Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Татьяна Кочеткова служит Мельпомене всю жизнь

9 марта у Татьяны Пет­ровны Кочетковой юби­лей. Ей исполнится 60 лет. Из них 39 она посвятила ис­кусству. Говорит, что счас­тлива в профессии: осуще­ствила детскую мечту со­здать в родном городе те­атр. 27 марта ТРаМу, нося­щему звание народного, исполнится 37лет, и все эти годы Кочеткова является его режиссером, а также руководителем детской те­атральной студии.

Любовь к лицедейству у Танюши Никиткиной проявилась в детстве. Возможно, свою роль сыграла наследствен­ность. Отец Петр Семенович играл на 7-струнной гитаре, ба­лалайке, гармошке, пел. Мать Галина Николаевна, украинка, обладала сильным певучим го­лосом. Старший брат Алек­сандр пробудил у Татьяны ин­терес к театру. Мальчишка сплотил вокруг себя малышей и сверстников, живших в бара­ке по улице Садовой, и они для взрослых показывали куколь­ные представления, устраива­ли концерты. Материалом для декораций служила фанера от ящиков для шпуль, которые поставляли на комбинат шел­ковых тканей, занавесом - де­рюжка на веревочке, софита­ми - керосиновые лампы, ме­стом для сцены - барачный коридор. Татьяна читала стихи, пела, участвовала в сценках... А когда семья Никиткиных пе­реехала в новый дом, юные ар­тисты не оставили свое увлече­ние. За домом они регулярно устраивали концерты. А летом уезжали «на гастроли» в родную деревню Зараново. Рисо­вали афиши, билеты, которые продавали по 5 копеек, и раз­влекали народ. На вырученные деньги в местном магазине покупали ириски, и счастью детворы не было предела.

- Настоящим событием для всех стало открытие в деревне клуба, - вспоминает Татьяна Петровна. - Помню, как выра­зительно читал стихи Олег Александрович Абрамов, ди­ректор районного ДК (он рас­полагался в здании церкви в старой части города), про партию и Ленина. Я так была впечатлена: вот он, настоящий артист! И кто бы мог подумать, что по прошествии нескольких лет я буду не только работать вместе с ним, но еще и помо­гать ему - заочнику Рязанско­го института культуры – писать контрольные по режиссуре.

К профессии Татьяна шла долгие годы. В школе была ак­тивисткой, с 5-го класса до вы­пуска ее избирали президен­том патриотического клуба имени Эрнста Тельмана и Патриса Лумумбы, которым руко­водил Матвей Карлович Плот­ский. Именно он Татьяне дал путевку в жизнь.

- Матвей Карлович разгля­дел во мне режиссерскую жил­ку (я писала сценарии наших праздников) и посоветовал по­ступать в Тамбовский институт культуры на режиссерско-теат­ральное отделение. В 1975-м году, когда я заканчивала шко­лу, мой учитель списался с ву­зом, ему прислали буклеты с необходимой информацией о турах, экзаменах... Он вдохно­вил меня, настроил на успех, и я поступила. Попала на курс к Дарине Ефимовне Меркулович. Она стала для меня подар­ком судьбы: все, что я могу, чего достигла - целиком за­слуга этого педагога.

Свой первый спектакль «Варшавский набат» Кочеткова считает провальным: - Это был режиссерский дебют, который со­стоялся на сцене Старожиловского ДК, где ра­ботала год после инсти­тута. Оберштурмбанфюрера СС играл артист, по возрасту годившийся мне в отцы. Я не настоя­ла, чтобы он на прогоне был в костюме. На пре­мьеру актер вышел на сцену не в кожаных са­погах, а в резиновых!

В прошлом году, когда ТРаМ показывал в Старожилове спектакль «Скрипка», ко мне подо­шли две мои бывшие ак­трисы, игравшие в «Вар­шавском набате». 37 лет спус­тя мы вспомнили этот случай и от души посмеялись. Кстати, в каждой постановке этого спек­такля, что-то да случалось. На премьере в Кораблине, состо­явшейся 22 мая 1983 года, ак­тер уснул на сцене, так как в этот день отмечал рождение дочери.

В этом спектакле я первый и последний раз использовала суфлера. Ожидание подсказки игру актеров сводит на нет. Они должны обыгрывать любую не­штатную ситуацию: вместо воды хлебнули водки (так, бы­вало, «подшучивали»), забыли реквизит, слова - крутись, как хочешь, импровизируй на ходу, но так, чтобы зритель ничего не понял.

В 1980-90-е годы в труппе в основном были мужчины: Вале­рий Завражнов, Алексей Пи­липчук, Владимир Преснов, Сергей Бобров, Игорь Погодин, Александр Курашкин, Андрей Суслов, Виктор Костиков. Все молодые, любили подурачить­ся, и потому на «ура» шли ко­медийные постановки: «Рагу из синей птицы», «Автобус», «Са­моубийца»... Зритель валом шел на праздничные концер­ты, чтобы посмотреть юмори­стические сценки с участием «трамовцев»: «Сурдоперевод», «Вечерний звон», «Танец ма­леньких лебедей»... В после­дней один из актеров забыл разуться, и его «лебедь» выс­кочил на сцену в «дутышах», модных в то время. Народ сме­ялся и плакал!

С тех пор и актерский состав сменился, а Татьяну Петровну больше привлекают психологи­ческие пьесы. Сейчас она го­товит спектакль по пьесе Ири­ны Васьковской «Уроки серд­ца» о сложных взаимоотноше­ниях между людьми.

- Это стало мне ближе. Мо­жет, повзрослела. Хотя в душе я молодая. По-прежнему живу на полном оптимизме, не прочь подурачиться и посмеяться, в том числе над собой. Недавно мои студийцы спросили, поче­му меня театралы «Петрови­чем» зовут и не обижаюсь ли я на это? Ответила, что лет 30 на­зад на репетиции одна актри­са, глядя на меня, подражая героине Любови Орловой в фильме «Цирк», сказала с ак­центом: «Я люблю тебя, Петро­вич», - рассмеялась Татьяна Петровна.

Эти слова в адрес режиссе­ра может произнести каждый актер. Они любят и уважают «Петровича» за жизнелюбие, ответственность и порядоч­ность, за прямоту и юмор, за то, что им выпал шанс выходить на сцену и дарить людям радость.

У Кочетковой есть мечта, чтобы ученики продолжили ее дело. Татьяна Петровна, от всей души желаем, чтобы она сбылась. Счастья вам и радос­ти, здоровья и благополучия! Творческого долголетия и ус­пехов!

Светлана КРАСАВИНА

Газета "Кораблинские вести"

8 марта 2018 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области