Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Наряды и песни старины глубокой

Безлюдная деревенская улица, звенящая тишина, деревянные домики - въезжаешь в деревню Мелехове Чучковского района, и кажется, что цивилизация не коснулась этого уголка, что жизнь здесь течет так же, как и сотни лет назад. А у нужной мне калитки уже ждут местные жительницы - в старинных паневах, лаптях и головных уборах. Ну точно, время остановилось: я в деревне XIX века! И отчасти так оно и есть, ведь цветастым нарядам этих женщин перевалило за 150 лет.

Как и все старинные вещи, платья вызывают изумление и особый трепет: над сложным узором вышивки работала неведомая нам крестьянка задолго до революции, возможно, даже до отмены крепостного права. Сначала она ткала материю на домашнем станке, потом ее украшала, в готовом наряде ходила по селу, поражая соседок своим мастерством рукодельницы. А однажды убрала в сундук и наказала дочери хранить платье. А та передала завет своей... Так и дошли до нас эти вещи -стараниями мелеховских женщин.

- Моя мама 1906 года рождения, и она этот костюм почти не носила, а вот бабушка надевала его каждый день, - рассказывает жительница Мелехова Анна Павловна Печникова. -Конечно, в такой одежде не в поле работать, и перед тем как жать или косить, женщины снимали с себя все, кроме нижней рубахи из плотной материи. Потом одевались и домой возвращались нарядными.

Пять мелеховских пенсионерок из тех, кто сберег старинные одежды, объединились в вокальный ансамбль "Истоки". И в нарядах своих бабушек и прабабушек поют их же песни.

- У нас село раньше было большое да веселое, - рассказывает Александра Ефимовна Яшина. - И все обряды, которые почти везде давно забыли, у нас чуть ли не до 90-х справляли. Раньше много было таких как мы: нарядимся - и ну русские протяжные да плясовые петь! Это после перестройки все разъехались, гулянья прекратились, да и народу в несколько раз меньше стало.

Костюм русской крестьянки куда сложнее нашего, современного. Анна Павловна демонстрирует мелеховское одеяние, кстати, в каждом селе были свои секреты вышивки, свои орнаменты и цвета. Сначала надевали рубаху-попоясницу: низ у нее белый, а верх цветной. Затем поньку или поневу - разновидность юбки. Потом -наздевок с короткими рукавами, из-под которых от локтя видны рукава рубахи. И, наконец, сверху - цветной наздевок, опоясанный кушаком. На ноги - онучи и лапти. Головной убор своих прабабушек мелеховские женщины называют сорочкой с пушками, форма которой держится на спрятанной внутри специальной палочке -колдашке. Даже бусы старше века: в свое время их сделали из обработанной особым образом фасоли.

- Приезжие из города не раз предлагали купить у нас эти наряды, - говорит Валентина Ильинична Китаева. -Да мы не продаем. Ведь это память. Ею дорожить надо.

В селе на долгом веку мелеховских старожилов не раз справляли праздники, и все - по обычаю дедову.
- На Святках колядовали, пели специальные песни, - говорит Анна Петровна Пивоварова. - Дети и молодежь ходили по домам. В основном давали пирожки, а кто побогаче -свиную ножку. Ребята порой наперегонки бежали: кто первым в дверь постучался, тому и доставалось больше.

- Особенно широко гуляло село на Троицу, - рассказывает Валентина Ильинична. - Все вместе - огромная толпа, 600 дворов, по пятеро детей в семьях! - шли на реку, кидали венок в воду и пели "Вян венок", старинную протяжную песню.

И все пятеро вспоминают: как справляли свадьбы, как гуляли на Рождество, Масленицу, на Пасху.

- Вот таким кушаком, как на нас, крестные обвязывали молодых и трижды ударяли их лбами, - вспоминает Александра Ефимовна. - А невеста к свадьбе по 15 утирок, рубашек то есть, для жениха шила и всем на обозрение вывешивала. В старину сваты сперва за узлом с одеждой и постельным бельем приходили, а уж потом - за невестой. А как пели да плясали, какие гармонисты у нас были - заслушаешься! И пили-то на праздниках очень мало. Это сейчас молодым горячительного надо хлебнуть, чтобы в пляс пойти, а мы хоть и жили впроголодь, веселились на трезвую голову и от души.

- Еще в мою молодость посиделки настоящие устраивались, - рассказывает Печникова. - Соберемся в избе, женщины вяжут, мужики в карты играют, и вдруг кто-нибудь как заведет песню - воздух от нее задрожит, и на душе хорошо становится. Интересно мы жили.

В угасании традиций мелеховские бабушки винят в первую очередь телевизор.

- Раньше пели да плясали, а теперь "ящик" поставят -и смотрят на кровь да на убийства, - вздыхает Мария Петровна Сухова.

Ни слова песен, ни историю обычаев бабушки не изучали по книгам. Все это они в памяти держат.

- Некоторые песни в свое время записала для меня моя мама, - говорит Анна Петровна. - И все приговаривала: "Вы учитесь, обязательно учитесь". Для нее было очень важно, чтобы эти песни продолжали петь.

По словам пенсионерок, их дети и внуки сбереженными древними традициями интересуются меньше, чем им хотелось бы.

- Внучки приедут, попросят нарядить их в прабабкины юбки, сфотографируются, на этом весь интерес заканчивается. А петь не поют, - сокрушается Анна Павловна. - Впрочем, когда у нас были школа и клуб, детей этим песням учили, мы даже с ними на конкурсы в Рязань ездили, когда я директором клуба работала. Да и мы сами на всех праздниках выступали. А сейчас школу закрыли, клуб не отапливается, и потолок в нем обваливается - негде стало петь да танцевать. Сейчас все заглохло, в прошлом году ни Дня матери, ни Дня пожилого человека не отметили как раньше, в клубе всем селом...

- Я, бывает, сяду на лавку перед домом - и сама для себя протяжную пою, - вступает в наш разговор Мария Петровна.

И, не сговариваясь, заводят подруги, которым уже перевалило кому за 70, а кому и за 80 лет, свою песню. И мотив, и слова, и то, как выводят голосами они свою мелодию - все это будто переносит в те далекие времена, когда женщины все еще собирались после дневных трудов, чтобы просто попеть вместе при свете лучины. "Пойду я в сад-садок, сорву цвят-цветок, сплету вян-венок"...

И таким теплом веет от этих незатейливых слов, а может, от сильных голосов певуний, что, слушая их, очень хочется, чтобы это искусство никогда не умирало, а старинные наряды продолжали беречь от поколения к поколению их внучки и правнучки.

Юлия ВЕРЕВКИНА
«Панорама города» № 2 от 12 января 2011 г.

21 января 2011 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области