Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Человек с киноаппаратом

Живет его радость, разлитая на просторе

В конце прошлого года газета «Рязанские ведомости» поместила материал о рязанском кинофонде, который размещается нынче в Доме Салтыкова-Щедрина. Рассказали о большом собрании ценных кинолент, посетовали, что не удалось найти среди них рязанскую кинохронику. А таких фильмов, знали мы, должно сохраниться немало. С 1967 года летопись будней Рязанской области запечатлевал на кинопленку оператор Куйбышевской, а позже – Ростовской-на-Дону студий кинохроники Юрий Валентинович Тунтуев.

После выхода публикации мы узнали: архив сохранен, причем в двух вариантах – на пленке и в цифровом виде. Родственники Юрия Валентиновича поделились с нами не только этой информацией, но и любезно предоставили фотографии из жизни Тунтуева. Десятки черно-белых отпечатков, на всех из них Юрий за работой или в минуты отдыха между съемками – такой, в сущности, и была его жизнь, он практически не расставался со своей профессиональной 35-миллиметровой кинокамерой немецкой фирмы «Конвас».

Как бы ни было тяжело – улыбайся. Работа кинохроникера чем-то похожа на труд балерины, чья улыбка – признак прекрасной выучки и профессионализма.

Вот Юрий Тунтуев верхом на кузове трактора, едет задом наперед, чтобы снять водителя в фас. Улыбка, радостью светится лицо, кадры явно удаются. Надо быть обязательно в движении, чтобы зрителю передались тряска машины, ежедневные условия труда механизатора. Вес камеры вместе с аккумулятором больше 20 килограммов, ее нужно держать на весу, без упора. И тем не менее – блеск и азарт в глазах. Любимое дело не трудное, в том смысле, что физическая нагрузка в расчет не принимается, она всегда преодолевается полетом мысли, фантазии. Так он и парил над землей, мастер документального кино последних десятилетий советской эпохи – Юрий Валентинович Тунтуев. С есенинской легкостью и сердечным отношением ко всему, что становилось объектом его съемок.

Есенин был и парусом его, и якорем. Дипломная работа Юрия во ВГИКе называлась «На родине Есенина», снимал ее по сценарию Геннадия Шпаликова (тонкого поэта-лирика. Это ему принадлежат всем известные строки «По несчастью или к счастью истина проста, никогда не возвращайтесь в прежние места» и «Я иду, шагаю по Москве»). Про кино сценарии Шпаликова критики говорят: «Это будни, которые ждут чуда». И, конечно же, творческий союз двух вгиковцев не был случаен, у любого таланта безошибочно срабатывает система опознавания «свой – чужой».

То, что Рязанщина – родина Есенина, не в последнюю очередь повлияло на выбор места жительства семьи Тунтуева, хотя сам он родом из Питера, а жена Татьяна Евгеньевна – москвичка.

Рязань территориально относилась к Куйбышевской студии кинохроники, где с 1957 года работал оператором Юрий Тунтуев, выпускник курса Анатолия Головни, мэтра кинооператорского мастерства, по учебнику которого до сих пор занимаются в институтах.

Сюжеты и спецвыпуски Юрий готовил не только для своей студии, но и очень часто для всесоюзных киножурналов «Новости дня» и «Время», предварявших показы художественных фильмов в кинотеатрах страны. Открытие заводов, мостов, строительство жилых микрорайонов, встречи со знаменитыми людьми, визиты делегаций, праздники и рабочие будни – все это попадало в объектив его камеры. К каждой съемке готовился тщательно, предварительно изучал литературу, оттого и монтажные листы с описанием сцен и эпизодов составлял настолько аккуратно, точно, что на студиях, где происходил монтаж и озвучивание, радовались – «это же практически готовый закадровый текст».

Коллега Юрия Тунтуева, оператор центрального телевидения Валерий Борисов вспоминает:

– Я использовал неоднократно хроникальные кадры Тунтуева. Мы снимали, к примеру, рязанскую узкоколейку и вставляли в репортаж кусочки из фильма Юрия – как раньше народ ездил на «кукушке», с корзинами, детскими колясками. Репортаж сразу же приобретал новые краски. Он много снимал в НИИ коневодства, есенинская тема постоянно была в его творчестве. К дню рождения поэта обязательно делал или сюжет, или спецвыпуск. Я наблюдал со стороны, как он работает. Профессионализм чувствовался во всем. Он даже на натуре старался использовать подсветку, добиваясь максимальной эстетичности кадра и аккуратности. С выпускниками ВГИКа общаться было одно удовольствие. Для Юры не существовало неизвестных тем. Культурный, интеллигентный, образованный человек и очень открытый. Ему не нужны были какие-то специальные приемы, чтобы расположить к себе человека перед объективом, доверие возникало само собой. Мы с ним существовали на одной волне, и до сих пор с чувством ностальгии я вспоминаю наши уютные посиделки в студии. У Юры был корпункт рядом с кинокопировальной фабрикой, с небольшим просмотровым залом, монтажной. Там годами накапливалась фильмотека. И где-то раз в два месяца мы собирались у него в студии, смотрели фильмы, обсуждали свои удачи и проблемы. Было хорошо…

Потом наступили 90-е годы, изменилась вся система кинопоказа, от киножурналов отказались. Да что там кинопоказ! Страна менялась до неузнаваемости. Власть делила народное хозяйство и меньше всего думала о судьбах документального кино. А кому оно было нужно без гос поддержки?

«Здание корпункта у Юры отобрали. Всю кинохронику он перенес домой, пленки занимали пол квартиры, – вспоминает телеоператор Валерий Борисов. – Куда их было девать? И архив спас Саша Никитин, большой знаток кино, прекрасно представляющий себе ценность этого культурного наследия – это же история Рязанской области за три десятка лет! Благодаря Никитину богатый фонд кинохроники сохранился».

Предел жизни каждому из нас установлен природой. И все же спусковым крючком часто служат обстоятельства – когда человека лишают возможности заниматься любимым делом, выселяют из здания, из студии. Последние годы жизни Юрий Валентинович тяжело болел, перенес несколько операций. Семья оказалась в труднейшем материальном положении. Любимую и верную кинокамеру «Конвас» пришлось продать. Валерий Борисов, вернувшийся из долгой зарубежной командировки, уже не застал друга в живых. В память о нем снял фильм под названием «Человек с киноаппаратом». Название позаимствовал у Дзиги Вертова, создававшего на заре экранного искусства язык кинематографа. Всех истинно талантливых операторов роднит одно качество – неугомонность. Желание быть в постоянном движении.

Передачи, посвященные Тунтуеву, снимали и другие рязанские тележурналисты. А фильмы, снятые им самим, показываются на рязанском кинофестивале «Окраина».

Так что вряд ли будет справедливым утверждение, что человек и оператор Юрий Тунтуев забыт спустя четырнадцать лет после смерти. Это не так. Живут его пленки. Живет он сам на кадрах хроники и в фильмах его друзей.

Но самое главное – живет где-то его радость, радость, разлитая на просторе, то самое ценное, что способен дать окружающему миру человек, если он занимается своим, любимым, предначертанным делом.

Сегодня на сайте газеты «Рязанские ведомости» – премьера рубрики «Кинозал РВ». И первый фильм, который мы предлагаем вашему вниманию, – фильм Валерия Борисова «Человек с киноаппаратом». После его показа на канале ТРК «Ока» удалось решить проблему с установкой памятника Юрию Валентиновичу Тунтуеву. Вы увидите уникальные кадры из киножурналов, снятых оператором Куйбышевской и Ростовской-на-Дону студий кинохроники – реставрацию фресок Иоанно-Богословского монастыря, самую тихую железную дорогу Советского Союза – мещерскую узкоколейку, где поезд останавливался по требованиям пассажиров, лесника Алексея Дмитриевича Желтова, ставшего героем рассказа К. Паустовского «Кордон 273», и наших современников – актрису театра кукол Ольгу Ковалеву, визажиста Виктора Шарапова, работавшего в те годы старшим художником-модельером экспериментальной лаборатории рязанского городского парикмахерского хозяйства. Каким было документальное кино 60-80-х годов прошлого века? Смотрите фильм «Человек с киноаппаратом» с кадрами Юрия Тунтуева, снятый автором и ведущим Валерием Борисовым и оператором Станиславом Номероцким.

Валерий Борисов, телеоператор, член Союза журналистов России:

«Юрием Тунтуевым снято около 50 документальных фильмов, сотни киносюжетов. После него остались километры бесценных, уникальных кинокадров. Прозорливым взглядом художника он мог увидеть в начинающем визажисте или актере людей невероятных способностей. Во многом благодаря усилиям Юрия Тунтуева был создан музей братьев Пироговых в Новоселках – он поднял эту тему на всесоюзном уровне. Когда близко знакомишься с творчеством этого оператора, понимаешь, что из его кадров, как из капелек, складывалось большое озеро доброты, неравнодушия, человеческого тепла».

Дмитрий Соколов
Газета "Рязанские ведомости"

23 января 2015 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области