Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиТатьяна Кочеткова служит Мельпомене всю жизнь9 марта у Татьяны Петровны Кочетковой юбилей. Ей исполнится 60 лет. Из них 39 она посвятила искусству. Говорит, что счастлива в профессии: осуществила детскую мечту создать в родном городе театр. 27 марта ТРаМу, носящему звание народного, исполнится 37лет, и все эти годы Кочеткова является его режиссером, а также руководителем детской театральной студии. Любовь к лицедейству у Танюши Никиткиной проявилась в детстве. Возможно, свою роль сыграла наследственность. Отец Петр Семенович играл на 7-струнной гитаре, балалайке, гармошке, пел. Мать Галина Николаевна, украинка, обладала сильным певучим голосом. Старший брат Александр пробудил у Татьяны интерес к театру. Мальчишка сплотил вокруг себя малышей и сверстников, живших в бараке по улице Садовой, и они для взрослых показывали кукольные представления, устраивали концерты. Материалом для декораций служила фанера от ящиков для шпуль, которые поставляли на комбинат шелковых тканей, занавесом - дерюжка на веревочке, софитами - керосиновые лампы, местом для сцены - барачный коридор. Татьяна читала стихи, пела, участвовала в сценках... А когда семья Никиткиных переехала в новый дом, юные артисты не оставили свое увлечение. За домом они регулярно устраивали концерты. А летом уезжали «на гастроли» в родную деревню Зараново. Рисовали афиши, билеты, которые продавали по 5 копеек, и развлекали народ. На вырученные деньги в местном магазине покупали ириски, и счастью детворы не было предела. - Настоящим событием для всех стало открытие в деревне клуба, - вспоминает Татьяна Петровна. - Помню, как выразительно читал стихи Олег Александрович Абрамов, директор районного ДК (он располагался в здании церкви в старой части города), про партию и Ленина. Я так была впечатлена: вот он, настоящий артист! И кто бы мог подумать, что по прошествии нескольких лет я буду не только работать вместе с ним, но еще и помогать ему - заочнику Рязанского института культуры – писать контрольные по режиссуре. К профессии Татьяна шла долгие годы. В школе была активисткой, с 5-го класса до выпуска ее избирали президентом патриотического клуба имени Эрнста Тельмана и Патриса Лумумбы, которым руководил Матвей Карлович Плотский. Именно он Татьяне дал путевку в жизнь. - Матвей Карлович разглядел во мне режиссерскую жилку (я писала сценарии наших праздников) и посоветовал поступать в Тамбовский институт культуры на режиссерско-театральное отделение. В 1975-м году, когда я заканчивала школу, мой учитель списался с вузом, ему прислали буклеты с необходимой информацией о турах, экзаменах... Он вдохновил меня, настроил на успех, и я поступила. Попала на курс к Дарине Ефимовне Меркулович. Она стала для меня подарком судьбы: все, что я могу, чего достигла - целиком заслуга этого педагога. Свой первый спектакль «Варшавский набат» Кочеткова считает провальным: - Это был режиссерский дебют, который состоялся на сцене Старожиловского ДК, где работала год после института. Оберштурмбанфюрера СС играл артист, по возрасту годившийся мне в отцы. Я не настояла, чтобы он на прогоне был в костюме. На премьеру актер вышел на сцену не в кожаных сапогах, а в резиновых! В прошлом году, когда ТРаМ показывал в Старожилове спектакль «Скрипка», ко мне подошли две мои бывшие актрисы, игравшие в «Варшавском набате». 37 лет спустя мы вспомнили этот случай и от души посмеялись. Кстати, в каждой постановке этого спектакля, что-то да случалось. На премьере в Кораблине, состоявшейся 22 мая 1983 года, актер уснул на сцене, так как в этот день отмечал рождение дочери. В этом спектакле я первый и последний раз использовала суфлера. Ожидание подсказки игру актеров сводит на нет. Они должны обыгрывать любую нештатную ситуацию: вместо воды хлебнули водки (так, бывало, «подшучивали»), забыли реквизит, слова - крутись, как хочешь, импровизируй на ходу, но так, чтобы зритель ничего не понял. В 1980-90-е годы в труппе в основном были мужчины: Валерий Завражнов, Алексей Пилипчук, Владимир Преснов, Сергей Бобров, Игорь Погодин, Александр Курашкин, Андрей Суслов, Виктор Костиков. Все молодые, любили подурачиться, и потому на «ура» шли комедийные постановки: «Рагу из синей птицы», «Автобус», «Самоубийца»... Зритель валом шел на праздничные концерты, чтобы посмотреть юмористические сценки с участием «трамовцев»: «Сурдоперевод», «Вечерний звон», «Танец маленьких лебедей»... В последней один из актеров забыл разуться, и его «лебедь» выскочил на сцену в «дутышах», модных в то время. Народ смеялся и плакал! С тех пор и актерский состав сменился, а Татьяну Петровну больше привлекают психологические пьесы. Сейчас она готовит спектакль по пьесе Ирины Васьковской «Уроки сердца» о сложных взаимоотношениях между людьми. - Это стало мне ближе. Может, повзрослела. Хотя в душе я молодая. По-прежнему живу на полном оптимизме, не прочь подурачиться и посмеяться, в том числе над собой. Недавно мои студийцы спросили, почему меня театралы «Петровичем» зовут и не обижаюсь ли я на это? Ответила, что лет 30 назад на репетиции одна актриса, глядя на меня, подражая героине Любови Орловой в фильме «Цирк», сказала с акцентом: «Я люблю тебя, Петрович», - рассмеялась Татьяна Петровна. Эти слова в адрес режиссера может произнести каждый актер. Они любят и уважают «Петровича» за жизнелюбие, ответственность и порядочность, за прямоту и юмор, за то, что им выпал шанс выходить на сцену и дарить людям радость. У Кочетковой есть мечта, чтобы ученики продолжили ее дело. Татьяна Петровна, от всей души желаем, чтобы она сбылась. Счастья вам и радости, здоровья и благополучия! Творческого долголетия и успехов! Светлана КРАСАВИНА Газета "Кораблинские вести" 8 марта 2018 г.
Другие события
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |