Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Мотор, начали!

Луч кино светит из Клепиков.

Совсем недавно узнал, что есть в Рязанской области кинодеревня. Не слыша­ли о такой? Сейчас расскажу.

Основал ее сценарист, режис­сер и оператор Павел Морозов. Ехал он как-то раз по области на своей машине и думал: как же много есть на свете деревень, на­звания которых оканчиваются на «кино». Лучкино, Реткино, Бражкино... Взял и придумал свою де­ревню - Лучкино. Да так в ней и поселился - вместе с киноаппа­ратурой, женой и тремя детьми. Лучкино сокращенно - «Лучшее кино». На карте ее не ищите. На самом деле деревенька называ­ется Ершово, недалеко от Спас- Клепиков. Но теперь у нее есть и другое неофициальное название, потому что там живет основатель детской киномастерской «Лучки­но» Павел Анатольевич Морозов.

***

Павел Анатольевич говорит на мастер-классах также стран­нее вещи, которые сейчас вос­принимаются как откровение. И Ставит в пример режиссера, кото­рый 15 лет .снимал и монтировал одну картину. Поэтому слушать его очень приятно. Все давно догадываются, что нужно работать именно так. Не в смысле - дол­го, а в смысле - по-настоящему, с полной самоотдачей. А там будь что будет. Тот «медлитель­ный» режиссер - Олег Дорман все-таки сделал свой фильм - «Подстрочник» - о Лилиане Лун­гиной, знаменитой переводчи­це детских книг. И отказался от престижной награды «Тэфи» за него. Павел Морозов учился у Дормана на Высших режиссер­ских курсах. Всем начинающим юным кинематографистам он говорит буквально следующее: «Когда вы сочиняете историю, вы должны верить в то, что делаете. Ваши усилия никогда не должны быть продиктованы финансовы­ми соображениями, желанием понравиться, попасть в струю. Не тратьте на это время. Лучше потратьте время и силы на тот фильм, в который вы вложите свою душу».

Интересные истории, кото­рые требуется превратить в сце­нарий, а потом в кино, придумы­вают дети. Их опытный наставник сразу усматривает в них разные сюжетные ходы, возможную кон­цовку, но ему интересно, чтобы дети сами довели историю до ло­гического завершения. «Я не даю им расслабиться. Загоняю их в угол, чтобы они искали выход, ис­кали конфликт и способы его раз­решения».

Итак, история...

***

Брат с сестрой отправились в музыкальную школу. Девочке баян нести тяжело, а брат помо­гать не хочет. Она ноет всю доро­гу, он отмахивается. Поставила девочка баян на обочину, села на него и увидела в траве пятиты­сячную купюру. Побежали дети пировать, накупили сладостей, а баян где-то оставили. Бросились искать и увидели его на скамей­ке рядом с незнакомым дедушкой. «Отдайте баян, он наш!» - взмо­лились дети. «Ишь вы какие, он небось денег стоит», - как бы все­рьез говорит пожилой человек. Брат с сестрой испугались всерьез, уже готовы отдать все оставшие­ся деньги, да еще мобильный те­лефон в придачу. И тут дедушка начинает им рассказывать одну историю. Вроде бы совсем про другое. «Было это, ребята, под Смоленском в 1943 году. Попали мы в окружение, у нас заканчива­лись патроны. Лежали мы в око­пах и думали, что подходит конец. И вдруг слышим - звук гармони. Это играл наш батальонный гар­монист. Когда мы слышали эти звуки, то вспоминали свой дом, семью, и на душе становилось легче. И возвращалась к нам хоть малая, но надежда, что мы оста­немся живы. Так оно и вышло. Гармонь на фронте была таким же бойцом, как и все солдаты. Ког­да погибал гармонист, находился другой и брал гармонь себе. Так продолжалось до конца войны». Дедушка встает и уходит, на пу­стой скамейке остается гармош­ка, деньги и мобильный телефон. Финальный кадр - дети медленно идут по поселку, на плече мальчи­ка висит гармонь. Что они в этот момент чувствуют, зритель, ко­нечно же, понимает. Просто есть в нашей жизни такая правда и та­кие обстоятельства, по сравнению с которыми все наше ежедневное беспокойство, уловки, прыжки выглядят жалкими и смешными. И всегда нужно помнить о высо­ком, непреходящем, чтобы мел­кие мысли не поглощали, чтобы в них не увязла душа.

Такую вот 9-минутную «Одну историю» год назад сняли дети на киностудии «Лучкино» и получа­ют за нее награды на разных фе­стивалях.

Павел-Морозов говорит, что съемка каждой короткометраж­ки для них - не приготовление к чему-то важному, что будет по­том, а работа с полной отдачей сил, со всеми этапами, которые проходит любая съемочная труппа в профессиональном кино. Кстати, в «Одной истории» снял­ся настоящий участник войны, житель Клепиковского района Виктор Сергеевич Смирнов. До­статочно показать этот фильм в любой детской аудитории, и мож­но больше ничего не говорить о патриотизме.

***

До переезда в Клепиковский район Морозов работал в Москве, Санкт-Петербурге. Было у него свое дело, которое в кризисный 2008-й пришлось закрыть. На­копления вложил в обучение на Высших режиссерских курсах и в киношколе Александра Митты, собрал дорогостоящую аппарату­ру для киносъемок. Затем открыл первую киномастерскую в мо­сковской школе развития «Маяк», начал приобретать опыт в работе с детьми.

В Клепиковском районном от­деле культуры, узнав про ценный кадр, решили его не упускать - обеспечили всем необходимым для работы, лишь бы занимался с подрастающим поколением, по­могал в местном ДК. Павел Моро­зов пытается создать учебные ки­ностудии и в Рязани. Сегодня су­ществует одна группа - в образо­вательном центре «Содружество». По субботам преподаватель при­езжает сюда из Клепиков, чтобы провести занятия. А в июне будет действовать киносмена в лагере «Мещера», куда сейчас полным хо­дом идет набор детей. Чем кинош­кола «Лучкино» отличается от дру­гих, ей подобных? Только здесь история и сценарное мастерство возведены почти что в культ. На сценарий короткометражки мо­гут потратить месяцы. В Москве из-за этого некоторые слушатели покидали курсы разочарованны- ми, так и не дождавшись начала съемок. Не хватало терпения. Но в Москве другие привычки. Обыч­но там учат, как искать деньги, проводить кастинги, а то, какую роль играет слово, мало кому ин­тересно. Возможно, поэтому мы смотрим сегодня очень странное, больное и неряшливое кино.

***

Павел Морозов: «Мне доро­го советское кино. Могу часами смотреть «Ералаш» Хмелика и не воспринимаю «Ералаш» Грачевского. С тех пор как фигура про­дюсера стала у нас ключевой в кинопроцессе, появилась такая категория фильмов, как семей­ные драмы. Чтобы было понем­ножку интересно всем - и мама нашла историю любви, и папа - свой боевик, и ребенок - смешные ситуации. Детское кино как жанр почти ушло с экранов, его мало кто из современных режиссеров пытается делать. Недавно из Гол­ливуда вернулся Владимир Алени­ков, который снимал «Петрова и Васечкина». Я побывал у него на мастер-классе, и мы с ним, наде­юсь, будем взаимодействовать. Грамматиков в Санкт-Петербурге занимается детским кино, но больше как педагог, воспитыва­ющий новое поколение режиссе­ров. Перспективы не великие, но все же есть. Надеюсь, и мы - кино­любители, через 2-3 года своими силами снимем «полный метр» и, возможно, когда-нибудь станем профессиональной студией.

***

Помимо того, что Морозов занимается с детьми, он еще ез­дит по Клепиковскому району и показывает в селах и деревнях кино. Привозит старые ленты, Шукшина, Данелии... Попутно изучает местную действитель­ность. Попадаются земляки с та­кой внешностью и темперамен­том, что можно придумывать сю­жеты специально для них. Имен­но придумывать. К документали­стике Павел Морозов относится прохладно, успел в ней порабо­тать, изучил это ремесло изну­три и возвращаться в этот жанр не планирует. Он хочет снимать с детьми игровые короткометраж­ки - забавные и смешные, серьез­ные и грустные, трогательные и страшные. Как сама жизнь. И побеждать с ними на фестива­лях, оправдывая название студии «Лучкино».

И пусть этот луч доброго дет­ского кино светит нам из Клепи­ков.

Димитрий Соколов

Газета "Рязанские ведомости"

6 мая 2016 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области