Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиБОЛЬШАК И БОЛЬШУХАИнтерес каждого поколения мыслящих людей к своему прошлому не иссякает никогда. Сегодня особенно важно проследить историю семьи, взять что-то ценное из прошлого, чтобы современный семейный уклад укрепился. О другом же просто интересно знать и, быть может, радоваться, что сейчас такие нравы неактуальны. Возьмем крестьянство XIX века. Семейные традиции являются частью патриархальной культуры. Рязанская губерния и как часть ее Сапожковский уезд - одни из самых представительных и своеобразных во многих отношениях в России. Русская патриархальная семья долго отличалась большим числом представителей старшего и младшего поколения, которые жили в одном доме и вели совместное хозяйство. Семья среднего достатка состояла из хозяина - мужчины лет 60, его жены 55 лет, пятерых сыновей, из которых трое были женаты и имели детей. Еще один сын находился на военной службе. Кроме того, в семье еще есть сын 16 лет и девочка двенадцати. Всего 16 человек. Хозяйство находилось в руках старика-отца. Перед Первой мировой войной семьи достигали 30-40 человек. Члены семьи простого и сложного состава подчинялись главе семьи - Большаку, старшему по возрасту мужчине. Иногда старшие сыновья при главенстве отцов пользовались большими правами по сравнению с остальными детьми, так как потенциально являлись будущими главами семей. Большак был не только главой и распорядителем работ в семье, но и представлял ее перед обществом, участвуя в сельских сходах. В его отсутствие эти обязанности исполнял старший совершеннолетний сын. В традиционной крестьянской семье все женщины находились в подчинении старшей - Болыпухи, которая в свою очередь подчинялась Большаку. Женщина становилась главой семьи только в случае кончины мужа и если в семье не было взрослого сына. Большухой всегда была жена Большака. Но если при двух и более живущих вместе братьях была еще жива их мать, то Большаком состоял старший из них, а Большухой оставалась мать. На ней лежал надзор за всем женским хозяйством и руководство в домашних делах. Взаимоотношения членов семьи проявлялись не только в совместной деятельности, но и в поведении за столом. Порядок за столом тоже поддерживал Большак. При совместной трапезе каждый член семьи имел свое место в соответствии со статусом. В переднем углу всегда находился иконостас. Это самое почетное место — под ним - занимал Большак, это подчеркивало его авторитет среди сородичей. Около Большака ближе к двери сидела его жена (Большуха). С другой стороны садился старший сын, на котором лежала обязанность управлять хозяйством. Около него (против света) садились младшие дети, на скамьях и по углам - подростки и женщины. Во всем этом было большое уважение к пище - плодам своего тяжкого труда. Пищу готовила чаще всего свекровь, остальные женщины помогали ей «обряжаться» по хозяйству. Их называли по-разному: дневальная, стряпуха, стряпшая. Примечательно, что Большак не пользовался каким-либо предпочтением в еде, он ел те же блюда, что и остальные участники трапезы. Однако его основная роль состояла в том, чтобы руководить застольем и регулировать подачу блюд к столу. Большак подавал ложкой знак, когда можно было есть мясо из щей. «Когда в горячем есть мясо, то его не должны брать из общей миски до тех пор, пока большак не объявит «брать с кусками» или не постучит ложкой о край блюда, что равносильно этому призыву. За едой говорили мало. Когда вся семья садилась за стол, Большак трижды крестил ножом хлеб со словами «Господи, благослови!», разрезал его и раздавал всем. Совместная трапеза имела много функций, но, что особенно важно, она скрепляла социальные связи. Вместе с тем отмечалось, что в конце XIX в. в уезде число больших семей стало уменьшаться. В начале XX в. прежняя патриархальная семья с властью старшего постепенно стала уходить в область преданий. Это говорит о том, что патриархальный уклад жизни начал меняться. Немалую роль в этом играл отход рязанских крестьян на заработки в города, разрывавший связи с деревней, а нередко и с семьей. Влияние города сказывалось на внутрисемейных отношениях. Более независимой становилась женщина и младшее поколение, слабела власть старшего. На рубеже XIX-XX вв. самым характерным явлением стали семейные разделы. Это несомненно повлияло на положение женщины в крестьянской семье, но кардинально оно изменилось лишь после революционных потрясений 1917 года. Татьяна ВОРОНИНА Газета "Сапожковские вести" 16 января 2015 г. |
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |