Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

СПЛЕТАЯ КРАСОТУ НА РАДОСТЬ ЛЮДЯМ

Об удивительном искусстве кружевоплетения читателям «РЗ» рассказала дипломированная искусница Наталия КЛОПКОВА.

Известная пословица уверяет, что талантливый человек талант­лив во всём. Правдивость этой народной мудрости вполне подтверж­дает жительница посёлка учхоза Стенькино Наталия Клопкова. Её смело можно назвать мастерицей на все руки - Наталия и плетёт кружева на коклюшках, и шьёт кукол в народных костюмах, и создаёт бисерные украшения, и делает панно, и пишет акварели. Не так давно жюри III областной тематической выставки «От Параскевы Пятницы до Кузьмы и Демьяна» признало Наталию лучшим мастером декоративно-прикладного творчества Рязанщины!

«Я ВЛЮБИЛАСЬ В НАРОДНЫЙ КОСТЮМ»

С самого детства Наталия привыкла что-то мастерить сво­ими руками - родители отдали её в одну из художественных школ областного центра.

- Потом я поступила на от­деление художественного кру­жевоплетения высшей школы народных искусств Рязани, - рассказывает мастерица. - В тот год она впервые распахнула свои двери для студентов. Образова­ние там давали двуступенчатое - сначала как колледж, потом как вуз. Я четыре года отучилась в колледже. И меня, что называет­ся, «засосало». Потом окончила и вуз.

Когда Наталья Колпакова пришла учиться школа могла пред­ложить только два направления -вышивка и кружевоплетение. Первое показалось девушке слишком уж скучным (хотя по­том, увидев, какие шедевры создают студентки, она поме­няла своё мнение), и выбор был предопределён. Тем более что на отделении кружевоплетения пре­подавали не только прикладные, но и художественные дисципли­ны, и выпускники вполне могут называться и кружевницами, и художниками. После обучения Наталия способна не только плести кружева по техническим рисункам (так называемым скол­кам), но также и создавать их самостоятельно.

В школе девушка буквально влюбилась в народный костюм, одним из элементов которого и является кружево.

- Я заинтересовалась этно­графией, сейчас с огромным интересом изучаю всё, что свя­зано с народными одеждами, - рассказывает она. - И стараюсь воссоздавать именно те кружева, которые характерны для нашего, рязанского костюма.

НЕРАЗГАДАННЫЕ СЕКРЕТЫ

После окончания учёбы На­талию пригласили в Рязанский областной научно-методический центр народного творчества на должность методиста. Там регу­лярно проходят выставки и семи­нары, позволяющие повышать про­фессиональное мастерство и даю­щие дополнительные возможности для творчества. Так, например, недавно кружевницы получили доступ к фондам во дворце Олега в Рязанском кремле. Девушки фотографируют их так, чтобы по­том иметь возможность воссоздать кружева самостоятельно.

- Бывают такие удивительные кружева! - увлечённо описывает Клопкова. - В институте нас познакомили с самыми разным видами - вологодским, елецким, михайловским... И вот я, с моим десятилетним опытом, порой сижу и ломаю голову - а к како­му виду относится тот или этот образец? Принято считать, что крестьяне были неграмотными, необразованными, едва умели считать на пальцах. А тем не менее, эти «сиволапые» ухитря­лись такое кружево создавать, что мы, люди XXI века, при всех своих технических ухищрениях не сразу можем и повторить! Мы сейчас плетём по рисункам-сколкам, но в старину никаких рисунков не было, и женщины плели по памяти, на счёт.

А ВОТ КОМУ КРУЖЕВА?

Казалось бы, в наши дни кружева ручной работы не будут востребованы так, как во времена шумных балов, лихих гусар и томных тургеневских барышень. Однако и сегодня на столь необычные украшения на­ходятся желающие. В основном это реконструкторы, которые увлекаются воссозданием ста­ринных нарядов, и любители народного стиля.

- Многие мастера берегут свои работы, как зеницу ока, складывают в шкаф и вынимают только для того, чтобы полюбо­ваться, - отмечает Наталия. - Однако мне хочется, чтобы кру­жево жило, чтобы на него смот­рели люди. Часто меня даже просят сплести что-нибудь кон­кретное. Вот, например, скоро я возьмусь за создание металлизи­рованных кружев — девушка из Москвы написала, что их клуб готовит коллекцию костюмов ХУП-ХУШ века, и даже прислала по почте нитки. А недавно мои кружева отправились в Саратов - там женщина-коллекционер попросила отделку к этнографи­ческим костюмам.

По словам мастерицы, ос­воить кружевоплетение может каждый - достаточно искреннего желания, усидчивости и понима­ния того, что не всё получается сразу. Оборудование - подставку, именуемую мастерицами «козли­ком», валик, коклюшки, самые простые сколки - в наши дни можно купить даже на маркетплейсах. А в Интернете хватает мастер-классов для начинающих.

- На украшение подола нашей традиционной рязанской рубахи уходит примерно два метра кру­жев, - отмечает Клопкова. - Это довольно простой узор, так назы­ваемые «кирпичики». Конечно, скорость плетения зависит от опыта мастерицы и многих фак­торов. Если заниматься этим, не отвлекаясь, то два метра можно сплести за два дня. А если брать­ся за коклюшки только по вече­рам, да ещё под какой-нибудь телесериал, то можно просидеть и четыре недели.

В последнее время Наталия серьёзно увлеклась созданием бисерных украшений для на­родных костюмов. Большим под­спорьем ей служат исторические фотографии - именно по этим образцам она собирает ожерелки, чётки и размётки (украшения, которые крестьяне Рязанской гу­бернии надевали на свадьбы или первопрестольные праздники).

Ещё одно увлечение Клопковой - создание текстильных кукол в народных костюмах. По сути, это та же реконструкция, только в меньшем масштабе: Наталия плетёт кружева, делает вышивку, создаёт миниатюрные аксессуары, шьёт одежды и на­ряжает кукол в старинные ря­занские уборы. Прежде всего они предназначены для украшения интерьера, однако могут служить и учебным пособием, которое демонстрирует, как одевались наши предки.

Ксения ЧАЙКОВА

Газета "Рязанские зори"

19 января 2024 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области