Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиСАПОЖКОВСКИЕ МАДОННЫВ одном из залов Сапожковского краеведческого музея, где собраны диковинные экспонаты старинного крестьянского быта, спокойно и величаво - будто наедине с вечностью - смотрят с живописных портретов три певуньи в узорчатых нарядах - Прасковья Максимовна Колесникова, Антонина Васильевна Болушевская и Антонина Васильевна Николина. Все полотна принадлежат кисти заслуженного художника России Виктора Агеева.
Писал он портреты, стараясь запечатлеть не просто трех женщин из села Купальское, а живую народную душу. Душа этих сапожковских красавиц лучше всего раскрывается в песнях, перешедших к ним по наследству от предков. В Купальском сохранился один из уникальных в России самобытных песенных ансамблей. В нем поют наследницы настоящего народного искусства - того, которое передается из уст в уста, впитывается с молоком матери и живет в естественном для себя окружении, а не только на сцене, усиленной динамиками. Вот туда, в Купальское, мы и отправились на встречу с бабушками, они будут исполнять самобытные песни на видеокамеру специально для рубрики «Рязанских ведомостей» на ТВ. Для нас это событие более значимое и ценное, чем если бы для сайта газеты согласились спеть звезды мировой эстрады. Увы, отправляемся в дорогу, когда уже не стало Прасковьи Максимовны, ушедшей в мир иной. Ныне здравствуют три певуньи - Татьяна Ивановна Позднякова, Антонина Васильевна Болушевская и Антонина Васильевна Николина. Самой младшей из них — Татьяне Поздняковой - в день нашего приезда исполнилось 79 лет, остальным уж за восемьдесят. Говорят, название села Купальское произошло от местных красот - в ромашковых полях, в безбрежных просторах, щедро наполненных разнотравьем, хотелось искупаться. На приволье исстари звучали песни и передавались по наследству. Единственные три хранительницы этого достояния нынче входят в ансамбль «Купалочка». По дороге Татьяна Ивановна вспоминает, каким было село в ее молодости — одних только доярок было два десятка, и все работали не покладая рук. Теперь жизнь теплится в нескольких домиках - ни газа, ни дороги... Деревянные останки клуба, колодец с мутной водой. И не на что было бы смотреть в Купальском, если бы не проживали здесь две Антонины - Николина и Болушевская, если бы не парили над селом их протяжные песни, распеваемые в теплом домике с русской печкой, божницей, домоткаными пестрыми половиками. - Ну здравствуй, подруга, -встречают на пороге Татьяну две Антонины, которые уже облачились в старинные ярко-красные костюмы, повязали друг другу платки, надели бусы. - Сейчас и тебя убирать будем, - говорит Антонина Николина.
- Где тут мой снаряд? - интересуется Татьяна Ивановна. Так она называет свой узорчатый наряд. Начинается таинство облачения в костюмы. Как завороженный наблюдаю через видеоискатель камеры сие действо, совершаемое без спешки, сосредоточенно - расправляются складочки, завязываются узелки, светлеют лица моих героинь, я уже их не узнаю. Нет, друзья, что ни говорите, а в народных костюмах с орнаментами все-таки заключена какая-то магия. Она же и песням придает чудодейственную силу. Ну вот обряд одевания закончен, и Татьяна Ивановна подходит к зеркалу. «Ну ладно, нам замуж не выходить», - примирительно говорит она. — Это еще неизвестно, — смеются подруги — Вон какую передачу показывали «Давай поженимся», ему 68 а ей 74. И мы, Тонь, можем женихов найти. - Да, - соглашается вторая Антонина. - Нас и в монашеский скит петь зовут. Нравимся! Может, присядешь, Тонь, как бы не устала! - Да нет, надо укрепиться! Антонине Николиной костюм достался от мамы, а Татьяне Поздняковой — от сестры. Правда, был он сперва попроще, без узоров. - В таком снаряде ходили на работу. Потом уж Тоня помогла мне его расшивать, - говорит Татьяна Ивановна.
Я прошу их спеть старинную песню «Шли два героя с германского боя». Лично был свидетелем, когда публика на концерте потеряла дар речи, услышав ее в исполнении «Купалочки» - такой древностью и неизбывной тоской повеяло со сцены, как будто хористки сами прошли войну и возвращались в родные села израненными. И теперь меня не покидало это чувство. Привез ее с войны фронтовик, житель села Серафим Бордаковский. Пел, когда сено убирали, солому скирдовали. Женщины ее подхватывали, развивая в многоголосье. Так и возник еще один шедевр аутентичного народного исполнительства. Печаль, горе высветлялись в надрывных песнях. - Нам несладко приходилось, родители были на фронте, мы работали в поле, выращивали табак для бойцов. Пропалываем его, шинкуем, а у реки - бах, бах, гремят взрывы. Слышна была близкая бомбежка. В Сапожок уж стягивали войска на отпор фрицам. И мы рыли окопы, готовились к обороне, наблюдая, как по Чернореченской дороге шли солдаты, - вспоминают бабушки. После войны стали звучать в селе песни. Пели их, естественно, без всякого музыкального сопровождения, единственным инструментом был голос. Такими они и дошли до наших дней. Бабушки даже плохо представляют, как можно петь их под инструментальные ритмы - сразу улетучится что-то сокровенное. Переживают, что молодежь эти мелодии, интонации перенимать не хочет. - Говорят, у нас не получается, - вздыхают певуньи. Они-то знают, чувствуют во время концертов, что публике их выступления интересны. Жалеют, что не довелось принять участие в телешоу «Минута славы».
- Надо было раньше организовать такую передачу - точно попали бы на нее и поборолись. А сейчас мы больно старые. Спев несколько песен, бабушки немного загрустили. - Здоровье плоховато. Особенно когда зима наступает. Делов нет. И все мы в это время болеем и умирать собираемся, -кручинится Антонина Николина. - А весна подходит, и оживаем, как мухи. И опять пошли работать! Жизнь-то сейчас у нас хорошая, пенсию платят. Спим, до каких пор хотим. Антонина Васильевна спасается от зимнего затишья вязанием. — Она, поди, торгует, - подзуживает соседку Татьяна Ивановна. - Молчи! Не покупает никто. Это болезнь мою отвлекает. Нервы болят. Мужей своих сапожковские певуньи давно схоронили, но дети, внуки и правнуки не дают им почувствовать себя одинокими. На них надежда - вдруг запишут или хотя бы запомнят их песни, ведь в них купальские мадонны будут жить в веках, а не только на портретах. Кое-что уже записывается. Сын и дочь Антонины Николиной, например, связали свою жизнь с народным творчеством. Узнав, что видеофильм о «Купал очке» появится на сайте «Рязанских ведомостей», бабушки скромно поинтересовались, можно ли его будет посмотреть не только в Рязани, но и, скажем, в Америке? Получив утвердительный ответ, сразу засияли. На девятом десятке не теряют они надежду совершить кругосветное гастрольное турне. Дмитрий СОКОЛОВ Газета "Сапожковские вести" 7 марта 2014 г. Другие события
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |