Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Не променял невесту на мотоцикл

Супруги Вячеслав и Ирина Таратины из поселка Александро-Невский всю жизнь трудились в районной киносети. А ещё кино сыграло в их судьбе особую роль - подарило любовь на всю жизнь.

За баранкой

Вячеслав Владимирович Та- ратин в 80-е годы работал во­дителем районной киносети - доставлял фильмы в деревни. Родился он в селе Ново-Сергиевка. После получения аттеста­та о среднем образовании в Александро-Невской школе окончил курсы водителей в ме­стном училище и отправился на службу в армию на два года - в Германию. Получил направле­ние в автомобильный батальон материального обеспечения.

После службы вернулся до­мой, устроился работать води­телем районной киносети. Ра­бота, скажем, не из легких. Вот как писала о нем районная га­зета «Восход» 26 февраля 1991 года: «Какая благодарная рабо­та у Вячеслава Владимирови­ча Таратина - может позавидо­вать каждый. Трудится он в ки­носети, развозит по деревням и селам кинофильмы, ведет их обмен. Поэтому его приезду очень радуются сельские жите­ли, особенно молодежь.

Ежедневно водитель бывает в 10-12 населенных пунктах района, делая при этом по 200-300 километров. Однооб­разие маршрутов несколько утомляет. Но сознание того, что твоя работа доставляет удо­вольствие людям, придают но­вые силы, энергию».

- Загружал фильмы в будку своего старенького «ГАЗ-53» и отправлялся в путь, - рассказывает Вячеслав, - завозил в Ольховку два фильма, напри­мер на понедельник и вторник, а в среду их забирал и вез в Благие, затем - Студёнки, Пав­ловка, Просечье, Спешнево, Боровок, совхоз «Александро-Невский», И так по кругу...

- А сам любил смотреть фильмы?

- А как же! - звонко рассме­ялся Таратин, - очень даже любил. Раньше фильмы были какие-то душевные, немного наивные, но такие добрые, юмор настоящий. Смотришь «Любовь и голуби» или «Белые Росы» - хохочет весь зал, и ты невольно закатываешься.

В многодетной семье Таратиных пять ртов остались на попечении бабушки, когда 26 июня 1941 года дедушку призвали на фронт. Домой он больше не вернулся. Вспоми­ная об этом, Вячеслав Таратин низко опускает голову: «Сколь­ко бы времени ни прошло, а больно вспоминать об ушед­ших навсегда...»

Может, поэтому он с особым почтением говорит об участни­ках войны, своих бывших коллегах-фронтовиках: киномеха­никах Иване Федоровиче Мас­лове и Александре Ермошине, художнике Дмитрие Рыскалине.

Встреча с судьбой

Вячеслав аккуратно достал из альбома фотографию, сде­ланную по случаю профессио­нального праздника в 1985 году на День кино. Я внима­тельно ее рассматриваю.

- На снимке много женщин. Профессия киномеханика была женской?

- Да, скорее женской. Да и зарплата была маленькой, при­мерно 50-70 рублей в зависи­мости от сбора за билеты. Но главное - людям было куда сходить. А если шел индийский фильм, то в клуб ни пройти, ни протолкнуться - все места за­няты. Люди с собой приносили табуретки, многие стояли, а ма­лышня устраивалась прямо на полу перед сценой. Если при­возили нормальный фильм, то в кинозалах всегда было стол­потворение - люди любили хо­дить в кино. Жили веселей, встречались в клубах, обмени­вались новостями. Для моло­дежи после фильмов обяза­тельно проводили дискотеки под пластинки, магнитофоны. А сейчас в большинстве все сидят по домам у телевизоров, компьютеров...

- По-моему, кино сыграло особую роль и в твоей жизни?

- Ясное дело! Здесь судьбу свою нашел. Будущую жену я сразу заприметил - красивая, скромная, добрая. Короче, как говорят, глаз положил - это точно. Но как огнем обожгло, когда узнал, что она замужем. Но у Ирины замужняя жизнь не складывалась. Не хочу об этом говорить. Я стал бороться за свою любимую. Много нам вме­сте пришлось пережить, но любовь все побеждает. Я так скажу: сейчас все можно ку­пить за деньги. К сожалению, даже люди продаются... Пе­чально всё это. А вот любовь ни за какие деньги не купишь. Я счастливый человек: иду до­мой и знаю, что меня ждут жена, дети, внучка Милана. Они все - моя жизнь, мое глав­ное богатство. И большего ни­чего не нужно.

Вячеслав обожает своих дочек Юлию и Евгению. И они от­носятся к папуле так же - меж­ду ними царит взаимопонима­ние, дружба. Помогают друг другу во всем. И в горе, и в ра­дости семья всегда вместе.

- Мы никогда не бросали друг друга в беде, никогда. Так и будет, - уверенно заключает хозяин семейства.

Киномеханик Ирина

Недавно семью Таратиных постигло горе - умер старший сын Сергей. Поэтому идти к ним в дом было как-то нелов­ко. Но Ирина Николаевна, из- далека увидев меня, приветли­во замахала рукой из окна. Вскоре она вышла из дому и пояснила: «Уложила внучку спать, теперь можно и погово­рить».

Ирине Таратиной (в девиче­стве Шкурлатовой) было всего 17 лет, когда она собралась за­муж. Ребенка она не ждала, но первая девичья влюбленность сыграла с ней злую шутку - она была ослеплена любовью. Главное - за ней ухаживал взрослый самостоятельный мужчина, говорил ласковые и трогательные слова, звал за­муж... Разрешение на брак они получили в поссовете. Понадо­билось два года, чтобы моло­дая женщина прозрела. Но подрастал сынишка, а как его растить без отца? Страшно было остаться одной. Таких в народе называли брошенками. Но Ирина решилась оконча­тельно расстаться с мужем.

- Моя мама, Мария Андре­евна Шкурлатова, в то время работала контролером в кино­театре. Думаю, она и замолви­ла нашему директору киносе­ти Александру Петровичу Гонцову за меня словечко. Он уди­вительно добрый человек, - рассказывает Ирина. - Тогда не было свободных единиц ки­номеханика, так он оформил меня истопником, а сам при­ставил к опытным киномехани­кам Анне Васильевне Поликар­повой и Валентине Гореловой (отчество, к сожалению, забы­ла). Они меня и учили. «Тебе, девушка, надо приобретать профессию», - напутствовал меня директор. Всю жизнь ему за то благодарна.

Так она осваивала профес­сию киномеханика, а еще хо­дила в вечернюю школу. Рабо­тать в кинобудке было не так просто. В советские времена пленка приходила частями в коробках по 10 минут. И кино­механику постоянно приходи­лось перезаряжать ее при на­чале новой «десятиминутки» фильма. Одна часть прошла, надо запускать другой аппарат с новой бобиной, старую боби­ну в это время надо было пе­рематывать обратно и заряжать уже следующую. И так пока не закончится фильм.

Тогда в залах обычно стояло по два киноаппарата и поэто­му времени сидеть вообще не было. А совмещать концы «десятиминуток» требовал особо­го чутья и тренировки. Все это освоила Ирина. 19 лет проработала в кинотеатре и школу среднюю окончила.

Не променял на мотоцикл

- Когда к нам устроился на ра­боту Слава, я даже не обратила на него внимания, - честно при­знается Ирина, - у меня были другие заботы: подрастал двух­летний сын, все свободное вре­мя я отдавала ему. Да и не за­былось неудачное замужество - на мужчин даже не смотрела.

Но шло время, сын пошел в первый класс, справилась Ири­на и со стрессом после разво­да, посветлел взгляд, и сердце вновь готово было любить. Тем более Слава не оставлял ее ни на минутку - всегда был внима­телен и предупредителен. Од­нажды Ирина поняла, что влю­билась без оглядки и не без от­вета. Решили они пожениться.

Но не тут-то было - родня ополчилась. Родители, бабуш­ка его - ни в какую! Мол, ты моложе ее на два года, а у нее есть ребенок, найдешь и получ­ше, без «хвоста». Бабушка по­ставила внуку ультиматум: не женишься - куплю самый кру­той по тем временам мотоцикл с коляской «Урал».

- Но мой Слава не променял меня на мотоцикл, - гордо рас­смеялась Ирина. - Таких муж­чин, как он, надо поискать. Он единственный. Любимый муж, любимый папа и любимый де­душка. Он и сына моего Сереж­ку принял как своего, они друг в друге души не чаяли - мои мужчины всегда были вместе.

Я счастлива, что тридцать лет в радости и согласии про­жила с мужем, настоящим за­щитником, советчиком и помощником. Потом у нас роди­лись дочки-двойняшки. То была божья награда за нашу любовь.

«Кина не будет!»

В 1995 году в районе закры­лись все сельские кинозалы, действовал только районный кинотеатр. Ирину назначили главным бухгалтером.

- Только считать уже было нечего, - делится Ирина, - на фильмы никто не ходил, везде работали пиратские видеоса­лоны, в домах крутили видео­магнитофоны, а мы сидели без зарплаты по полгода. В 1996 году киносеть ликвидировали.

С грустинкой в глазах Ирина продолжила рассказ:

- Жаль, что из нашей жизни ушло кино. Мы часто проводи­ли в кинотеатре видеоуроки для школьников об истории Советского государства, о Ве­ликой Отечественной войне. Помню, у нас смотрели школьники жуткий фильм об ужасах фашизма «Иди и смотри». Организовывали специальные сеансы «Клуб выходного дня» и «Всей семьей в кино» по деше­вым абонементам.

Для детей в фойе тогда ра­ботал буфет с пирожными, ли­монадом и мороженым. Даже популярные артисты кино при­езжали к нам перед демонст­рацией фильмов.

Если не выполняли план, то Александр Петрович Гонцов ездил даже в Рязань, чтобы достать самый современный фильм, чтобы привлечь зрите­лей. Народу приходило много. Шло по три сеанса в день: дет­ский - в 17.30, взрослые - в 19.30 и 21.30 по субботам и воскресеньям. Цена детского билета -10 копеек, а взросло­го - от 20 до 35 копеек.

И хотя зал был рассчитан на 200 человек, он всегда был пе­реполнен. Даже в проходе си­дели люди на дополнительных скамейках и стульях. Обычно фильмы шли два-три дня, но всем хотелось первым посмот­реть фильм - ведь завтра все его будут обсуждать на работе, а ты его не видел...

- Раньше интереснее было жить, - делает вывод Ирина, - село - словно огромная семья, где горести и радости делились пополам, а герои фильмов ста­новились родными людьми. Знаю, что моя работа несла людям радость.

Конечно, были всякие зрите­ли. В основном баловались подростки - на задних рядах и драки устраивали, и курили, и спиртное распивали. Но силь­но расшалившихся быстро ус­миряли, благо, что милиция ря­дом находилась. Люди прихо­дили отдыхать, так зачем им портить настроение? А я и сей­час бы с удовольствием пошла работать в кинотеатр...

Мария САДОВНИКОВА

Газета "Александро-Невские вести"

22 апреля 2016 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области