Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиИСТОРИЯ СЕЛА РОГОЖКАВ Сасовском районе есть деревеньки и сёла, где жизнь угасла или еле-еле теплится и вряд ли когда возродится. Старики умерли, а их дети и внуки давно уже перебрались в город или другой посёлок, более крупный и комфортный. К таким вымирающим пунктам относится Рогожка Гавриловского сельского поселения. На 1 января 2022 года в ней постоянно проживает один коренной житель - Раиса Шалашова, которой скоро исполнится 84 года. Летом село оживает: приезжают на время летних отпусков и каникул дети, внуки и правнуки сельчан. Многие годы меня интересовало название села Рогожка. Откуда оно взялось и почему? Местные жители, в том числе и Раиса Ивановна Шалашова, считают, что основал населённый пункт барин Рогожин, который и назвал его в честь себя. Исследования Павла Почиталина В своей книге «История сёл и деревень Сасовской земли» автор пишет: «Рогожка - село Сасовского района, в 10 км от райцентра. Происхождение столь странного названия не установлено. В «Списках населённых мест Российской империи за 1862 год» говорится, что село Рогожка является «владельческим селом при колодцах, есть православная церковь и завод крупного рогатого скота. В селе насчитывается 22 двора и при них 149 душ мужского и 175 женского пола». В 1800 году здесь построена на средства прихожан и господина Огибалова церковь Рождества Иоанна Крестителя. Храмовые праздники 24 июня и 26 декабря. Крестьяне занимаются хлебопашеством. Имеют по 1,5 десятины душевого надела, в результате чего существует отхожий промысел, особенно в зимние месяцы. В трёх километрах от Рогожки находится Выселок Рогожский (Елизаветовка) - деревня владельческая при колодцах. Здесь в 25 домах проживают 149 душ мужского пола и 123 души женского. После отмены крепостного права в Рогожке была построена церковно-приходская школа, одноклассная, смешанная. Имелась небольшая библиотека из 65 книг разного наименования». История от Василия Сарычева Книга «История села Рогожки» Сарычева содержит такие данные: «Село Рогожка существует более 250 лет. Первым барином был Рогожин. Он основал село Рогожку и назвал его в честь себя. После его смерти был барин Агибалов, затем Жданов, Чихачёв. Барин Чихачёв построил церковь, которая простояла более 140 лет и была сломана в 1940 году. Помещиком накануне Октября в Рогожке был Жданов. Ему принадлежала вся земля. А за землю, данную крестьянину, приходилось отрабатывать. Платили очень мало. Считалось тогда так: за отработку десятины давали деньги или хлеб, хлеб же был мокрый, и его нельзя употреблять в пищу. Так же отрабатывали за скот. Вывозили навоз на усадьбу помещика за то, что скот крестьян пасся на его лугах. Советская власть пришла в село спустя месяца два после свержения Временного правительства». Сведения из сети Интернет Современная «Википедия» о Рогожке говорит следующее: «Деревня в Сасовском районе Рязанской области, входит в состав Каргашинского сельского поселения (хотя по факту Гавриловского). Расположено на северо-западе района в 10 км по асфальтированной дороге к северо- западу от райцентра Сасово. В деревне одна улица и два пруда. В советское время была молочно-товарная ферма, ветряная мельница, небольшая машинно-тракторная станция. В 1,5 км проходит автомобильная трасса Р- 124 Шацк-Касимов». Память народа Безусловно, история села Рогожки - во многом это история её хозяев. Любая историческая справка о селе или деревне, как правило, содержит информацию о том, кто и когда ими владел. И всё же именно крестьянство стало хранителем старины, наследником традиций. Людская память из поколения в поколение передавала обычаи предков (фото женского костюма Е.И. Сычёвой). Однако, как правило, историки или краеведы особо не утруждают себя, описывая то или иное село, давая информацию о владельцах усадеб XIX или в лучшем случае XVIII столетия. Именно по этой причине пришлось плотно поработать с данными о Рогожке в Государственных архивах Рязанской и Тамбовской областей. Все цифры и факты взяты только из этих источников. Что написано в писцовых книгах И так, в писцовых книга деревня известна с 1617 года (составитель - И.