Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
|
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской области
Человек с киноаппаратом
Живет его радость, разлитая на просторе
В конце прошлого года газета «Рязанские ведомости» поместила материал о рязанском кинофонде, который размещается нынче в Доме Салтыкова-Щедрина. Рассказали о большом собрании ценных кинолент, посетовали, что не удалось найти среди них рязанскую кинохронику. А таких фильмов, знали мы, должно сохраниться немало. С 1967 года летопись будней Рязанской области запечатлевал на кинопленку оператор Куйбышевской, а позже – Ростовской-на-Дону студий кинохроники Юрий Валентинович Тунтуев.
После выхода публикации мы узнали: архив сохранен, причем в двух вариантах – на пленке и в цифровом виде. Родственники Юрия Валентиновича поделились с нами не только этой информацией, но и любезно предоставили фотографии из жизни Тунтуева. Десятки черно-белых отпечатков, на всех из них Юрий за работой или в минуты отдыха между съемками – такой, в сущности, и была его жизнь, он практически не расставался со своей профессиональной 35-миллиметровой кинокамерой немецкой фирмы «Конвас».
Как бы ни было тяжело – улыбайся. Работа кинохроникера чем-то похожа на труд балерины, чья улыбка – признак прекрасной выучки и профессионализма.
Вот Юрий Тунтуев верхом на кузове трактора, едет задом наперед, чтобы снять водителя в фас. Улыбка, радостью светится лицо, кадры явно удаются. Надо быть обязательно в движении, чтобы зрителю передались тряска машины, ежедневные условия труда механизатора. Вес камеры вместе с аккумулятором больше 20 килограммов, ее нужно держать на весу, без упора. И тем не менее – блеск и азарт в глазах. Любимое дело не трудное, в том смысле, что физическая нагрузка в расчет не принимается, она всегда преодолевается полетом мысли, фантазии. Так он и парил над землей, мастер документального кино последних десятилетий советской эпохи – Юрий Валентинович Тунтуев. С есенинской легкостью и сердечным отношением ко всему, что становилось объектом его съемок.
Есенин был и парусом его, и якорем. Дипломная работа Юрия во ВГИКе называлась «На родине Есенина», снимал ее по сценарию Геннадия Шпаликова (тонкого поэта-лирика. Это ему принадлежат всем известные строки «По несчастью или к счастью истина проста, никогда не возвращайтесь в прежние места» и «Я иду, шагаю по Москве»). Про кино сценарии Шпаликова критики говорят: «Это будни, которые ждут чуда». И, конечно же, творческий союз двух вгиковцев не был случаен, у любого таланта безошибочно срабатывает система опознавания «свой – чужой».
То, что Рязанщина – родина Есенина, не в последнюю очередь повлияло на выбор места жительства семьи Тунтуева, хотя сам он родом из Питера, а жена Татьяна Евгеньевна – москвичка.
Рязань территориально относилась к Куйбышевской студии кинохроники, где с 1957 года работал оператором Юрий Тунтуев, выпускник курса Анатолия Головни, мэтра кинооператорского мастерства, по учебнику которого до сих пор занимаются в институтах.
Сюжеты и спецвыпуски Юрий готовил не только для своей студии, но и очень часто для всесоюзных киножурналов «Новости дня» и «Время», предварявших показы художественных фильмов в кинотеатрах страны. Открытие заводов, мостов, строительство жилых микрорайонов, встречи со знаменитыми людьми, визиты делегаций, праздники и рабочие будни – все это попадало в объектив его камеры. К каждой съемке готовился тщательно, предварительно изучал литературу, оттого и монтажные листы с описанием сцен и эпизодов составлял настолько аккуратно, точно, что на студиях, где происходил монтаж и озвучивание, радовались – «это же практически готовый закадровый текст».
