Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

ВЕКА СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ

В районном доме культуры открыли выставку цветного кружева.

Во вторник, 27 декабря, в фойе первого этажа районного Дома куль­туры открыли выставку костюмов и изделий с цветным кружевом и вы­шивкой Михайловского района. Выставка - итог годовой работы по про­екту «Мир цветного кружева: века связующая нить», поддержанного Пре­зидентским фондом культурных инициатив.

Михайловское цветное кру­жево - уникальный промысел, секреты которого веками бере­гут и передают из поколения в поколение наши мастерицы. Важно, чтобы это искусство продолжало жить и радовать сердца людей. Именно поэто­му руководитель центральной районной библиотеки имени А.С. Пушкина Елена Ворожеева задумала проект, направлен­ный на сохранение и развитие промысла.

ПОД ЗВОН КОКЛЮШЕК

О таланте кружевниц, о за­дачах проекта «Мир цветного кружева: века связующая нить» и большом труде его участни­ков Елена Ворожеева рассказа­ла участникам встречи. Елена Алексеевна подчеркнула, что наш край богат своей истори­ей и культурой. Она отметила, что плетением на коклюшках занимались многие поколения женщин Михайловской земли. До сих пор кружевницы исполь­зуют старинный способ плете­ния по счету нитей.

- При поддержке Прези­дентского фонда культурных инициатив нам удалось вос­создать пять женских костюмов Михайловского уезда, приобрести витрины и органи­зовать выставочную экспози­цию льняных полотенец, ска­тертей, салфеток, украшенных вышивкой и кружевом. Со­зданные мастерицами из Ми­хайлова, Рязани, других райо­нов области костюмы и куклы- коклюшки, изготовленные ра­ботниками «Труженицы», укра­сили нашу выставку.

В дальнейшем на базе экс­позиции планируем организо­вать этнографическую площад­ку с показами и рассказами о народных обычаях, обрядах и вовлечением в это действо зри­телей. Я уверена, что создание такой выставки и проведение мастер-классов по кружевопле­тению позволят людям больше узнать об истории нашего уни­кального промысла.

На выставке есть витрины, на которых представлены рабо­ты для продажи. Созданы они как опытными, так и начинаю­щими кружевницами.

Важно обеспечить сбыт рукоделия, тем самым дополнительно мотивируя детей и взрослых осваивать кружево- плетение. Очень хочется ве­рить, что будет жить наш пре­красный древний промысел, ведь искусство народных умель­цев - это достояние всей Рос­сии. Искренне благодарю всех участников проекта! Без вас ни­чего бы не получилось. Спаси­бо за поддержку, за то, что вы приложили все свои силы, зна­ния, умения, вложили душу в нашу совместную работу, - сказала Елена Ворожеева.

ХРАНИТЕЛИ ТРАДИЦИЙ

Своими впечатлениями о проекте поделились его непос­редственные участники - Ека­терина Соколова, Надежда Дежина, Татьяна Преснова и Оль­га Клименова.

Екатерина Викторовна по­благодарила всех, кто пришел на встречу, и отметила:

- Особенная благодар­ность - руководителю и автору проекта Елене Алексеевне Ворожеевой. В Рязанской облас­ти еще никто не осмеливался такой нужный и уникальный проект осуществить. Эта рабо­та объединила мастериц из разных уголков нашего регио­на. Все сделано на совесть и с душой. Лично для меня этот проект стал осуществлением мечты. Давно хотелось воссоз­дать костюм Михайловского уезда. Удивляет мастерство михайловских мастериц, их ху­дожественный вкус, умение со­четать кружево, вышивку, тка­чество, атласные ленты, тесь­му. Земной поклон вам, потом­кам этих мастериц и продолжа­телям традиций. Вам есть чем гордиться и что передать по­следующим поколениям. И ог­ромное спасибо всей команде, которая сложилась благодаря этому проекту.

Надежда Дежина отметила, что михайловское кружево - это визитная карточка района. Известно оно не только в нашей стране, но и за ее пределами.

- В 2022 году предприя­тию «Труженица» исполнилось 95 лет, - сказала Надежда Алек­сандровна. - За эти годы «Тру­женица» представляла свои из­делия на многих выставках за ру­бежом. Были михайловские ма­стерицы в Париже, Берлине, Нью-Йорке, в Токио, Пекине и во многих других городах. И везде наши творения пользовались спросом, получали дипломы.

И сегодняшней экспозиции не было бы, если бы в 1927 году не создали артель «Труженица», объединившую 14 более мелких артелей. Многие в нашем рай­оне умеют плести кружево и хранят традиции этого искусст­ва. 17 лет назад на нашем пред­приятии создали небольшой музей кружева. В этом году мы провели там реконструкцию. Много труда вложили и в про­ект, и в ремонт музея наши ма­стерицы Ирина Копытина и Та­тьяна Преснова. Екатерина Викторовна Соколова рассказыва­ла, как вместе с другими искус­ницами они создавали для про­екта три костюма. Большую же часть остальных изделий, пред­ставленных здесь, сделали со­трудники «Труженицы». Это кро­потливая и долгая работа. Пользуясь случаем, я пригла­шаю всех жителей и гостей в наш музей. Всем участникам проекта - доброго здоровья и новых успехов.

Татьяна Преснова подчер­кнула, что выставка «Мир цвет­ного кружева: века связующая нить» - это настоящий празд­ник души. Она поблагодарила Елену Ворожееву и Екатерину Соколову за участие в проекте, поддержку, помощь и консуль­тации.

- Работа мастериц - это титанический труд, - сказала Татьяна Николаевна. - Масте­рица - это слово, которое мож­но написать с большой буквы. Наша задача, чтобы связь вре­мен, связь поколений не пре­рывалась. Все лето мы работа­ли с ребятами-волонтерами, сделали прекрасную фотозону. У нас и новая экспозиция появи­лась - «Деревянное зодчество», где узор вышивки и кружева по­вторяется в наличниках. Очень важно, чтобы молодежь приоб­щалась к секретам промысла нашей малой родины. Желаю всем творческих успехов и пло­дотворного содружества.

Ольга Клименова рассказа­ла, как учит детсадовских малы­шей и школьников кружевоплетению. Она подчеркнула, что дети занимаются с удовольствием и делают успехи.

- Моя ученица Настя Вла­сова учится сейчас в Рязанском филиале Высшей школы народ­ных искусств. Мы это дело обу­чения будем продолжать. Так­же в историческом музее я веду кружок кружевоплетения. Это уже для взрослых. Приглашаю всех желающих на занятия. Ког­да я узнала об этом проекте и Елена Алексеевна пригласила меня участвовать, я с удоволь­ствием согласилась. Здесь есть мои работы, в том числе в кос­тюме мое кружево, сделанное без сколка, по традициям ста­рых мастеров. Если где-то моя помощь нужна, я с большим удовольствием буду помогать.

Все, кто собрался в этот день в районном Доме культу­ры, с удовольствием любова­лись воссозданными старинны­ми костюмами, куклами-кок­люшками, салфетками, поло­тенцами и другими изделиями, представленными на выставке. Песни для гостей встречи ис­полнили Денис Кочанов и Ири­на Дементьева.

МИХАЙЛОВСКИЙ КОСТЮМ

Екатерина Соколова расска­зала участникам встречи о том, из каких элементов состоит и как создавался один из наря­дов, представленных на выстав­ке. Она подчеркнула, что мас­тера опирались на костюмы, представленные в Рязанском историко-архитектурном музее- заповеднике и Государствен­ном историческом музее. Более двух месяцев заняла исследо­вательская работа.

- Костюм Михайловского уезда входит в так называемый поневный комплекс, - отмети­ла Екатерина Викторовна. - Сто­ит отметить, что исторически с этим комплексом связана руба­ха с косым поликом, она более древняя по форме. Здесь мы видим рубаху с прямым поли­ком, то есть вставкой, входящей между полочкой и спинкой. Ру­кав широкий, из домоткани, чаще всего из конопляной. Лен встречался, но реже. Восстанав­ливая костюм, мы коноплю ис­пользовать не могли, сейчас это очень дорогостоящий материал.

Мастерица рассказала, что полочка и спинка рубахи состо­яли из двух элементов, и таким образом, вся рубаха состояла из четырех частей. Это связано с тем, что ширина ткацкого станка составляла от тридцати пяти до тридцати семи (иногда до тридцати девяти) сантимет­ров. Это величина была мо­дульной, и от нее отталкива­лись при крое. Рубаха и запон (передник) делались компози­ционно едиными, и их декор пе­рекликался. Кружево использо­вали умеренно, как ювелирное украшение. То есть если вы­шивки могло быть много, то кружева - один-два элемента. Запон кроили из двух прямых полотнищ и немного присобирали над грудью.

