Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

ВЕК БОРИСА МОЖАЕВА

1 июня исполнилось 100 лет со дня рождения писателя, сценариста, лауреата Государственной премии СССР, уроженца Пителинского района Бориса Можаева. Одной из новых улиц в Пителино присвоено имя Можаева. Районная библиотека в прошлом году получила вторую жизнь и уникаль­ное оформление в стилистике можаевских произ­ведений. Здесь обновлена и музейная комната, посвященная Можаеву.

Это было зимой 1976 года. После возвращения из армии работал я в то время учеником печатника, а затем подсобным рабочим Сасовской типографии. К нам на пред­приятие прибыл в командиров­ку наладчик линотипов Николай Андреевич Можаев. Человек сло­воохотливый, он всегда готов был пообщаться с сотрудниками типо­графии. Помнится, однажды про­читал я ему свои стихи. Отнёсся он к ним весьма критически, похвалив только одно - «Родина» («В кара­ющем, праведном гневе шли рат­ники ярой грозой. Победно щиты пламенели, как тысячи маленьких зорь...»). Но увлечение моё Нико­лай Андреевич одобрил: «Навер­ное, писателем хочешь стать?» И, не дожидаясь ответа, сказал, что его старший брат, уроженец Пителина Борис Андреевич Можаев, выпускает книги прозы и даже яв­ляется автором сценария фильма «Хозяин тайги». Ну кто из нас не смотрел в те годы эту увлекатель­ную кинокартину с участием Вла­димира Высоцкого и Валерия Зо­лотухина? А через несколько дней Николай Можаев дал мне почитать только что вышедшую в издатель­стве «Современник» первую книгу романа Бориса Можаева «Мужики и бабы». На форзаце тома стоял ав­тограф: «Брату Коле с пожеланием успехов в новом году!».

Впечатление от романа было уди­вительным. Особенно привлекал вни­мание его язык. Спустя многие годы я полностью прочитал это произведение, посвящённое событиям коллективиза­ции и крестьянскому восстанию в Пителинском районе в феврале 1930 года. Разве не злободневны строки романа: «Это живодёрство, а не политика... И кому это нужно - закручивать всё до по­следней степени, до вспышек гневных, до безрассудства?».

Восстание крестьян против произвола властей завершилось трагично: и гибе­лью людей, и арестом многих его участ­ников. И хотя будущему автору романа «Мужики и бабы» было тогда всего шесть полных лет, он запомнил, «как прогоняли этих «врагов Советской власти» через Пителино: огромная колонна длиной в пол­версты, свернув с большака, протопала в оцеплении стрелков охраны через рай­центр, чтобы «другим было неповадно». Стояли мои односельчане вдоль мосто­вой тихо и сумрачно: мужики сурово на­супились, бабы всхлипывали, провожая крестным знаменьем ту серо-зипунную колонну «бунтарей-вредителей». И даже мы, несмышлёные мальцы, во все глаза глядели на это жуткое шествие, присми­рев и позабыв о своих забавах».

Только по официальной статистике к уголовной ответственности тогда были привлечены 109 жителей из 18 сёл Пителинского района, 7 обвиняемых по­лучили десятилетний срок заключения, 12 человек приговорили к высшей мере наказания.

Роман «Мужики и бабы» полностью увидел свет только в годы горбачёвской перестройки и был удостоен Государ­ственной премии СССР за 1989 год.

Непросто сложилась судьба и повести Бориса Можаева «Живой». Опубликован­ная ещё в 1966 году Александром Твар­довским в журнале «Новый мир», она сразу же стала заметным явлением оте­чественной словесности. Герой произве­дения Фёдор Кузькин противостоит подлости новоявленных советских господ. Его правда на виду, она непобедима. По этой повести автор написал одноимён­ную пьесу. Режиссёр Театра на Таганке Юрий Любимов 21 год безуспешно пы­тался поставить спектакль на открытой сцене. Запрет был снят только в самом конце восьмидесятых. Исполнитель глав­ной роли народный артист РСФСР Вале­рий Золотухин так отозвался об этом про­изведении: «Кузькин» - шедевр русской литературы... Редкая удача даже и для великого писателя».