Коллега Юрия Тунтуева, оператор центрального телевидения Валерий Борисов вспоминает:
– Я использовал неоднократно хроникальные кадры Тунтуева. Мы снимали, к примеру, рязанскую узкоколейку и вставляли в репортаж кусочки из фильма Юрия – как раньше народ ездил на «кукушке», с корзинами, детскими колясками. Репортаж сразу же приобретал новые краски. Он много снимал в НИИ коневодства, есенинская тема постоянно была в его творчестве. К дню рождения поэта обязательно делал или сюжет, или спецвыпуск. Я наблюдал со стороны, как он работает. Профессионализм чувствовался во всем. Он даже на натуре старался использовать подсветку, добиваясь максимальной эстетичности кадра и аккуратности. С выпускниками ВГИКа общаться было одно удовольствие. Для Юры не существовало неизвестных тем. Культурный, интеллигентный, образованный человек и очень открытый. Ему не нужны были какие-то специальные приемы, чтобы расположить к себе человека перед объективом, доверие возникало само собой. Мы с ним существовали на одной волне, и до сих пор с чувством ностальгии я вспоминаю наши уютные посиделки в студии. У Юры был корпункт рядом с кинокопировальной фабрикой, с небольшим просмотровым залом, монтажной. Там годами накапливалась фильмотека. И где-то раз в два месяца мы собирались у него в студии, смотрели фильмы, обсуждали свои удачи и проблемы. Было хорошо…
Потом наступили 90-е годы, изменилась вся система кинопоказа, от киножурналов отказались. Да что там кинопоказ! Страна менялась до неузнаваемости. Власть делила народное хозяйство и меньше всего думала о судьбах документального кино. А кому оно было нужно без гос поддержки?
«Здание корпункта у Юры отобрали. Всю кинохронику он перенес домой, пленки занимали пол квартиры, – вспоминает телеоператор Валерий Борисов. – Куда их было девать? И архив спас Саша Никитин, большой знаток кино, прекрасно представляющий себе ценность этого культурного наследия – это же история Рязанской области за три десятка лет! Благодаря Никитину богатый фонд кинохроники сохранился».
Предел жизни каждому из нас установлен природой. И все же спусковым крючком часто служат обстоятельства – когда человека лишают возможности заниматься любимым делом, выселяют из здания, из студии. Последние годы жизни Юрий Валентинович тяжело болел, перенес несколько операций. Семья оказалась в труднейшем материальном положении. Любимую и верную кинокамеру «Конвас» пришлось продать. Валерий Борисов, вернувшийся из долгой зарубежной командировки, уже не застал друга в живых. В память о нем снял фильм под названием «Человек с киноаппаратом». Название позаимствовал у Дзиги Вертова, создававшего на заре экранного искусства язык кинематографа. Всех истинно талантливых операторов роднит одно качество – неугомонность. Желание быть в постоянном движении.
Передачи, посвященные Тунтуеву, снимали и другие рязанские тележурналисты. А фильмы, снятые им самим, показываются на рязанском кинофестивале «Окраина».
Так что вряд ли будет справедливым утверждение, что человек и оператор Юрий Тунтуев забыт спустя четырнадцать лет после смерти. Это не так. Живут его пленки. Живет он сам на кадрах хроники и в фильмах его друзей.
Но самое главное – живет где-то его радость, радость, разлитая на просторе, то самое ценное, что способен дать окружающему миру человек, если он занимается своим, любимым, предначертанным делом.
Сегодня на сайте газеты «Рязанские ведомости» – премьера рубрики «Кинозал РВ». И первый фильм, который мы предлагаем вашему вниманию, – фильм Валерия Борисова «Человек с киноаппаратом». После его показа на канале ТРК «Ока» удалось решить проблему с установкой памятника Юрию Валентиновичу Тунтуеву. Вы увидите уникальные кадры из киножурналов, снятых оператором Куйбышевской и Ростовской-на-Дону студий кинохроники – реставрацию фресок Иоанно-Богословского монастыря, самую тихую железную дорогу Советского Союза – мещерскую узкоколейку, где поезд останавливался по требованиям пассажиров, лесника Алексея Дмитриевича Желтова, ставшего героем рассказа К. Паустовского «Кордон 273», и наших современников – актрису театра кукол Ольгу Ковалеву, визажиста Виктора Шарапова, работавшего в те годы старшим художником-модельером экспериментальной лаборатории рязанского городского парикмахерского хозяйства. Каким было документальное кино 60-80-х годов прошлого века? Смотрите фильм «Человек с киноаппаратом» с кадрами Юрия Тунтуева, снятый автором и ведущим Валерием Борисовым и оператором Станиславом Номероцким.
Валерий Борисов, телеоператор, член Союза журналистов России:
«Юрием Тунтуевым снято около 50 документальных фильмов, сотни киносюжетов. После него остались километры бесценных, уникальных кинокадров. Прозорливым взглядом художника он мог увидеть в начинающем визажисте или актере людей невероятных способностей. Во многом благодаря усилиям Юрия Тунтуева был создан музей братьев Пироговых в Новоселках – он поднял эту тему на всесоюзном уровне. Когда близко знакомишься с творчеством этого оператора, понимаешь, что из его кадров, как из капелек, складывалось большое озеро доброты, неравнодушия, человеческого тепла».
Дмитрий Соколов
Газета "Рязанские ведомости"
23 января 2015 г.
|
Архив новостей клубных учреждений по годам
по районам
|