Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Обычные дети

 

Как искусство помогает освоиться в мире тем, кто не видит мир.

Я помню, как впер­вые увидел вы­ступление ребят из рязанской школы - интерната № 26. Двое мальчишек и девочка, все в больших очках, за­дорно читали со сце­ны рассказ Драгунского «Заколдованная буква». Это был фестиваль ин­клюзивного творчества «Я такой, как все», и трое выступавших, хоть с трудом видели зал, были на этой сцене про­сто жизнерадостными детьми…

А недавно я узнал исто­рии других ребят, кото­рые когда-то точно так же учились в 26-й школе- интернате г. Рязани, за­нимались в театральной студии, а теперь вступили во взрослую жизнь.

Данила Федоров ока­зался на сцене еще перво­клашкой. Был зажат так сильно, что не мог не то, что сыграть роль в спекта­кле - заговорить с кем-то незнакомым для него уже представлялось пыткой. Благодаря театру маль­чишка приобрел уверен­ность в себе. Сейчас учит­ся в Белгородском инсти­туте искусств и культуры, осваивает специальность звукорежиссера, и плохое зрение уже не сможет по­мешать ему достигнуть же­лаемой цели.

Таким же зажатым и малообщительным был когда-то и еще один быв­ший студиец - Антон Ор­лов. Специалист мог бы объяснить, в чем тут дело: дети с ослабленным зре­нием и незрячие получают крайне обедненную визу­альную информацию или не получают ее совсем. В связи с этим им значи­тельно труднее, нежели зрячим, понимать и усва­ивать самостоятельно как вербальное, так и невер­бальное общение - мими­ку, жесты. Театр - одно из немногих средств, способ­ных научить их этому.

Кстати, Антон Орлов сегодня - общительный и доброжелательный па­рень. Заканчивает учебу в Рязанском железнодорож­ном колледже, планирует поступать в высшее учеб­ное заведение.

В школьном театре «Звездочка», которому в этом году исполняется во­семь лет, таких историй могут рассказать нема­ло. Некоторые ребята еще учатся, но и их жизни из­менил театр - сейчас это можно утверждать с уве­ренностью. Так, незрячая Ира Скрынникова стала одной из первых артисток не только в «Звездочке», но и в школьной медиастудии, и в школьном хоре. Незря­чий Кирилл Кукушкин, ко­торый в первый год не вос­принимал ни педагогов, ни других учеников, сейчас не­плохо учится, не раз стано­вился лауреатом городских и межрегиональных твор­ческих конкурсов.

ЧУВСТВО СВОБОДЫ

Автор проекта «Теа­тральная деятельность как социализация учащихся с депривацией зрения» На­талья Исайкина знакомит меня с тремя юными арти­стами театра «Звездочка» и кукольного театра «Пе­трушка». Алеша Краснов, Катя Дербикова, Саша Ро­манова вспоминают, как впервые в жизни вышли на сцену.

- Для меня это было, как необычная игра, - де­лится Алексей (он на сце­не уже семь лет). - С одной стороны, ты можешь стать кем угодно. Но с другой - должен соблюдать прави­ла игры, и это тоже очень интересно.

- Когда я привыкла выступать на сцене, в какой-то момент почув­ствовала, насколько про­ще мне стало общаться со сверстниками, - рас­сказывает восьмикласс­ница Екатерина. - Тако­го стеснения, как раньше, уже нет.

- Мне очень нравится это чувство свободы, ко­торое испытываешь, ког­да стоишь на сцене, - при­знается ученица седьмого класса Александра. - Тебе просторно, ты будто ни в чем не ограничен...

Их наставница Наталья Исайкина прежде была ху­дожником в Рязанском те­атре кукол. Работой с деть­ми она занимается 25 лет свой жизни. Она - одна из тех людей, старания­ми которых реализуемые на территории Рязанской области адаптивные про­граммы по социализации детей дают шанс на нор­мальную жизнь в социу­ме многим нашим юным землякам.

Мы, к слову, можем сказать конкретную циф­ру - 6875 детей с ограни­ченными возможностями здоровья. Именно столько ребят в настоящее время обучается в специализиро­ванных образовательных организациях и в обыч­ных областных и муни­ципальных школах по ин­клюзивным моделям об­разования.

ПОГРУЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВО

Как слабовидящие и незрячие артисты работа­ют над спектаклем?

- Первым делом я чи­таю ребятам пьесу вслух, - рассказывает Наталья Исайкина. - Потом каж­дый получает пьесу на руки, незрячие - в брай­левском шрифте. Когда начнутся репетиции, под­сматривать в текст они не смогут. Поэтому все знают свои роли наизусть.

Отрабатывая с детьми мизансцены, для каждого юного артиста их педагог в первую очередь обознача­ет его точку на сцене. Рас­сказывает, что находится впереди, позади, слева, справа. Дальше традици­онно ребята, которые ви­дят хотя бы немного, по­могают тем, кто совсем не видит. Так, в «Золуш­ке» Алеша Краснов играл принца и все время держал Золушку Иру Скрынникову за руку.

Очень важную роль в спектакле для незрячих и слабовидящих играет му­зыка.

- Моя задача - не про­сто подготовить музы­кальное сопровождение спектакля, - рассказыва­ет музыкальный руково­дитель театра «Звездочка» Ирина Петрикова. - С по­мощью музыки наши ре­бята могут почувствовать и полюбить своих героев. А главное, полюбить в них себя...

Помимо репетиций и спектаклей, занятия в теа­тральной студии включа­ют в себя упражнения на развитие речи, внимания, памяти, на выражение эмоций, на снятие эмоци­онального напряжения. И это мы перечислили толь­ко малую часть.

В конечном счете имен­но здесь, на студийных за­нятиях, ребята при9брета- ют навыки общения, кото­рые пригодятся каждому из них уже в повседневной жизни.

НЕ ТЕАТРОМ ЕДИНЫМ

Театр «Звездочка» и ку­кольный театр «Петруш­ка» - не замкнутый мирок. Оба коллектива регулярно принимают участие в го­родских, региональных, всероссийских, между­народных конкурсах. Не далее как в 2019-м «Звез­дочка» со спектаклем «Зо­лушка» заняла почетное второе место на фестива­ле инклюзивных театров в Москве, участие в котором приняли 36 любительских коллективов со всей стра­ны. А еще раньше ребята выезжали на гастроли в Великий Устюг, в Болга­рию. И знаете, что самое удивительное? Далеко не всегда зрители и даже чле­ны жюри театральных кон­курсов понимали сходу, что на сцене перед ними артисты, которые не ви­дят окружающий мир или видят его едва-едва, - на­столько убедительны были созданные ими образы, на­столько сами они не игра­ли, а жили на сцене.

В союзе с двумя театра­ми (многие ребята занима­ются в нескольких студиях сразу) в школе-интернате действуют также творче­ское объединение «Худо­жественное слово» для де­тей с глубоким нарушени­ем зрения и медиастудия «Мир детства», в которой ребята учатся создавать песочную анимацию, сни­мают кино, записывают радиопостановки.

На счету одаренных ребят из 26-й школы- интерната и их педагогов - и первая у нас в регионе постановка для просмотра с закрытыми глазами: в Год театра на свет появил­ся спектакль-«невидимка» «Дюймовочка», в котором происходящее на сцене и в зале можно воспринимать только через слух, осяза­ние и обоняние.

Напоследок не могу не поделиться еще одним на­блюдением. Побывав в го­стях в школе-интернате, я узнал, что благодаря заня­тиям в театральных сту­диях все их воспитанники без исключения полюби­ли читать. Теперь незря­чие и слабовидящие дети читают даже больше, чем их обычные сверстники. Очевидная истина - печат­ное слово было и остается одним из главных средств познания мира - для них в доказательствах не нуж­дается.

Александр Абрамов

Газета "Рязанские ведомости"

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области