Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиОбычные дети
Как искусство помогает освоиться в мире тем, кто не видит мир. Я помню, как впервые увидел выступление ребят из рязанской школы - интерната № 26. Двое мальчишек и девочка, все в больших очках, задорно читали со сцены рассказ Драгунского «Заколдованная буква». Это был фестиваль инклюзивного творчества «Я такой, как все», и трое выступавших, хоть с трудом видели зал, были на этой сцене просто жизнерадостными детьми… А недавно я узнал истории других ребят, которые когда-то точно так же учились в 26-й школе- интернате г. Рязани, занимались в театральной студии, а теперь вступили во взрослую жизнь. Данила Федоров оказался на сцене еще первоклашкой. Был зажат так сильно, что не мог не то, что сыграть роль в спектакле - заговорить с кем-то незнакомым для него уже представлялось пыткой. Благодаря театру мальчишка приобрел уверенность в себе. Сейчас учится в Белгородском институте искусств и культуры, осваивает специальность звукорежиссера, и плохое зрение уже не сможет помешать ему достигнуть желаемой цели. Таким же зажатым и малообщительным был когда-то и еще один бывший студиец - Антон Орлов. Специалист мог бы объяснить, в чем тут дело: дети с ослабленным зрением и незрячие получают крайне обедненную визуальную информацию или не получают ее совсем. В связи с этим им значительно труднее, нежели зрячим, понимать и усваивать самостоятельно как вербальное, так и невербальное общение - мимику, жесты. Театр - одно из немногих средств, способных научить их этому. Кстати, Антон Орлов сегодня - общительный и доброжелательный парень. Заканчивает учебу в Рязанском железнодорожном колледже, планирует поступать в высшее учебное заведение. В школьном театре «Звездочка», которому в этом году исполняется восемь лет, таких историй могут рассказать немало. Некоторые ребята еще учатся, но и их жизни изменил театр - сейчас это можно утверждать с уверенностью. Так, незрячая Ира Скрынникова стала одной из первых артисток не только в «Звездочке», но и в школьной медиастудии, и в школьном хоре. Незрячий Кирилл Кукушкин, который в первый год не воспринимал ни педагогов, ни других учеников, сейчас неплохо учится, не раз становился лауреатом городских и межрегиональных творческих конкурсов. ЧУВСТВО СВОБОДЫ Автор проекта «Театральная деятельность как социализация учащихся с депривацией зрения» Наталья Исайкина знакомит меня с тремя юными артистами театра «Звездочка» и кукольного театра «Петрушка». Алеша Краснов, Катя Дербикова, Саша Романова вспоминают, как впервые в жизни вышли на сцену. - Для меня это было, как необычная игра, - делится Алексей (он на сцене уже семь лет). - С одной стороны, ты можешь стать кем угодно. Но с другой - должен соблюдать правила игры, и это тоже очень интересно. - Когда я привыкла выступать на сцене, в какой-то момент почувствовала, насколько проще мне стало общаться со сверстниками, - рассказывает восьмиклассница Екатерина. - Такого стеснения, как раньше, уже нет. - Мне очень нравится это чувство свободы, которое испытываешь, когда стоишь на сцене, - признается ученица седьмого класса Александра. - Тебе просторно, ты будто ни в чем не ограничен... Их наставница Наталья Исайкина прежде была художником в Рязанском театре кукол. Работой с детьми она занимается 25 лет свой жизни. Она - одна из тех людей, стараниями которых реализуемые на территории Рязанской области адаптивные программы по социализации детей дают шанс на нормальную жизнь в социуме многим нашим юным землякам. Мы, к слову, можем сказать конкретную цифру - 6875 детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно столько ребят в настоящее время обучается в специализированных образовательных организациях и в обычных областных и муниципальных школах по инклюзивным моделям образования. ПОГРУЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВО Как слабовидящие и незрячие артисты работают над спектаклем? - Первым делом я читаю ребятам пьесу вслух, - рассказывает Наталья Исайкина. - Потом каждый получает пьесу на руки, незрячие - в брайлевском шрифте. Когда начнутся репетиции, подсматривать в текст они не смогут. Поэтому все знают свои роли наизусть. Отрабатывая с детьми мизансцены, для каждого юного артиста их педагог в первую очередь обозначает его точку на сцене. Рассказывает, что находится впереди, позади, слева, справа. Дальше традиционно ребята, которые видят хотя бы немного, помогают тем, кто совсем не видит. Так, в «Золушке» Алеша Краснов играл принца и все время держал Золушку Иру Скрынникову за руку. Очень важную роль в спектакле для незрячих и слабовидящих играет музыка. - Моя задача - не просто подготовить музыкальное сопровождение спектакля, - рассказывает музыкальный руководитель театра «Звездочка» Ирина Петрикова. - С помощью музыки наши ребята могут почувствовать и полюбить своих героев. А главное, полюбить в них себя... Помимо репетиций и спектаклей, занятия в театральной студии включают в себя упражнения на развитие речи, внимания, памяти, на выражение эмоций, на снятие эмоционального напряжения. И это мы перечислили только малую часть. В конечном счете именно здесь, на студийных занятиях, ребята при9брета- ют навыки общения, которые пригодятся каждому из них уже в повседневной жизни. НЕ ТЕАТРОМ ЕДИНЫМ Театр «Звездочка» и кукольный театр «Петрушка» - не замкнутый мирок. Оба коллектива регулярно принимают участие в городских, региональных, всероссийских, международных конкурсах. Не далее как в 2019-м «Звездочка» со спектаклем «Золушка» заняла почетное второе место на фестивале инклюзивных театров в Москве, участие в котором приняли 36 любительских коллективов со всей страны. А еще раньше ребята выезжали на гастроли в Великий Устюг, в Болгарию. И знаете, что самое удивительное? Далеко не всегда зрители и даже члены жюри театральных конкурсов понимали сходу, что на сцене перед ними артисты, которые не видят окружающий мир или видят его едва-едва, - настолько убедительны были созданные ими образы, настолько сами они не играли, а жили на сцене. В союзе с двумя театрами (многие ребята занимаются в нескольких студиях сразу) в школе-интернате действуют также творческое объединение «Художественное слово» для детей с глубоким нарушением зрения и медиастудия «Мир детства», в которой ребята учатся создавать песочную анимацию, снимают кино, записывают радиопостановки. На счету одаренных ребят из 26-й школы- интерната и их педагогов - и первая у нас в регионе постановка для просмотра с закрытыми глазами: в Год театра на свет появился спектакль-«невидимка» «Дюймовочка», в котором происходящее на сцене и в зале можно воспринимать только через слух, осязание и обоняние. Напоследок не могу не поделиться еще одним наблюдением. Побывав в гостях в школе-интернате, я узнал, что благодаря занятиям в театральных студиях все их воспитанники без исключения полюбили читать. Теперь незрячие и слабовидящие дети читают даже больше, чем их обычные сверстники. Очевидная истина - печатное слово было и остается одним из главных средств познания мира - для них в доказательствах не нуждается. Александр Абрамов Газета "Рязанские ведомости" 27 марта 2020 г.
Другие события
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |