Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

БОЛЬШАК И БОЛЬШУХА

Интерес каждого поколения мыслящих людей к своему прошлому не иссякает никогда. Сегодня особенно важно проследить историю семьи, взять что-то ценное из прошлого, чтобы современный семейный уклад укрепился. О другом же просто интересно знать и, быть может, радоваться, что сейчас такие нравы неактуальны.

Возьмем крестьянство XIX века. Семейные традиции являются частью патриархальной культуры. Рязанская губерния и как часть ее Сапожковский уезд - одни из самых представительных и своеобразных во многих отношениях в России.

Русская патриархальная семья долго отличалась большим числом представителей старшего и младшего поколения, которые жили в одном доме и вели совместное хозяйство. Семья среднего достатка состояла из хозяина - мужчины лет 60, его жены 55 лет, пятерых сыновей, из которых трое были женаты и имели детей. Еще один сын находился на военной службе. Кроме того, в семье еще есть сын 16 лет и девочка двенадцати. Всего 16 человек.

Хозяйство находилось в руках старика-отца. Перед Первой мировой войной семьи достигали 30-40 человек. Члены семьи простого и сложного состава подчинялись главе семьи - Большаку, старшему по возрасту мужчине. Иногда старшие сыновья при главенстве отцов пользовались большими правами по сравнению с остальными детьми, так как потенциально являлись будущими главами семей. Большак был не только главой и распорядителем работ в семье, но и представлял ее перед обществом, участвуя в сельских сходах. В его отсутствие эти обязанности исполнял старший совершеннолетний сын.

В традиционной крестьянской семье все женщины находились в подчинении старшей - Болыпухи, которая в свою очередь подчинялась Большаку. Женщина становилась главой семьи только в случае кончины мужа и если в семье не было взрослого сына. Большухой всегда была жена Большака. Но если при двух и более живущих вместе братьях была еще жива их мать, то Большаком состоял старший из них, а Большухой оставалась мать. На ней лежал надзор за всем женским хозяйством и руководство в домашних делах.

Взаимоотношения членов семьи проявлялись не только в совместной деятельности, но и в поведении за столом. Порядок за столом тоже поддерживал Большак. При совместной трапезе каждый член семьи имел свое место в соответствии со статусом. В переднем углу всегда находился иконостас. Это самое почетное место — под ним - занимал Большак, это подчеркивало его авторитет среди сородичей. Около Большака ближе к двери сидела его жена (Большуха). С другой стороны садился старший сын, на котором лежала обязанность управлять хозяйством. Около него (против света) садились младшие дети, на скамьях и по углам - подростки и женщины. Во всем этом было большое уважение к пище - плодам своего тяжкого труда.

Пищу готовила чаще всего свекровь, остальные женщины помогали ей «обряжаться» по хозяйству. Их называли по-разному: дневальная, стряпуха, стряпшая.

Примечательно, что Большак не пользовался каким-либо предпочтением в еде, он ел те же блюда, что и остальные участники трапезы. Однако его основная роль состояла в том, чтобы руководить застольем и регулировать подачу блюд к столу. Большак подавал ложкой знак, когда можно было есть мясо из щей. «Когда в горячем есть мясо, то его не должны брать из общей миски до тех пор, пока большак не объявит «брать с кусками» или не постучит ложкой о край блюда, что равносильно этому призыву. За едой говорили мало. Когда вся семья садилась за стол, Большак трижды крестил ножом хлеб со словами «Господи, благослови!», разрезал его и раздавал всем. Совместная трапеза имела много функций, но, что особенно важно, она скрепляла социальные связи.

Вместе с тем отмечалось, что в конце XIX в. в уезде число больших семей стало уменьшаться. В начале XX в. прежняя патриархальная семья с властью старшего постепенно стала уходить в область преданий. Это говорит о том, что патриархальный уклад жизни начал меняться. Немалую роль в этом играл отход рязанских крестьян на заработки в города, разрывавший связи с деревней, а нередко и с семьей. Влияние города сказывалось на внутрисемейных отношениях. Более независимой становилась женщина и младшее поколение, слабела власть старшего. На рубеже XIX-XX вв. самым характерным явлением стали семейные разделы. Это несомненно повлияло на положение женщины в крестьянской семье, но кардинально оно изменилось лишь после революционных потрясений 1917 года.

Татьяна ВОРОНИНА

Газета "Сапожковские вести"

16 января 2015 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области