Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиВЕКА СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ
В районном доме культуры открыли выставку цветного кружева. Во вторник, 27 декабря, в фойе первого этажа районного Дома культуры открыли выставку костюмов и изделий с цветным кружевом и вышивкой Михайловского района. Выставка - итог годовой работы по проекту «Мир цветного кружева: века связующая нить», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив. Михайловское цветное кружево - уникальный промысел, секреты которого веками берегут и передают из поколения в поколение наши мастерицы. Важно, чтобы это искусство продолжало жить и радовать сердца людей. Именно поэтому руководитель центральной районной библиотеки имени А.С. Пушкина Елена Ворожеева задумала проект, направленный на сохранение и развитие промысла. ПОД ЗВОН КОКЛЮШЕК О таланте кружевниц, о задачах проекта «Мир цветного кружева: века связующая нить» и большом труде его участников Елена Ворожеева рассказала участникам встречи. Елена Алексеевна подчеркнула, что наш край богат своей историей и культурой. Она отметила, что плетением на коклюшках занимались многие поколения женщин Михайловской земли. До сих пор кружевницы используют старинный способ плетения по счету нитей. - При поддержке Президентского фонда культурных инициатив нам удалось воссоздать пять женских костюмов Михайловского уезда, приобрести витрины и организовать выставочную экспозицию льняных полотенец, скатертей, салфеток, украшенных вышивкой и кружевом. Созданные мастерицами из Михайлова, Рязани, других районов области костюмы и куклы- коклюшки, изготовленные работниками «Труженицы», украсили нашу выставку. В дальнейшем на базе экспозиции планируем организовать этнографическую площадку с показами и рассказами о народных обычаях, обрядах и вовлечением в это действо зрителей. Я уверена, что создание такой выставки и проведение мастер-классов по кружевоплетению позволят людям больше узнать об истории нашего уникального промысла. На выставке есть витрины, на которых представлены работы для продажи. Созданы они как опытными, так и начинающими кружевницами. Важно обеспечить сбыт рукоделия, тем самым дополнительно мотивируя детей и взрослых осваивать кружево- плетение. Очень хочется верить, что будет жить наш прекрасный древний промысел, ведь искусство народных умельцев - это достояние всей России. Искренне благодарю всех участников проекта! Без вас ничего бы не получилось. Спасибо за поддержку, за то, что вы приложили все свои силы, знания, умения, вложили душу в нашу совместную работу, - сказала Елена Ворожеева. ХРАНИТЕЛИ ТРАДИЦИЙ Своими впечатлениями о проекте поделились его непосредственные участники - Екатерина Соколова, Надежда Дежина, Татьяна Преснова и Ольга Клименова. Екатерина Викторовна поблагодарила всех, кто пришел на встречу, и отметила: - Особенная благодарность - руководителю и автору проекта Елене Алексеевне Ворожеевой. В Рязанской области еще никто не осмеливался такой нужный и уникальный проект осуществить. Эта работа объединила мастериц из разных уголков нашего региона. Все сделано на совесть и с душой. Лично для меня этот проект стал осуществлением мечты. Давно хотелось воссоздать костюм Михайловского уезда. Удивляет мастерство михайловских мастериц, их художественный вкус, умение сочетать кружево, вышивку, ткачество, атласные ленты, тесьму. Земной поклон вам, потомкам этих мастериц и продолжателям традиций. Вам есть чем гордиться и что передать последующим поколениям. И огромное спасибо всей команде, которая сложилась благодаря этому проекту. Надежда Дежина отметила, что михайловское кружево - это визитная карточка района. Известно оно не только в нашей стране, но и за ее пределами. - В 2022 году предприятию «Труженица» исполнилось 95 лет, - сказала Надежда Александровна. - За эти годы «Труженица» представляла свои изделия на многих выставках за рубежом. Были михайловские мастерицы в Париже, Берлине, Нью-Йорке, в Токио, Пекине и во многих других городах. И везде наши творения пользовались спросом, получали дипломы. И сегодняшней экспозиции не было бы, если бы в 1927 году не создали артель «Труженица», объединившую 14 более мелких артелей. Многие в нашем районе умеют плести кружево и хранят традиции этого искусства. 