Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Возвращенные имена

Вышла в свет книга о непростой странице рязанской истории

Хорошо известный рязанским краеведам и историкам Александр Игоревич Григоров подготовил это необычное издание, вышедшее тиражом всего 100 экземпляров, в связи с одной памятной датой. В этом году исполняется 90 лет со дня закрытия Рязанского губернского концлагеря.

Место это хорошо знакомо знатокам рязанской истории – территория в годы революции закрытого, а теперь вновь возрожденного Казанского Явленского женского монастыря на улице Затинной. Именно здесь в августе 1919 года был образован Рязанский губернский лагерь принудительных работ. Он использовался как место заключения заложников и фильтрации для военнопленных гражданской войны. Система концентрационных лагерей для содержания «заложников» из числа классово чуждых элементов создавалась пришедшими к власти большевиками с осени 1918 года во всех российских губерниях. Рязанский лагерь был одним из нескольких, в которых с 1919 года содержались офицеры белых армий с различных фронтов гражданской войны, в основном – с юга России. Затем сюда направлялись офицеры национальных армий Армении и Грузии, арестованные в Закавказье после установления там советской власти, военнопленные из польской армии. Следует особенно отметить, что в разное время заключенными в лагере были представители рязанской интеллигенции, дворянства, духовенства, деятели культуры. Их имена тоже названы в книге.

Авторами подсчитано, что за четыре года через Рязанский концентрационный лагерь прошло примерно 11 тысяч человек, в разные периоды в нем содержалось от 900 до 6000 человек. Заключенные не просто содержались в лагере, они работали на сельскохозяйственных предприятиях, на уборке помещений и улиц, на железной дороге, в открытых при лагере мастерских. Поначалу условия их содержания были достаточно тяжелыми, что приводило к высокой заболеваемости и смертности, в частности – от тифа. В 1921 году условия были существенно улучшены, и смертность сократилась.

Чем нам интересна эта книга, подготовленная отцом и сыном Григоровыми – Александром Игоревичем и Александром Александровичем? Это перечень тысяч имен, составленный по документам Государственного архива Рязанской области, в том числе – списки, личные дела, опросные листы, регистрационные карточки, анкеты, ведомости и протоколы, документы на освобождение. Именно тем книга интересна, что эти имена названы. Кто-то найдет в ней фамилии своих родственников, кто-то – земляков и знакомых. В годы революции и гражданской войны судьбы людей было почти невозможно проследить, в круговерти тех лет человека так легко можно было потерять и не найти больше никогда.

Это странно, но сегодня мы, пожалуй, больше знаем о тех офицерах белой армии, которым удалось эмигрировать за пределы Советской России. Документы, связанные с этой волной русской эмиграции широко публикуются в последние десятилетия. А что произошло с теми, кто остался? На Украине стали доступными для исследователей списки офицеров и военнослужащих белой армии, задержанных и расстрелянных в Крыму. В современной России документы такого рода, связанные с гражданской войной, остаются в недоступных пока фондах. Мы вообще не привыкли связывать понятие политических репрессий с первыми годами советской власти, относя их к другому периоду – концу 30-х годов. Не будем сегодня спорить о терминах. На сегодня из тысяч заключенных Рязанского лагеря реабилитировано немногим более двухсот человек. Имена их также названы в книге. Может, стоит задуматься о восстановлении справедливости и в отношении других?

Важно и то, что среди заключенных Рязанского концлагеря были офицеры по крайней мере четырех принимавших участие в военных действиях армий – российской, армянской, грузинской и польской. И это выводит вышедшее издание в международный контекст и делает его уникальным документом эпохи.

В феврале 1923 года Рязанский лагерь принудительных работ был расформирован. Те из заключенных, которых не перевели в другие места лишения свободы, получили возможность уехать домой или остаться в Рязани. У каждого из них дальше складывалась своя жизненная история. В 2006 году Казанский монастырь был возвращен Православной церкви. В 2010-м году на его территории был установлен Поклонный крест в память о тех, кто здесь содержался не по своей воле или даже расстался с жизнью. Эта работа замечательного рязанского скульптора Раисы Лысениной. Территория монастыря теперь ухожена и прекрасна, двери действующего храма всегда гостеприимно распахнуты. И теперь уже трудно представить, что когда-то здесь был концентрационный лагерь.

Но забывать об этом не стоит. Книга «Заключенные Рязанского губернского концлагеря РСФСР. 1919 – 1923 гг.», надеюсь, не позволит нам это сделать. Тираж, конечно, невелик. Но авторы обещают выложить издание в Интернет для свободного доступа.


Ирина Сизова

Газета "Рязанские ведомости"

16 мая 2013 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области