончарство уникальным явлением в художественном мире, а его хранителей и продолжателей - необыкновенными людьми с талантливейшими руками и неуемной фантазией. Татьяна ГОЛОВАНОВА, народный художник России: - Промысел - это моя жизнь, моя судьба, некое живое существо, которое ни в коем случае нельзя обидеть, оскорбить, предать. Это источник сил, который не отпускает. Юрий ГЕФЕНЕДЕР, член Союза художников России: - Промысел - основной виц моей деятельности, то, чем я живу и дышу. Мне сложно объяснить словами, проще показать руками. Вячеслав ЕГОРОВ, историк-краевед: - Промысел - один из источников вдохновения. Мне посчастливилось открыть имя первого гончара и рассказать людям об этой важной странице истории жизни нашего города. Но я очень сожалею о том, что мне самому не удалось приложить руку к созданию этого чуда. Валентина ПОНОМАРЕВА, молодой потомственный гончар: - Промысел - это продолжение нашей семейной традиции. Я уже не представляю свою жизнь без глины, которая дает силы и заряжает энергией. Александр РОЖКО, ветеран гончарного дела: - Промысел - это важная часть моей жизни, которую я бы не променял ни на что. Он - неповторимый, особенный, традиционный и удивленный. Для меня это разнообразие художественных форм и содержания. Валентин ТЕЛЫШЕВ, экс-директор Скопинской фабрики художественной керамики: - Промысел - это моя самая активная часть жизни, моральное удовлетворение от того, что мне удалось поучаствовать в его сохранении. Гордость за то, что он прославил Скопин, и все мы живем на родине художественного гончарства. Виктор КУЗНЕЦОВ, директор Скопинской фабрики художественной керамики: - Раньше я расценивал промысел как нечто, очищающее душу и позволяющее компенсировать жизненный негатив, А сейчас я расцениваю его еще и как некое задание свыше: нам дано богатство, которое нужно сохранить и по возможности приумножить. Елена МОРОЗОВА, директор Скопинского краеведческого музея: - Для сотрудников музея скопинский гончарный промысел - нечто родное. Мы ратуем за его сохранение, развитие, чтобы он по-прежнему оставался лицом Скопина. Марина ПОПП Газета "Скопинский вестник" 23 сентября 2015 г.
Другие события
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |