Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Дом для мастера

Скопинская фабрика художественной керамики наращивает объемы производства.

На коллективную вы­ставку Восьмого меж­дународного фестива­ля гончаров народный худож­ник РФ Татьяна Лощинина заявила более десятка своих изделий - кумганы, квасни­ки, кувшины и любимые ею львы, рыбы... В этом году на­строение накануне выстав­ки было у нее приподнятое, и работа шла как-то особенно споро.

С января вновь, после пере­рыва, заработала фабрика худо­жественной керамики, сердце народного промысла в Скопине. Ей Татьяна Васильевна отдала 33 года своей жизни. Продолжает сотрудничать с производством и сейчас, выполняя заказы по требованию. Она в числе тех 13 художников-керамистов, что указаны на официальном сайте предприятия. Переходя от фа­милии к фамилии, рассматри­вая авторские изделия, можно составить представление о ста­ринном промысле и богатстве художественных приемов. На­жимаешь на фотографию, и из­делие попадает в корзину; «3 фабрике взяли на вооружение электронные способы торговли.

Но по интернету много ли узна­ешь о состоянии дел на произ­водстве? И вот мы в кабинете нового генерального директора Юрия Швецова. К нему сегодня - поток посетителей, бизнесмены приходят с деловыми предложе­ниями. На интервью у директо­ра тоже находится время. «Если вы сегодня до обеда успеете по­пасть в цеха, то увидите настоя­щий муравейник. Предприятие работает семь дней в неделю по одиннадцать часов в день», - предлагает начать осмотр Юрий Владимирович.

Предыдущие страницы исто­рии, когда фабрика совсем сник­ла и дело дошло до полной оста­новки и неучастия в федераль­ных выставках, Швецов пред­лагает перевернуть и больше о них не вспоминать: «Основная проблема была в менеджменте, - считает он. - Теперь все управ­ленческие ошибки исправлены, постепенно вводим цеха на пол­ную мощность. Вновь зовем на работу специалистов, и к нам возвращаются охотно, потому что есть перспектива. Зарплата по скопинским и даже рязанским меркам вполне приличная. У нас все отлично, можете поговорить с рабочими».

Мы так и сделали - спусти­лись в шамотный цех и погово­рили с первым встретившимся мастером.

 Когда фабрика закрылась, я приходил сюда работать охран­ником, не мог проститься с ней окончательно - все же 22 года в этих цехах, - говорит Юрий За­белин. - И тут разлетелась по го­роду весть - нашелся инвестор, готовый подойти к делу серьез­но. Вскоре Юрий Владимирович нас всех собрал, предложил вер­нуться, пообещал хорошие усло­вия труда. Пока я доволен. За­работки неплохие, и нет такого чувства, что кругом все увядает, как раньше. Наоборот, движем­ся вперед.

 Около 50 человек сейчас трудятся на фабрике, - поясня­ет генеральный директор. - Мы готовы принимать еще, но по­пробуйте, найдите эти кадры! Не так-то просто по нынешним временам. Мы выполнили капи­тальный ремонт зданий, заме­нили кровлю. Открыли фирмен­ные магазины в Рязани, Крас­нодаре и Дивноморске. Хотим развивать производственный туризм совместно с краеведче­ским музеем. Скоро введем вто­рую смену.

В цехах мы увидели приго­товленные к отгрузке изделия из шамотной глины. Кашпо, вазы, ландшафтные скульптуры и су­вениры - все то, что составляет основной оборот предприятия, позволяет ему зарабатывать день­ги и поддерживать высокохудо­жественный промысел, требую­щий высоких затрат. Искусство - это вообще штука дорогая.

По мнению главного худож­ника предприятия Натальи Годо­виковой, на фабрике создаются условия, чтобы традиции скопинского художественного промысла сохранялись, а изготовители ав­торской керамики чувствовали себя защищенно и уверенно.

«Нам хочется верить, что все процессы наладятся, но для этого придется немало потрудиться, - говорит народный художник Рос­сии Татьяна Лощинина. - Вероят­но, потребуется техническая мо­дернизация цеха, где происходит подготовка глины, доведение ее до нужного качества. Но на пер­вом этапе важно создать устой­чивый ритм, выйти на большие объемы выпуска, у инвестора это получается. Юрий Швецов - и хо­зяйственник опытный, и человек чуткий. А чуткость в нашем деле и в отношении к художникам очень важна. Мастера - люди особен­ные, они готовы к любой трудной работе, но на условиях сотрудни­чества, равноправия в принятии художественных решений. Ведь лицо фабрики - это в первую очередь авторская керамика, за которой стоят многолетние тра­диции местного гончарства. Бу­дут живы традиции - получится и все остальное. Их сохранение, в рыночных условиях - дело не­простое. Поэтому я убеждена, что российские промыслы с большой историей нужно поддерживать государственными субсидиями и дотациями. Это, знаете ли, не такие большие деньги в масшта­бах страны. В чем опасность? Не имея финансовой подушки без­опасности, старинным промыс­лам легко скатиться в китч. По­ставить на конвейер только то, что быстро раскупается. А масте­рам, ремесленникам нужно дер­жать марку, воспитывать вкус, и в этом государство должно быть заинтересовано».

Какие трудности сегодня у керамистов - и тех, кто трудится в штате фабрики, и тех, кто со­трудничает с ней дистанционно? И тех, и других беспокоит ситуа­ция с сырьем. Глина, пригодная к керамическому производству, в России становится товаром ред­ким. Отпали украинские постав­щики и карьеры. Приостанов­лена разработка Шулеповского месторождения огнеупорной и тугоплавкой глины в Милославском районе Рязанской обла­сти. Ее должно было хватить по меньшей мере до 2034 года. Но на дворе 2022-й, а месторожде­ние практически отработано, по крайней мере - в пределах горно­го отвода. Хозяев карьера не раз обвинили в превышении норм добычи, варварском отношении к месторождению, извлечению сверхприбылей. Идут суды, а гли­ны нет. А ведь она была не про­сто хорошей, качественной, но и легко добываемой, доступной по цене. Сейчас глину приходится возить издалека. Растут издерж­ки, увеличивается себестоимость изделий. Директор, правда, хра­нит спокойствие, говорит, что запасы на предприятии созданы. Но проблему признает. Милославская глина пришлась бы очень кстати. Удастся ли вернуться к рациональному использованию ценного полезного ископаемого в ближайшее время? Этот вопрос следовало бы адресовать регио­нальной и районной власти.

Скопин притягивает начинающих, способных мастеров, художников-керамистов. Им хо­чется здесь заниматься творче­ством и расти профессионально, впитывая опыт старших предше­ственников. В творчестве важны не только новации, но и школа, линия преемственности. Так, по-видимому, рассудила моло­дая выпускница Абрамцевского художественно-промышленного колледжа Александра Туренко. Девушка проходила в Скопине практику, готовила дипломную работу, потом приехала насо­всем, нашла здесь своего на­ставника - Татьяну Васильевну Лощинину, у нее учится тонко­стям искусства скопинских кера­мистов. Может быть, она когда-нибудь свяжет свою жизнь с фа­брикой - опыт сотрудничества с ней у Александры уже был. А Та­тьяна Лощинина мечтает об от­крытии отделения художников-керамистов в местном технику­ме. Если фабрика будет разви­ваться, нужно всерьез задуматься о подготовке кадров.

Димитрий Соколов

Газета "Рязанские ведомости"

2 сентября 2022 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области