Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Но как на свете без песни прожить?

Кто-то не представляет свою жизнь без компьютера, кто-то — без автомобиля, а кистенёвец Геннадий Моськин не представляет свою жизнь без баяна. Стоит ему развернуть меха — и как будто молодеет душой человек. Волей-неволей заслушаешься, где всплакнёшь, а где и в пляс пустишься. Не зря ж в народе говорится: какая песня без баяна?..

Даже в Чучковском районе, славном своими традициями, баянисты — на вес золота. А если быть точнее, то их всего осталось двое. Геннадия можно с лёгкостью назвать своеобразным кистенёвским чудом: человек, чья молодость пришлась на самые тяжёлые годы в новейшей российской истории, ударился не в коммерцию, а остался предан до конца клубной сельской сцене и бередящему душу баяну.

— Я родился в Кистенёве. Не то чтобы наша семья была очень творческой, но дедушка имел просто поразительный голос. За это его кликали Шаляпиным. Что касается меня, то я вышел на сцену рано: в третьем классе мне довелось исполнять «В траве сидел кузнечик», Страшно было, но справился с волнением, спел и с тех самых пор стал постоянно участвовать в смотрах художественной самодеятельности. Ко мне навсегда прилепилось прозвище Артист. Через три года мама не пожалела своей месячной зарплаты санитарки в аптеке, 70 рублей, и купила мне гармонь. Но обучать меня было и на тот момент уже некому: колхоз нанимал баянистов из других мест. Тогда-то и родилась у меня идея поступить в Рязанское областное училище культуры в Шацке. Да и художественная руководительница Маргарита Шерсто-битова всё время твердила: «Иди, Гена, на оркестровое отделение; петь и плясать ты и так сможешь, а вот играть на баяне — этому можно только научить».

Но путь к знаниям оказался для кистенёвского музыкального Ломоносова отнюдь не таким простым. В самом конце 80-х годов вернулась карточная система, люди всё реже вспоминали о радостных песнях и плясках. Как говорится, не до жиру, быть бы живу. Многие студенты, которые обучались таким вот непрактичным профессиям, стали мучиться вопросом: «Зачем это надо?» Геннадий же подобные мысли отгонял. У него была цель и желание вернуться в родное село баянистом. Потому его не испугало, что он вначале сильно отставал от своих однокурсников: у большинства за плечами были музыкальные школы, а он в свои 15 лет первый раз взял в руки баян, и пальцы совершенно не слушались. Его не испугала мизерная стипендия в 25 рублей: по вечерам он помогал разгружать уголь для котельной, чтобы получить небольшую прибавку. Наградой за упорство были красный диплом и понимание, что любые трудности в жизни легко преодолимы. Была бы цель.

СРЕДСТВО ОТ ТОСКИ И БЕЗДЕЛЬЯ

С тех самых пор и вот уже 20 лет Геннадий не расстаётся с баяном. Ни одна свадьба или праздничный концерт не проходят без его задорных частушек и протяжных песен. Он прошёл путь от методиста сельского Дома культуры до директора, а ещё согласился преподавать в Чучковской детской музыкальной школе и даже в своём родном Кистенёве создал филиал, чтобы обучать местных мальчишек, которым попросту не по силам добраться до районного центра. Случай для рязанских сёл практически беспрецедентный.

— Я сначала не хотел идти преподавать, думал: «Какой из меня учитель, я же не теоретик!» — но детей стало жалко. Пусть уж лучше музыкой занимаются, чем по подворотням сидят. Вот у нас в ДК десять разных объединений. Дети в сентябре как приходят, так каждый в 3-4 кружка записывается. Весь год до позднего вечера у нас тут под присмотром находятся. Могу сказать то, что в нашем селе нет ни одного ребёнка, который стоял бы на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, — в этом есть и наша заслуга. Сейчас мои первые выпускники уже студенты вузов. И я им, как моя наставница когда-то, втолковываю: «Учитесь, но и про баян не забывайте». Ведь это не помешает им быть хорошими инженерами, а может, и наоборот, поможет в жизни. Может, их как инженеров не заметят, а выделят, когда они возьмут баян в руки. Да и взгрустнётся когда, берёшь его и...

И понеслась музыка из-под рук молодого баяниста, прогоняя печаль и тоску. Может быть, как раз поэтому никогда не унывает Геннадий и из, казалось бы, безвыходных ситуаций всегда выходит с улыбкой, высоко поднятой головой и баяном наперевес.

— В 2000 году мне довелось участвовать в конкурсе работников образования. Концерт проходил в МКЦ в Рязани. Костюм у меня был — синяя рубашка из очень тонкого материала. И вот перед самым началом выступления глажу свой костюм и вдруг понимаю, что утюг прилип. Я прожигаю на спине себе огромнейшую дыру!.. А деваться некуда — запасного костюма нет, а на сцену уже надо выходить. И вот представьте, появляюсь я перед зрителями боком, начинаю петь грустную песню «Ои да ты, калинушка» и понимаю, что за кулисами всё просто покатываются со смеху, потому как у меня вся спина голая. Самому — хоть плачь, хоть смейся! Но всё-таки выдержал я настрой, со сцены ушёл так же боком, но зато под аплодисменты. Как оказалось, выступил я просто отлично, даже грамотой наградили — специальный приз от жюри, — улыбается баянист. — Или другой случай: готовили выступление на улице. Было солнце, стояла жара, мы поставили декорации, и вот перед самым началом вдруг налетает гроза. Ливень, молнии! И только мы всё перенесли в ДК, как вдруг погас свет! Вот тогда-то баян и спас всех нас: ему не нужно электричество или современная аппаратура — только умелые руки и благодарные слушатели. В общем, и в тот день праздник у нас удался на славу, хоть и была на календаре потница, 13-е.

ВСЁ НЕ ЗРЯ

Встретиться с талантливым баянистом мне посчастливилось во время его отпуска. Но даже сейчас увидеть Геннадия в клубе — не такая уж и редкость. Просто не умеет он сидеть сложа руки.

— Иногда на Новый год так устанешь — у нас же вместо праздников самая работа, что только и ждёшь, когда же начнётся череда отгулов. И вот первый день отдыхаешь, второй — и уже такая тоска берёт! Телефоны молчат — не звонят, делать нечего, никуда не надо... Становится не по себе... Всё-таки насколько ни была бы сложна наша работа (последние 15 лет я вообще не знал, что такое дома по вечерам бывать), от неё получаешь такое удовлетворение. .. Вот поедешь с концертами по сёлам, в которых никогда ничего не происходит, и тогда понимаешь, как же много ты значишь для людей. Видишь, как радуются тебе, как благодарят, зазывают приезжать ещё, говорят, что никогда не забудут. Под дождём ли, в снег ли выкладываешься на все сто, потом, уставший, домой приезжаешь и думаешь: «А ведь не зря...»

Галина Смирнова

Газета «Панорама города»

31 августа 2011 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области