П. Алябьев) как старинная деревня на Рогожском ржавце (ржавец означает - низина, болото): «За вдовою за Волгою за Ивановою женою Любовникова, да за её внучаты за Осадкою, да за Нехорошком за Ивановыми детьми Любовникова, мужа её поместья жеребей (доля или часть земельного надела) деревни Рагошки на Рагошском ржавце, а в её жеребье: дворпомещиков; двор людцкой; крестьян: Баженко Семенов, Булка Харитонов, Степанко, Степанко же Петровы; бобыльских дворов: Офонка Иванов, Шестачко Павлов, Ондрюшка Овдокимов, Степанко Иванов, Ивашко Фёдоров; четыре двора пусты; пашни паханые, добрые земли, две чети (1/4 часть чего- либо), да перелогу (оставленная без обработки земля, пустошь) сто сорок восемь чети в поле, а в дву по томуж; сена на диком поле сто пятьдесят копён; лесу нет». Далее в ревизии говорится, что часть земли и имущество с крепостными людьми принадлежат дьяку Фёдору Шушерину, вдове Авдотье Стромичевской, литовцу Мартину Закревскому, сербу Ивану Вранышеву. Таким образом, у деревни Рогожки было пять хозяев. Но уже в третьей ревизии 1764года говориться, что основной владелицей деревни является помещица девица Елисавета Стромичевская, за которой числится 100 душ. В конце XVIII века, в 1782 году, во владельцах Рогожки объявляется большой род Чихачёвых. Во-первых, это Павел Петрович Чихачёв - майор и кавалер, а также его родственник Пётр Осипович Чихачёв (1798), о которых имеются сведения в метрических книгах села Саблино, церкви Рождества Христова запись о рождении, смерти и бракосочетании крестьян, принадлежащих данным помещикам. Аналогичные записи были произведены в 1801 и 1805 годах у помещицы Натальи Гавриловны Чихачёвой. Но не одни Чихачёвы были хозяевами села в XVIII веке. Часть земли принадлежала дочери статского советника Анне Александровне Ярцевой. В начале XIX века часть Рогожки стала принадлежать Александру Петровичу и Анне Фёдоровне (в девичестве Бестужева-Рюмина, двоюродная сестра декабриста Михаила Бестужева-Рюмина) Чихачёвым, о чём также есть запись от 19 января 1816 года в метрических книгах Саблинской церкви Шацкого уезда Тамбовской губернии о состоящих мужеского и женского пола крестьянах и дворовых людях действительного статского советника и кавалера Александра Петровича Чихачева и его супруги Анны Фёдоровны. После смерти А.П. Чихачёва в 1827 году всеми имениями занималась его супруга. Часть собственности в Тамбовской губернии была продана. У Анны Фёдоровны и Александра Петровича родилось двое сыновей - Пётр и Платон. Это тот самый Платон Чихачёв - учредитель и основатель русского географического общества. Одновременно в этот период частью Рогожки владел помещик Огибалов (в других источниках Агибалов). Его фамилия фигурирует при строительстве храма Иоанна Крестителя или Предтеченской церкви в селе Рогожка. Храм был возведён на средства прихожан, но большую часть строительства финансировал помещик Огибалов. Церковь открылась вТ800 году. Помещик был её покровителем и меценатом. Предтеченская церковь считалась в округе главной. При ней: Рождественско-Богородицкая в Каргашине, постройки 1798 года, в селе Гавриловском - Архангельская, 1777 года постойки. В списке духовенства Тамбовской епархии за 1876 год сказано, что все эти храмы обслуживали настоятель Николай Милованов, его помощники святители Студенецкий и Иван Весновский. Церковным старостой при Предтеченском храме был один из владельцев Рогожки помещик Жданов. Последней владелицей рогожинских земель была помещица Чернышова-Кругликова, которая жаловалась властям о нападении на имение рогожинских крестьян в 1917 году. Дело разбирал милиционер Гусев из Сасова. Вывод исследователя Таким образом, в период с 1617годапо 1917год фамилия помещика Рогожина нигде не фигурирует, поэтому с большой долей вероятности правы михайловские краеведы И. Журкин и Б. Катагощин, а также автор топонимического словаря А. Бабурин в том, что название Рогожка произошло по занятию местных жителей. Рогожа, рогоза, циновка, грубая хозяйственная ткань, первоначально производилась из волокон болотного растения рогоза, которого в окрестностях села и сейчас великое множество, а затем из луба старых лип. Из лыка вили веревки, из мочала плели попоны, рогожи, кули (мешки), домашние половики. Всё изготавливалось вручную. В далёкие времена в ходу была поговорка: «Велика рогожа, да носить её негоже». Елена НИКУЛУШКИНА Газета "Сасовская неделя" 25 марта 2022 г.
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |