Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Музыка есенинских строк

Ансамбль «Радуница» готовит презенты к юбилею поэта.

Еще в апреле, когда мно­гие из нас сидели по до­мам из-за обрушившей­ся на наши головы пандемии коронавируса, в Рязани про­изошло незаурядное культур­ное событие. Заметили его не все, потому что произошло оно в нескольких сравнитель­но небольших сообществах в социальных сетях. Здесь впервые был презентован пу­блике новый альбом ансам­бля «Радуница», создание ко­торого было решено приуро­чить к 125-летию со дня рож­дения Сергея Есенина.

А уже 5 сентября, когда боль­шую часть из ограничений сня­ли, на открытии традиционно­го фестиваля «Есенинские дни» новые песни на стихи Есенина в первый (и пока единственный) раз представили перед публи­кой - концерт состоялся у дома родителей поэта в селе Констан­тиново.

Теперь до значимой даты - 3 октября - рукой подать. Зна­чит, у нас есть повод погово­рить с заслуженным деятелем искусств России, композитором и художественным руководите­лем песенно-инструментального ансамбля «Радуница» музея- заповедника С.А. Есенина Алек­сандром Ермаковым. Тем более что к дате праздника его стара­ниями может дойти до слушате­ля еще один цикл песен на стихи Сергея Александровича. Однако обо всем по порядку...

ТО, ЧТО БЛИЗКО И ДОРОГО КАЖДОМУ

- В новый альбом ансамбля «Радуница» вошли частушки, записанные поэтом, и опубли­кованные в 1918 году в газете «Голос трудового народа», песни и романсы на стихи Есенина, а также песни о его родине, - рас­сказывает Александр Ермаков. - Есенин был первым поэтом, кто обратился к такому фольклор­ному жанру, как частушка. Он собрал их более 5000, был выпу­щен сборник «Рязанские частуш­ки, побасенки и канавушки». Ду­маю, что Сергей Александрович и сам многому научился у этих небольших, но порою глубоких по смыслу и образности народ­ных песенок. «Родился я с песня­ми в травном одеяле, зори меня вешние в радугу свивали...» - так писал Есенин в одном из своих ранних стихотворений. Несо­мненно, истоки его творчества - в стихии русского музыкального фольклора. И неслучайно путь к славе он начинал с исполнения песен своей малой родины в пе­тербургских салонах, чередуя их с чтением своих стихов.

Новая концертная програм­ма вобрала в себя песни родины Сергея Есенина - их Александр Ермаков записал со слов мест­ных жителей, чьи отцы и деды были знакомы когда-то с семьей поэта, а также композиции за авторством самого Александра Николаевича на стихи Сергей Есенина. Одна из таких компо­зиций - «Месяц рогом облако бодает» появилась на свет всего пару месяцев тому назад.

Месяц рогом облако бодает,

В голубой купается пыли.

В эту ночь никто не отгадает,

Отчего кричали журавли...

Именно эту песню я услышал, посетив репетицию «Радуницы», что проходила в Информационно- аналитическом центре Мини­стерства культуры и туризма области. В ней нет и намека на задор и ухарство. Ее лиричная и немного грустная мелодия вос­принимается как единое целое с есенинскими строками. Пример­но так же большинство из нас воспринимает сейчас и стихот­ворение «Не жалею, не зову, не плачу» - произнеси эту строчку, и в голове тут же заиграет знако­мая мелодия. И хоть написал ее в 1964 году советский композитор Григорий Пономаренко, думаю, она воспринимается как истин­но народная.

Это мнение мне доводилось слышать уже не раз - гармония народной музыки в наибольшей степени созвучна со стихами Сергея Есенина.