Большую известность получили и та­кие произведения Можаева, как рассказ «Дождь будет», повесть «Полтора ква­дратных метра», публицистическая книга «Запах мяты и хлеб насущный». Очерки Бориса Андреевича, посвящённые бедам российской глубинки, вызывали явный гнев «чиновных злодеев» разных времён и мастей. Последними произведениями Можаева стали статьи «Земля и воля» (о проблемах фермерства) и «Крымские страдания» (о городе русских моряков Севастополе, униженном и преданном власть имущими в печально известные девяностые). Любовь к отчей земле и мор­ским просторам (писатель продолжитель­ное время служил на флоте) неизбывно жили в душе Можаева.

Изъездивший вдоль и поперёк всю страну, побывал Борис Андреевич и в моём родном городе. В 1941 году буду­щий писатель целую неделю жил в тог­дашнем клубе железнодорожников перед отправкой в армию, а в 1969 году вместе с Александром Солженицыным проезжая через Сасово в пителинские места. Можаев в годы гоне­ний не отрёкся от опального нобелевско­го лауреата, переписывался с ним, был в гостях «у Исаича» в его заокеанском «укрывище», а в мае 1994 года встречал своего давнего друга, возвращавшегося из изгнания в Отечество. Александр Сол­женицын посвятил памяти нашего зем­ляка очерк «С Борисом Можаевым». Есть там и такие слова: «Сколько ж за жизнь перегорячился он, сколько бился обо всём правильном, нужном, общем...»

В трагические октябрьские дни 1993 года Можаев участвовал во всерос­сийском Есенинском празднике поэзии в Константинове, а спустя пару лет соби­рался побывать и на столетии русского ге­ния. Но Борису Андреевичу удалось тогда поприсутствовать только на открытии па­мятника Сергею Александровичу Есенину в Москве, на Тверском бульваре.

Можаев всегда помнил о Рязанщине, был очень внимателен к появлению но­вых литературных имён на его родине. Отеческая поддержка Бориса Андрееви­ча коснулась и моей поэтической судьбы. Известие о смерти писателя, последовав­шей 2 марта 1996 года, потрясло меня, как и многих почитателей можаевского таланта.

В Пителинской центральной библи­отеке хранится экземпляр поэтической книги Бориса Можаева «Зори над океа­ном» с дарственной надписью автора. Одним из лучших произведений сборни­ка является, на мой взгляд, вот это сти­хотворение:

Увенчанный железными венками,

В лесу стоит гранитный обелиск.

К его подножью плавными кругами

Спадает ранний августовский лист.

Спадает, несмотря на время года,

Зелёным оторвавшись от ветвей.

И кажется, что чуткая природа

Не забывает павших сыновей.

Бориса Можаева помнят на родине: его имя присвоено средней школе, би­блиотеке и литературному клубу в Пителине, здесь проводятся чтения, посвя­щённые жизни и творчеству выдающе­гося писателя.

Первого июня исполняилось 100 лет со дня рождения Бориса Андреевича. И вновь вспоминаются строки из рома­на «Мужики и бабы»: «И в этот момент откуда-то сверху ударил колокол, и мед­ный тягучий гул поплыл над землёй, вселяя тревогу и смятение... За первым ударом с долгой оттяжкой, будто нехо­тя, ахнул второй, третий ... и забухало внахлёст, удар за ударом, загудело тре­вожным суматошным гулом всё - и небо, и деревья, и земля».

Творчество Бориса Андреевича Мо­жаева и стало набатным колоколом для наших сердец. Писатель всегда был ве­рен своей задаче: «Писать только прав­ду».

Владимир Хомяков

Газета "Рязанские ведомости"

2 июня 2023 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области