- Мы старались использо­вать те же самые ткани, кото­рые использовались в ориги­нальном костюме, - отметила Екатерина Соколова. - Здесь у нас - бязь, ситец, лен. К сожа­лению, пока у нас недостаточ­но мастерства для ткачества, поэтому здесь тканые элемен­ты в наряде фабричные.

Екатерина Викторовна еще раз подчеркнула, что основа комплекса - это понева (юбка). Она состояла из трех широких полотнищ со вставкой-прошвой посередине. Как правило, про­шва была из более простой, хлопчатобумажной ткани, в данном костюме использовали сатин. Остальные части делали из шерсти. Также на поневе есть шелковые ленты и круже­во машинной работы. Екатери­на Соколова отметила, что в воссозданном наряде многое еще можно дорабатывать и по­степенно заменять элементы, доводя до как можно более близкой к оригиналу вещи. Ко­стюм собран вручную, как это делали наши предки. Поэтому отдельные части можно легко отпороть и заменить.

Завершает поневный ком­плекс навершник из домотка­ной шерсти тонкой выделки. В композиции навершника при­сутствует выкладка тесьмой, лентами, позументом и тканы­ми полосами. Екатерина Соко­лова отметила, что этот кос­тюм - праздничный наряд мо­лодухи, то есть женщины пер­вого года замужества. Пока она не родила первого малыша, могла себе позволить надеть такой красивый многосостав­ный костюм. Конечно, это было только по большим праздни­кам. А после рождения первен­ца наряд убирали, потом пере­давали его по наследству. Са­жали делать такой наряд девоч­ку еще в детстве, примерно с семи лет. Чем беднее была се­мья, тем раньше сажали дочку за рукоделие.

Екатерина Викторовна про­должила:

- Наспинные украшения, бывшие частью головного убо­ра в данном комплексе, - это крылышки. Это две богато ук­рашенные полосы на основе льна. Головной убор венчал этот наряд. Было такое сочета­ние - рогатая кичка и понева. Михайловская кичка очень кра­сива. И я бы не назвала ее рога­той, для меня эти детали - ско­рее крылья. В михайловской кичке основа сложена из одного прямоугольного полотна и потом простегана. Я так понимаю, что длина «рогов» зависела именно от ширины этого полотна. Са­мые высокие «рога» были у мо­лодух. С возрастом элементов декора становится меньше, уменьшается и высота «рогов». На кичку надевали заушники, которых могло быть несколько. Дальше шли пушки, обычно из гусиного пуха, с кумачовыми вставками. Причем на этих вставках была ракушка «каури».

Еще одна часть этого костю­ма, которую видно со спины, - это снуд, состоящий из плете­ных шнуров, украшенный бисе­ром и бахромой. Далее надевал­ся подзатыльник, состоящий из тканевой основы. Он закрывал выбивающиеся волосы. Еще один элемент - это плетеные бисерные щечки. Потом соро­ка - чехол, который повторял форму кички, украшался шить­ем и лентами. Венчает это все увивка, такой подковообразный элемент с бахромой, в основе которого лежит «колбаска», скрученная из ткани, обшитая кумачом и украшенная бахромой и позументами. К ней же при­шивались атласные и шелковые ленты разной ширины.

В завершение своего рас­сказа Екатерина Соколова отме­тила, что в михайловском кос­тюме сплелись несколько тради­ций. Особенно сильно заметна финно-угорская. Именно поэто­му в наряде много бисера - это был излюбленный материал у финно-угров. Наличие зеленого цвета тоже говорит об этом вли­янии. Бисер на некоторых хра­нящихся в музейных фондах ко­стюмах встречается и на поне­ве, и на шушке, и на запонах, и на рубахе, и по вороту. Бисер пришивали практически везде, а вот кружево было изюминкой.

* * *

По информации Михайлов­ского районного Дома культу­ры, с момента открытия выстав­ки ее посетили более трех ты­сяч человек. Люди продолжают приходить и интересоваться ис­торией михайловского кружева и вышивки. Проводятся экскур­сии. В районном Доме культу­ры ждут всех желающих узнать больше о нашем уникальном промысле. Возрастное ограни­чение выставки 0+.

Ярослава БЕСПАЛОВА

Газета "Михайловские вести"

13 января 2023 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области