- Поэзия Есенина имеет об­щечеловеческое значение, - убежден Александр Ермаков. - Он писал о ценностях, которые близки и дороги каждому чело­веку, какой бы он ни был нацио­нальности, в какой бы стране ни жил. Убедиться в этом мне до­велось еще в конце девяностых, когда наш творческий коллектив был на гастролях в Японии. Мы > исполняли песни на стихи Сер­гея Александровича, и у каждо­го зрителя в руках была малень­кая - размером со спичечный коробок - книжечка с перево­дами. Артисты пели, а зрители внимательно слушали музыку' и листали страницы. Позже мне объяснили: в японском языке в зависимости от нюансов одно и то же эмоциональное состояние человека может быть передано семнадцатью различными ие­роглифами. Есенинская образ­ность, отображающая пережива­ния автора, прекрасно ложится на японский язык, в то время как музыка помогает полнее прочув­ствовать смысл...

ТВОРЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

При всем этом народная му­зыка - лишь часть богатейшего репертуара «Радуницы». Он так­же включает в себя эстрадные, военные, патриотические песни, романсы, инструментальную му­зыку... Вот и в последней, презен­тованной 5 сентября программе с композициями на стихи Есени­на и народными песнями, сосед­ствовали песни на стихи совре­менных авторов.

Песенно-инструментальный ансамбль прошел большой путь. Начал свою историю в 1983 году с коллектива преподавателей и студентов музыкального учили­ща, вокальную и инструментальную группы которого возглав­ляли замечательные педагоги Надежда Кольцова и Владимир Просолупов. Наш сегодняшний собеседник - Александр Ерма­ков, отвечал за художественное руководство и репертуар. Уже в 1985-м коллектив стал дипло­мантом 3-го Всероссийского конкурса исполнителей. Путев­ку в творческую жизнь тогда ему дали такие выдающиеся деяте­ли отечественной культуры, как певица Людмила Зыкина и ком­позитор Александр Аверкин - в числе прочих известных в мире музыки персон оба они были в жюри конкурса.

В 1990-м рязанский ансамбль завоевал Гран-при Первого все­российского телерадиоконкурса «Голоса России». Впоследствии гастролировал по многим стра­нам, неизменно возвращаясь из раза в раз на свою главную творческую площадку - музей- заповедник Сергея Есенина в селе Константиново. Разрастался репертуар, уходили и приходили артисты... Александр Ермаков был с «Радуницей» вместе все ее 37 лет - с 1983-го до сегодняш­него дня.

ГЛАВНОЕ - СКОЛЬКО ОТДАНО

- Мне кажется, что компо­зитор - это не профессия. Ско­рее, призвание, а быть может, долг... - делится своими мысля­ми Александр Николаевич. - С каждого из нас когда-нибудь бу­дет спрошено. И не за то, сколь­ко мы получили, а за то, сколько отдали. Конечно, когда компо­зитор получает материальное вознаграждение, это дает ему определенную свободу и незави­симость. Но, так уж сложись, что сегодня этот труд - один из самых низкооплачиваемых... И если ты остаешься предан этому делу, то главным для тебя долж­но быть не вознаграждение, а то, что твоя музыка любима и вос­требована.

Скажу уже от себя: послед­нее утверждение в полной мере подходит к описанию творчества композитора Александра Ерма­кова. Его песни, романсы, орке­стровые и хоровые произведения присутствуют в репертуаре мно­гих российских творческих кол­лективов. Для него же самого - главным коллективом всей его жизни был и остается ансамбль «Радуница».

И да, я же обещал сказать о цикле новых песен, которые мо­гут быть представлены публике уже на праздновании 125-летия со дня рождения Сергея Есени­на в Константинове! Как сооб­щил «РВ» Александр Ермаков, сейчас ансамбль «Радуница» работает над новыми компози­циями на стихи из знаменитого есенинского цикла «Персидские мотивы».

- Есенину в них удалось не­обычайно талантливо соединить русскую душу и восточный коло­рит, - рассуждает Александр Ни­колаевич. - Надеюсь, что и у нас получится. Господь управит - к юбилею сделаем!

Александр Абрамов

Газета "Рязанские ведомости"

18 сентября 2020 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области