Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиСПЛЕТАЯ КРАСОТУ НА РАДОСТЬ ЛЮДЯМ
Об удивительном искусстве кружевоплетения читателям «РЗ» рассказала дипломированная искусница Наталия КЛОПКОВА. Известная пословица уверяет, что талантливый человек талантлив во всём. Правдивость этой народной мудрости вполне подтверждает жительница посёлка учхоза Стенькино Наталия Клопкова. Её смело можно назвать мастерицей на все руки - Наталия и плетёт кружева на коклюшках, и шьёт кукол в народных костюмах, и создаёт бисерные украшения, и делает панно, и пишет акварели. Не так давно жюри III областной тематической выставки «От Параскевы Пятницы до Кузьмы и Демьяна» признало Наталию лучшим мастером декоративно-прикладного творчества Рязанщины! «Я ВЛЮБИЛАСЬ В НАРОДНЫЙ КОСТЮМ» С самого детства Наталия привыкла что-то мастерить своими руками - родители отдали её в одну из художественных школ областного центра. - Потом я поступила на отделение художественного кружевоплетения высшей школы народных искусств Рязани, - рассказывает мастерица. - В тот год она впервые распахнула свои двери для студентов. Образование там давали двуступенчатое - сначала как колледж, потом как вуз. Я четыре года отучилась в колледже. И меня, что называется, «засосало». Потом окончила и вуз. Когда Наталья Колпакова пришла учиться школа могла предложить только два направления -вышивка и кружевоплетение. Первое показалось девушке слишком уж скучным (хотя потом, увидев, какие шедевры создают студентки, она поменяла своё мнение), и выбор был предопределён. Тем более что на отделении кружевоплетения преподавали не только прикладные, но и художественные дисциплины, и выпускники вполне могут называться и кружевницами, и художниками. После обучения Наталия способна не только плести кружева по техническим рисункам (так называемым сколкам), но также и создавать их самостоятельно. В школе девушка буквально влюбилась в народный костюм, одним из элементов которого и является кружево. - Я заинтересовалась этнографией, сейчас с огромным интересом изучаю всё, что связано с народными одеждами, - рассказывает она. - И стараюсь воссоздавать именно те кружева, которые характерны для нашего, рязанского костюма. НЕРАЗГАДАННЫЕ СЕКРЕТЫ После окончания учёбы Наталию пригласили в Рязанский областной научно-методический центр народного творчества на должность методиста. Там регулярно проходят выставки и семинары, позволяющие повышать профессиональное мастерство и дающие дополнительные возможности для творчества. Так, например, недавно кружевницы получили доступ к фондам во дворце Олега в Рязанском кремле. Девушки фотографируют их так, чтобы потом иметь возможность воссоздать кружева самостоятельно. - Бывают такие удивительные кружева! - увлечённо описывает Клопкова. - В институте нас познакомили с самыми разным видами - вологодским, елецким, михайловским... И вот я, с моим десятилетним опытом, порой сижу и ломаю голову - а к какому виду относится тот или этот образец? Принято считать, что крестьяне были неграмотными, необразованными, едва умели считать на пальцах. А тем не менее, эти «сиволапые» ухитрялись такое кружево создавать, что мы, люди XXI века, при всех своих технических ухищрениях не сразу можем и повторить! Мы сейчас плетём по рисункам-сколкам, но в старину никаких рисунков не было, и женщины плели по памяти, на счёт. А ВОТ КОМУ КРУЖЕВА? Казалось бы, в наши дни кружева ручной работы не будут востребованы так, как во времена шумных балов, лихих гусар и томных тургеневских барышень. Однако и сегодня на столь необычные украшения находятся желающие. В основном это реконструкторы, которые увлекаются воссозданием старинных нарядов, и любители народного стиля. - Многие мастера берегут свои работы, как зеницу ока, складывают в шкаф и вынимают только для того, чтобы полюбоваться, - отмечает Наталия. - Однако мне хочется, чтобы кружево жило, чтобы на него смотрели люди. Часто меня даже просят сплести что-нибудь конкретное. Вот, например, скоро я возьмусь за создание металлизированных кружев — девушка из Москвы написала, что их клуб готовит коллекцию костюмов ХУП-ХУШ века, и даже прислала по почте нитки. А недавно мои кружева отправились в Саратов - там женщина-коллекционер попросила отделку к этнографическим костюмам. По словам мастерицы, освоить кружевоплетение может каждый - достаточно искреннего желания, усидчивости и понимания того, что не всё получается сразу. Оборудование - подставку, именуемую мастерицами «козликом», валик, коклюшки, самые простые сколки - в наши дни можно купить даже на маркетплейсах. А в Интернете хватает мастер-классов для начинающих. - На украшение подола нашей традиционной рязанской рубахи уходит примерно два метра кружев, - отмечает Клопкова. - Это довольно простой узор, так называемые «кирпичики». Конечно, скорость плетения зависит от опыта мастерицы и многих факторов. Если заниматься этим, не отвлекаясь, то два метра можно сплести за два дня. А если браться за коклюшки только по вечерам, да ещё под какой-нибудь телесериал, то можно просидеть и четыре недели. В последнее время Наталия серьёзно увлеклась созданием бисерных украшений для народных костюмов. Большим подспорьем ей служат исторические фотографии - именно по этим образцам она собирает ожерелки, чётки и размётки (украшения, которые крестьяне Рязанской губернии надевали на свадьбы или первопрестольные праздники). Ещё одно увлечение Клопковой - создание текстильных кукол в народных костюмах. По сути, это та же реконструкция, только в меньшем масштабе: Наталия плетёт кружева, делает вышивку, создаёт миниатюрные аксессуары, шьёт одежды и наряжает кукол в старинные рязанские уборы. Прежде всего они предназначены для украшения интерьера, однако могут служить и учебным пособием, которое демонстрирует, как одевались наши предки. Ксения ЧАЙКОВА Газета "Рязанские зори" 19 января 2024 г. |
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |