Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

ИСТОРИЯ СЕЛА РОГОЖКА

В Сасовском районе есть деревеньки и сёла, где жизнь угасла или еле-еле теплится и вряд ли когда возродит­ся. Старики умерли, а их дети и внуки давно уже пере­брались в город или другой посёлок, более крупный и комфортный. К таким вымирающим пунктам относится Рогожка Гавриловского сельского поселения. На 1 ян­варя 2022 года в ней постоянно проживает один корен­ной житель - Раиса Шалашова, которой скоро испол­нится 84 года. Летом село оживает: приезжают на вре­мя летних отпусков и каникул дети, внуки и правнуки сельчан. Многие годы меня интересовало название села Рогожка. Откуда оно взялось и почему? Местные жители, в том числе и Раиса Ивановна Шалашова, счи­тают, что основал населённый пункт барин Рогожин, ко­торый и назвал его в честь себя.

Исследования Павла Почиталина

В своей книге «История сёл и деревень Сасовской земли» автор пишет: «Рогожка - село Сасовского района, в 10 км от райцентра. Происхождение столь странного названия не установлено. В «Списках насе­лённых мест Российской им­перии за 1862 год» говорится, что село Рогожка является «владельческим селом при ко­лодцах, есть православная церковь и завод крупного ро­гатого скота. В селе насчитыва­ется 22 двора и при них 149 душ мужского и 175 женского пола». В 1800 году здесь пост­роена на средства прихожан и господина Огибалова церковь Рождества Иоанна Крестителя. Храмовые праздники 24 июня и 26 декабря. Крестьяне зани­маются хлебопашеством. Имеют по 1,5 десятины душе­вого надела, в результате чего существует отхожий промы­сел, особенно в зимние меся­цы. В трёх километрах от Ро­гожки находится Выселок Ро­гожский (Елизаветовка) - де­ревня владельческая при ко­лодцах. Здесь в 25 домах про­живают 149 душ мужского пола и 123 души женского. После отмены крепостного права в Рогожке была постро­ена церковно-приходская школа, одноклассная, сме­шанная. Имелась небольшая библиотека из 65 книг разно­го наименования».

История от Василия Сарычева

Книга «История села Рогож­ки» Сарычева содержит такие данные: «Село Рогожка суще­ствует более 250 лет. Первым барином был Рогожин. Он ос­новал село Рогожку и назвал его в честь себя. После его смерти был барин Агибалов, затем Жданов, Чихачёв. Барин Чихачёв построил церковь, ко­торая простояла более 140 лет и была сломана в 1940 году. Помещиком накануне Октября в Рогожке был Жданов. Ему принадлежала вся земля. А за землю, данную крестьянину, приходилось отрабатывать. Платили очень мало. Счита­лось тогда так: за отработку десятины давали деньги или хлеб, хлеб же был мокрый, и его нельзя употреблять в пищу. Так же отрабатывали за скот. Выво­зили навоз на усадьбу помещи­ка за то, что скот крестьян пас­ся на его лугах. Советская власть пришла в село спустя месяца два после свержения Временного правительства».

Сведения из сети Интернет

Современная «Википедия» о Рогожке говорит следую­щее: «Деревня в Сасовском районе Рязанской области, входит в состав Каргашинского сельского поселения (хотя по факту Гавриловского). Рас­положено на северо-западе района в 10 км по асфальти­рованной дороге к северо- западу от райцентра Сасово. В деревне одна улица и два пруда. В советское время была молочно-товарная фер­ма, ветряная мельница, не­большая машинно-трактор­ная станция. В 1,5 км прохо­дит автомобильная трасса Р- 124 Шацк-Касимов».

Память народа Безусловно, история села Рогожки - во многом это ис­тория её хозяев. Любая исто­рическая справка о селе или деревне, как правило, содер­жит информацию о том, кто и когда ими владел. И всё же именно крестьянство стало хранителем старины, наслед­ником традиций. Людская па­мять из поколения в поколе­ние передавала обычаи пред­ков (фото женского костюма Е.И. Сычёвой). Однако, как правило, историки или крае­веды особо не утруждают себя, описывая то или иное село, давая информацию о владельцах усадеб XIX или в лучшем случае XVIII столетия. Именно по этой причине при­шлось плотно поработать с данными о Рогожке в Государ­ственных архивах Рязанской и Тамбовской областей. Все цифры и факты взяты только из этих источников.

Что написано в писцовых книгах

И так, в писцовых книга де­ревня известна с 1617 года (составитель - И.П. Алябьев) как старинная деревня на Ро­гожском ржавце (ржавец оз­начает - низина, болото): «За вдовою за Волгою за Ивано­вою женою Любовникова, да за её внучаты за Осадкою, да за Нехорошком за Ивановыми детьми Любовникова, мужа её поместья жеребей (доля или часть земельного надела) де­ревни Рагошки на Рагошском ржавце, а в её жеребье: дворпомещиков; двор людцкой; крестьян: Баженко Семенов, Булка Харитонов, Степанко, Степанко же Петровы; бобыльских дворов: Офонка Иванов, Шестачко Павлов, Ондрюшка Овдокимов, Сте­панко Иванов, Ивашко Фёдо­ров; четыре двора пусты; пашни паханые, добрые зем­ли, две чети (1/4 часть чего- либо), да перелогу (оставлен­ная без обработки земля, пу­стошь) сто сорок восемь чети в поле, а в дву по томуж; сена на диком поле сто пятьдесят копён; лесу нет».

Далее в ревизии говорится, что часть земли и имущество с крепостными людьми при­надлежат дьяку Фёдору Шушерину, вдове Авдотье Стромичевской, литовцу Мартину Закревскому, сербу Ивану Вранышеву.

Таким образом, у деревни Рогожки было пять хозяев. Но уже в третьей ревизии 1764года говориться, что основной вла­делицей деревни является по­мещица девица Елисавета Стромичевская, за которой чис­лится 100 душ.

В конце XVIII века, в 1782 году, во владельцах Рогожки объявляется большой род Чихачёвых. Во-первых, это Па­вел Петрович Чихачёв - май­ор и кавалер, а также его род­ственник Пётр Осипович Чи­хачёв (1798), о которых име­ются сведения в метрических книгах села Саблино, церкви

Рождества Христова запись о рождении, смерти и бракосо­четании крестьян, принадле­жащих данным помещикам. Аналогичные записи были про­изведены в 1801 и 1805 годах у помещицы Натальи Гаври­ловны Чихачёвой. Но не одни Чихачёвы были хозяевами села в XVIII веке. Часть земли принадлежала дочери статс­кого советника Анне Алексан­дровне Ярцевой.

В начале XIX века часть Ро­гожки стала принадлежать Александру Петровичу и Анне Фёдоровне (в девичестве Бе­стужева-Рюмина, двоюрод­ная сестра декабриста Михаила Бестужева-Рюмина) Чихачёвым, о чём также есть за­пись от 19 января 1816 года в метрических книгах Саблинской церкви Шацкого уезда Тамбовской губернии о со­стоящих мужеского и жен­ского пола крестьянах и дво­ровых людях действительного статского советника и кава­лера Александра Петровича Чихачева и его супруги Анны Фёдоровны. После смерти А.П. Чихачёва в 1827 году всеми имениями занималась его супруга. Часть собствен­ности в Тамбовской губернии была продана.

У Анны Фёдоровны и Алек­сандра Петровича родилось двое сыновей - Пётр и Пла­тон. Это тот самый Платон Чихачёв - учредитель и осно­ватель русского географи­ческого общества. Одновре­менно в этот период частью Рогожки владел помещик Огибалов (в других источни­ках Агибалов). Его фамилия фигурирует при строитель­стве храма Иоанна Крестите­ля или Предтеченской церк­ви в селе Рогожка. Храм был возведён на средства прихо­жан, но большую часть стро­ительства финансировал по­мещик Огибалов.

Церковь открылась вТ800 году. Помещик был её покро­вителем и меценатом. Предтеченская церковь считалась в округе главной. При ней: Рождественско-Богородицкая в Каргашине, постройки 1798 года, в селе Гавриловском - Архангельская, 1777 года постойки. В списке ду­ховенства Тамбовской епар­хии за 1876 год сказано, что все эти храмы обслуживали настоятель Николай Милованов, его помощники святите­ли Студенецкий и Иван Весновский. Церковным старо­стой при Предтеченском хра­ме был один из владельцев Рогожки помещик Жданов.

Последней владелицей рогожинских земель была поме­щица Чернышова-Круглико­ва, которая жаловалась влас­тям о нападении на имение рогожинских крестьян в 1917 году. Дело разбирал милици­онер Гусев из Сасова.

Вывод исследователя

Таким образом, в период с 1617годапо 1917год фамилия помещика Рогожина нигде не фигурирует, поэтому с боль­шой долей вероятности пра­вы михайловские краеведы И. Журкин и Б. Катагощин, а также автор топонимического словаря А. Бабурин в том, что название Рогожка про­изошло по занятию местных жителей. Рогожа, рогоза, ци­новка, грубая хозяйственная ткань, первоначально произво­дилась из волокон болотного растения рогоза, которого в окрестностях села и сейчас ве­ликое множество, а затем из луба старых лип. Из лыка вили веревки, из мочала плели по­поны, рогожи, кули (мешки), домашние половики. Всё изго­тавливалось вручную. В далё­кие времена в ходу была пого­ворка: «Велика рогожа, да но­сить её негоже».

Елена НИКУЛУШКИНА

Газета "Сасовская неделя"

25 марта 2022 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области