17 лет назад на нашем предприятии создали небольшой музей кружева. В этом году мы провели там реконструкцию. Много труда вложили и в проект, и в ремонт музея наши мастерицы Ирина Копытина и Татьяна Преснова. Екатерина Викторовна Соколова рассказывала, как вместе с другими искусницами они создавали для проекта три костюма. Большую же часть остальных изделий, представленных здесь, сделали сотрудники «Труженицы». Это кропотливая и долгая работа. Пользуясь случаем, я приглашаю всех жителей и гостей в наш музей. Всем участникам проекта - доброго здоровья и новых успехов. Татьяна Преснова подчеркнула, что выставка «Мир цветного кружева: века связующая нить» - это настоящий праздник души. Она поблагодарила Елену Ворожееву и Екатерину Соколову за участие в проекте, поддержку, помощь и консультации. - Работа мастериц - это титанический труд, - сказала Татьяна Николаевна. - Мастерица - это слово, которое можно написать с большой буквы. Наша задача, чтобы связь времен, связь поколений не прерывалась. Все лето мы работали с ребятами-волонтерами, сделали прекрасную фотозону. У нас и новая экспозиция появилась - «Деревянное зодчество», где узор вышивки и кружева повторяется в наличниках. Очень важно, чтобы молодежь приобщалась к секретам промысла нашей малой родины. Желаю всем творческих успехов и плодотворного содружества. Ольга Клименова рассказала, как учит детсадовских малышей и школьников кружевоплетению. Она подчеркнула, что дети занимаются с удовольствием и делают успехи. - Моя ученица Настя Власова учится сейчас в Рязанском филиале Высшей школы народных искусств. Мы это дело обучения будем продолжать. Также в историческом музее я веду кружок кружевоплетения. Это уже для взрослых. Приглашаю всех желающих на занятия. Когда я узнала об этом проекте и Елена Алексеевна пригласила меня участвовать, я с удовольствием согласилась. Здесь есть мои работы, в том числе в костюме мое кружево, сделанное без сколка, по традициям старых мастеров. Если где-то моя помощь нужна, я с большим удовольствием буду помогать. Все, кто собрался в этот день в районном Доме культуры, с удовольствием любовались воссозданными старинными костюмами, куклами-коклюшками, салфетками, полотенцами и другими изделиями, представленными на выставке. Песни для гостей встречи исполнили Денис Кочанов и Ирина Дементьева. МИХАЙЛОВСКИЙ КОСТЮМ Екатерина Соколова рассказала участникам встречи о том, из каких элементов состоит и как создавался один из нарядов, представленных на выставке. Она подчеркнула, что мастера опирались на костюмы, представленные в Рязанском историко-архитектурном музее- заповеднике и Государственном историческом музее. Более двух месяцев заняла исследовательская работа. - Костюм Михайловского уезда входит в так называемый поневный комплекс, - отметила Екатерина Викторовна. - Стоит отметить, что исторически с этим комплексом связана рубаха с косым поликом, она более древняя по форме. Здесь мы видим рубаху с прямым поликом, то есть вставкой, входящей между полочкой и спинкой. Рукав широкий, из домоткани, чаще всего из конопляной. Лен встречался, но реже. Восстанавливая костюм, мы коноплю использовать не могли, сейчас это очень дорогостоящий материал. Мастерица рассказала, что полочка и спинка рубахи состояли из двух элементов, и таким образом, вся рубаха состояла из четырех частей. Это связано с тем, что ширина ткацкого станка составляла от тридцати пяти до тридцати семи (иногда до тридцати девяти) сантиметров. Это величина была модульной, и от нее отталкивались при крое. Рубаха и запон (передник) делались композиционно едиными, и их декор перекликался. Кружево использовали умеренно, как ювелирное украшение. То есть если вышивки могло быть много, то кружева - один-два элемента. Запон кроили из двух прямых полотнищ и немного присобирали над грудью. - Мы старались использовать те же самые ткани, которые использовались в оригинальном костюме, - отметила Екатерина Соколова. - Здесь у нас - бязь, ситец, лен. К сожалению, пока у нас недостаточно мастерства для ткачества, поэтому здесь тканые элементы в наряде фабричные. Екатерина Викторовна еще раз подчеркнула, что основа комплекса - это понева (юбка). Она состояла из трех широких полотнищ со вставкой-прошвой посередине. Как правило, прошва была из более простой, хлопчатобумажной ткани, в данном костюме использовали сатин. Остальные части делали из шерсти. Также на поневе есть шелковые ленты и кружево машинной работы. Екатерина Соколова отметила, что в воссозданном наряде многое еще можно дорабатывать и постепенно заменять элементы, доводя до как можно более близкой к оригиналу вещи. Костюм собран вручную, как это делали наши предки. Поэтому отдельные части можно легко отпороть и заменить. Завершает поневный комплекс навершник из домотканой шерсти тонкой выделки. В композиции навершника присутствует выкладка тесьмой, лентами, позументом и ткаными полосами. Екатерина Соколова отметила, что этот костюм - праздничный наряд молодухи, то есть женщины первого года замужества. Пока она не родила первого малыша, могла себе позволить надеть такой красивый многосоставный костюм. Конечно, это было только по большим праздникам. А после рождения первенца наряд убирали, потом передавали его по наследству. Сажали делать такой наряд девочку еще в детстве, примерно с семи лет. Чем беднее была семья, тем раньше сажали дочку за рукоделие. Екатерина Викторовна продолжила: - Наспинные украшения, бывшие частью головного убора в данном комплексе, - это крылышки. Это две богато украшенные полосы на основе льна. Головной убор венчал этот наряд. Было такое сочетание - рогатая кичка и понева. Михайловская кичка очень красива. И я бы не назвала ее рогатой, для меня эти детали - скорее крылья. В михайловской кичке основа сложена из одного прямоугольного полотна и потом простегана. Я так понимаю, что длина «рогов» зависела именно от ширины этого полотна. Самые высокие «рога» были у молодух. С возрастом элементов декора становится меньше, уменьшается и высота «рогов». На кичку надевали заушники, которых могло быть несколько. Дальше шли пушки, обычно из гусиного пуха, с кумачовыми вставками. Причем на этих вставках была ракушка «каури». Еще одна часть этого костюма, которую видно со спины, - это снуд, состоящий из плетеных шнуров, украшенный бисером и бахромой. Далее надевался подзатыльник, состоящий из тканевой основы. Он закрывал выбивающиеся волосы. Еще один элемент - это плетеные бисерные щечки. Потом сорока - чехол, который повторял форму кички, украшался шитьем и лентами. Венчает это все увивка, такой подковообразный элемент с бахромой, в основе которого лежит «колбаска», скрученная из ткани, обшитая кумачом и украшенная бахромой и позументами. К ней же пришивались атласные и шелковые ленты разной ширины. В завершение своего рассказа Екатерина Соколова отметила, что в михайловском костюме сплелись несколько традиций. Особенно сильно заметна финно-угорская. Именно поэтому в наряде много бисера - это был излюбленный материал у финно-угров. Наличие зеленого цвета тоже говорит об этом влиянии. Бисер на некоторых хранящихся в музейных фондах костюмах встречается и на поневе, и на шушке, и на запонах, и на рубахе, и по вороту. Бисер пришивали практически везде, а вот кружево было изюминкой. * * * По информации Михайловского районного Дома культуры, с момента открытия выставки ее посетили более трех тысяч человек. Люди продолжают приходить и интересоваться историей михайловского кружева и вышивки. Проводятся экскурсии. В районном Доме культуры ждут всех желающих узнать больше о нашем уникальном промысле. Возрастное ограничение выставки 0+. Ярослава БЕСПАЛОВА Газета "Михайловские вести" 13 января 2023 г. |
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |