Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Заповедный край

На протяжении последних десятилетий мы все больше и больше отрываемся от того уклада жизни, которым веками жили наши предки. Если приглядеться повнимательнее к нашей нынешней массовой культуре, то с трудом обнаружатся под наносными, чужеродными слоями крупицы собственных русских самобытных традиций. Тем значимее и ценнее труд подлинных хранителей народного богатства.

Чтобы прикоснуться к миру народной культуры - одновременно неведомому и знакомому, забытому и своему, мы отправились в один из самых удаленных наших районов - Сараевский, в районный Дом детского творчества. Просторная комната, которую занимает здесь этнографическое объединение «Живая старина», больше похожа на музей: здесь почти всё подлинное, и при этом всё можно трогать руками. До наших дней не дошли в оригинале только обрядовые куклы и головные уборы - они реконструированы самими воспитанниками кружка с соблюдением всех старинных технологий изготовления. Ощущение какого-то иного, особого течения жизни, которое появляется при взгляде на экспонаты, усиливается с первых же слов руководителя объединения, директора ДДТ Галины Алексеевны Кармацкой, стараниями которой местная старина и сберегается, и, что называется, вводится в научный оборот публикациями в серьезных изданиях.

- Жалко, вас перед Троицей не было, здесь у нас было всё травой завалено, мы с девочками - а занимается у меня десять человек - из нее мастерили куклу в виде кукушки. А потом ее хоронили, - и в ответ на мой удивленный взгляд поясняет - Этнографы - люди не суеверные, мы верим в знания и культуру народа. С Троицы по русскому земледельческому календарю начинается лето, и в этот день крестьяне проводили обряд «похороны кукушки». Это весенняя птица, ее «похороны» - это прощание с весной и прославление лета. Хоронили ее еще и затем, чтобы урожай был хороший. Ведь с зерном что де лают? Тоже хоронят, в землю запахивают, а оно потом растет. Умирание и возрождение - смысл этого ритуала. Таков же смысл еще одного обряда - «русалка», который до сих пор бытует в Можарах.

Ученые и парапсихологи рассуждают о «провалах во времени», ставших одной из излюбленных тем фантастов. А иное измерение, где зремя будто поменяло свой ход, гораздо ближе и доступнее для понимания... Вслед за Троицей воспитанники «Живой старины» праздновали Вознесение - тоже с соблюдением народных обычаев: пекли лесенки из теста и отправлялись с ними в поле. Далее - Иван Купала с его прыжками через костер, кумованием, гаданием с бросанием венков в воду. При возвращении поздним вечером с реки им, одетым в настоящие народные костюмы, приходилось окликать случайных прохожих: «Вы нас не бойтесь, мы свои...».

Подобные этнографические реконструкции - это только одна из форм занятий в кружке. Есть еще лекции, работа в музеях, архивах, полевые экспедиции, встречи с информаторами - местными жителями, подготовка докладов и сообщений... Основана эта уникальная дополнительная образовательная программа на региональном материале, рассчитана на срок обучения пять лет. Ее содержание предполагает знакомство с материальной и духовной культурой народа во всем ее многообразии. Поселения, одежда, пища, утварь, орудия труда, транспорт, игрушки, оружие, полевые работы, фольклор, праздники и обряды, община, род и семья - словом, вся человеческая жизнь от рождения до смерти. За время обучения в кровь и плоть впитывается глубокое уважение к собственной истории. И по новому открывается общеизвестная истина вера в то, что ты делаешь, - уже половина успеха.

- Порой нам, живущим в XXI веке, кажется, что люди прошлого были гораздо примитивнее. Ничего подобного! - убеждена Галина Кармацкая. - Конечно, наш народ в древности не владел современными агрономическими, зоотехническими знаниями, но он другими, доступными ему способами защищал свой урожай, скот. Крестьяне вырабатывали эти методы веками и верили в их действенность. А коль верили, значит, так оно и было.

Признаюсь, что об удобном времени моего приезда в Сараи с Галиной Алексеевной мы долго не могли договориться: она то в Рязани, то в Москве - на конкурсах со своими воспитанницами, на конференциях и семинарах. Уже это одно говорит об уровне, на котором поставлена здесь работа с детьми. Он высочайший, чему подтверждение - ежегодные победы ее подопечных в областной краеведческой конференции учащихся «Рязанская земля. История. Памятники. Люди», первые места на Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению в секции «Этнография», в других конкурсах регионального и федерального уровней. Счет успехам был открыт в начале 2000-х Натальей Илюкиной и Еленой Мажириной. С тех пор ни разу «вхолостую не выстрелили». А последнее достижение - недавнее, апрельское: Галина Поисова стала лауреатом третьей степени Всероссийского конкурса краеведческих работ учащихся «Отечество». Тесные связи у сараевских этнографов сложились с областным центром детско-юношеского туризма и экскурсий, областным научно-методическим центром народного творчества. В давних друзьях «Живой старины» - профессор Борис Горбунов, педагоги и воспитанники детско-юношеского центра народных промыслов «Рязанский оберег».

Обнаружить следы прошлого в наше время - для этнографа все равно, что для естествоиспытателя найти ранее неизвестный реликтовый вид. Настоящие маленькие открытия воспитанники объединения совершают постоянно. На всяческих площадках-встречах начинающих этнографов их работы сразу заметны - обращением к пока мало изученным вопросам, глубиной проработки темы. Например, последняя работа Поисовой Гали «Мы вдвоем с конем по полю идем» посвящена культу коня в праздниках земледельческого календаря сараевских крестьян. Оказывается, конь - это единственное животное, по которому русские служили молебен о здравии. Подтверждение этого факта девушка услышала от старожилов сел Бычки и Можары. В деревне же Константиновке, как она выяснила, еще в 1950-х гг. сохранялся такой обычай, как «вождение русального коня». А еще в копилке юной исследовательницы - работы по местным словам, которые были в обиходе у жителей района: лексике дома, двора, хозяйственных построек, сельхозорудий, по историческим названиям улиц поселка Сараи. Примечательно, что и будущее свое Галина решила связать с историей: в этом году она окончила школу и собирается продолжать учебу на историческом факультете РГУ им. С.А. Есенина.

Другая одаренная ученица - Анастасия Малахова. В этом году на региональном уровне была отмечена ее работа, посвященная изучению костюма сараевских детей в период с 1930-х по 1960-е гг. Этот по времени, казалось бы, недалеко отстоящий от нас период уже привлекает пристальное внимание ученых. По детской же одежде в России вообще мало работ, эта тема только начинает развиваться. Свои выводы Настя делает по материалам фотографий из семейных альбомов. В планах - детальное изучение элементов военного костюма в одежде сараевских детей.

Кажется, что исследовательские способности - тех, которые даются единицам. Однако, судя по успехам обучающихся в объединении ребят, юные сараевцы в этом отношении - сплошь таланты. Это еще раз заставляет задуматься об особой роли педагога в раскрытии задатков. Его увлеченность, широкий кругозор, творческий подход становятся примером для подопечных... Галина Алексеевна Кармацкая пришла в образование не сразу. Начинала со сферы культуры. Приехав в отдаленный рязанский поселок с Алтая, она была поражена услышанными от местных бабушек песнями Центральной России. Начались поиски научной литературы, специалистов, которые могли бы подсказать, расспросы краеведов и стариков. Так постепенно перед ней открывались настоящие клады народной культуры, которыми хотелось делиться с окружающими. В 1997 году закрытый было в Сараях Дом детского творчества открыли вновь - можно сказать, специально под Кармацкую. Сегодня здесь действует уже девять объединений на любой вкус, которые с удовольствием и совершенно бесплатно посещает местная детвора.

...«Зачем вам это надо - копаться в старье?» - нет-нет да и услышит педагог от кого-нибудь, кто единственной традицией признает вечерний просмотр сериалов. Непонимание бывает даже со стороны родителей девочек, посещающих кружок. А этнограф спрашивает в ответ: «А что вы, жизнь прожив, знаете о своей малой родине?» Люди задумываются и часто замолкают, не зная, что сказать. Очевидно, что «старьё» нужно нам всем -в сегодняшнем, завтрашнем дне так пусто без «багажа».

Татьяна Железнова

Газета "Рязанские ведомости"

7 августа 2013 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области