Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиТКАЧЕСТВО КАК ИСКУССТВОКаково значение ремесел в жизни как всей страны, так и регионов в частности? Сохраняют ли ремёсла свою актуальность и востребованность по истечении веков в современном постоянно меняющемся мире? Ещё с доисторических времён человек начал реализовывать свой творческий потенциал. В стремлении обеспечить себя необходимыми благами для выживания в столь порой недружелюбном мире люди находили возможность делать жизнь не просто сносной, но и красивой. Эти возможности человек воплощал, занимаясь ремесленным производством. В своём развитии ремесло отразило нашу ненасытность, неутомимое стремление к совершенству и невозможность остановиться на достигнутом. Поначалу, создавая различные орудия труда и предметы быта, ремесленник обеспечивал сугубо личные нужды. В дальнейшем, с повышением уровня мастерства, изделия становились всё качественнее, их количество росло. У наиболее способных и талантливых ремесленников стал появляться остаточный продукт, который уже можно было пустить на продажу. Постепенно с распространением и развитием торговли развивалось и само ремесло. Мелкотоварное производство постепенно перерастало в мануфактурное. Кустари объединялись, основывая целые предприятия, фабрики, где закладывалась основа благосостояния не только самих производителей, но и экономического потенциала всего государства. ГЛАВНОЕ ЗАНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА Изначально самым распространённым и передовым было текстильное производство. Именно в этой области когда-то начался промышленный переворот, изменивший жизнь всего человечества. Сам процесс производства текстильных изделий путём взаимного переплетения нитей начался давным-давно; целые тысячелетия прошли с того момента, когда наши предки впервые научились ткать. Ткачество является одним из древнейших видов рукоделия, считается, что оно существовало в различных видах плетения до того, как были изобретены первые ткацкие станки. Множество веков оно оставалось одним из главных занятий человека. Это ремесло не только одевало человека, но и облагораживало его быт. В течение длительного времени от поколения к поколению передавались знания и навыки, которые, в свою очередь, не оставались неизменными. Ремесло пропитывалось талантами многих и многих наших национальных уникальных по своей природе самородков, усилиями которых палитра тканых изделий постоянно разрасталась всё новыми яркими красками. Ткачество отразило в себе характер наших предков, их виденье прекрасного. Были времена, когда в нашей стране не стремились следовать мировым модным трендам и даже могли сами себя обеспечивать качественной, удобной, практичной и красивой одеждой. Тогда, когда уровень заимствований и подражаний заграничным образцам был крайне низок, наши ремёсла и промыслы в действительности сохраняли в себе черты неповторимой уникальной национальной культуры. Жалко - это не то слово, которым можно будет описать последствия, если мы потеряем бесценные труды наших прошлых поколений. Мы потеряем часть себя, свою индивидуальность, свою опору, без которой так и будем метаться из стороны в сторону, стремясь подражать кому угодно вместо того, чтобы просто сохранить уже созданное руками наших прародителей. Гигантские просторы нашей Родины включают в себя регионы с самыми разнообразными природно-географическими условиями. Не только местные жители вкладывали частичку своей души в те ремёсла, которыми занимались всю жизнь. Сама земля накладывала свой отпечаток на производимые творцами изделия, которые отражали на себе особенности конкретного региона, тем самым подчёркивая его уникальность и неповторимость. ПОЛОВИКИ - ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА КЛЕПИКОВСКИХ РЕМЕСЛЕННИКОВ Как раз наглядный этому пример представляют собой Спас-Клепики. Издавна здесь было распространено ткачество в силу ряда характерных географических и природных факторов. Во-первых, данный город находится в непосредственной близости к Москве - столице, которая стала значительным центром текстильного производства ещё в XVII веке. Оттуда в сопредельные районы поступало достаточно дешёвое сырьё. Во-вторых, земля на севере Рязанщины отличается неплодородием почвы и болотистостью местности. Заниматься земледелием здесь всегда было слишком затруднительно и рискованно, поэтому на первый план здесь вышло мануфактурное производство. Спас-Клепики как район, в котором сосредотачивалась промышленность, стал местом основания и дальнейшего развития ряда текстильных предприятий. В середине XX века здесь работали 5 ватных фабрик, которые выпускали в том числе и хлопчатобумажную пряжу. Этот материал был доступен и являлся недорогим для местного населения, которое и использовало его для своих бытовых нужд. Эти условия послужили почвой для возникновения своего стиля, характерного для домотканых изделий, распространённых в данном районе. Пёстрые половички в поперечную полоску вы сможете найти где угодно, включаю нашу местность. На них образование узора или рисунка, расположенного поперёк, происходило за счёт цвета утка. Уток зачастую нарезали из старой одежды, иногда подкрашивали. Но в Клепиковском районе местные жители больше стелили в доме внешне отличающиеся дорожки, рисунок на которых был расположен вдоль. Местные ткачихи вместо уточного предпочитали заправочный рисунок. В качестве утка использовались те же хлопчатобумажные нити, окрашенные в основной цвет половиков, которыми сновалась основа. Рисунок располагался вдоль дорожки, часто в виде двух ярких контрастных полос по бокам. Простыни ткали в одну нитку, для половиков и подстилок нити соединяли по 5-7 штук и сматывали в пасму. В 60-х гг. в селе Тума в магазине бытовых товаров можно было приобрести анилиновые красители для ткани, их использовали для окраски белых хлопчатобумажных ниток в разные цвета. Красили в больших чугунах или кастрюлях, кипятя нитки в растворе с красителями в печи. Потом нити перематывали в клубки и сновали основу будущих половиков. Цветные нити располагали в определённом порядке согласно задуманному рисунку. Чаще всего использовался узор, называемый в ткачестве «Двухремизный пряник». После чего следовала заправка ткацкого станка, которая могла длиться, в зависимости от количества нитей, от одного до нескольких дней. Ширина половиков колебалась от 60 до 90 см. Длина зависела от желания ткачихи или просьбы заказчицы, обычно длина половика была равна длине комнаты, в которой он стелился. В качестве утка использовались те же хлопчатобумажные нити, окрашенные в основной цвет половиков, или подкрашенные полоски ветоши. Для коротких подстилок использовали подкрашенную и нарванную на ленточки микалентную бумагу. Цвет нитей утка был неизменным по всей длине изделия. Половики с нитяным утком отличались от половиков с утком, нарезанным из тряпок, плотностью и жёсткостью, что позволяло им лежать на полу более стабильно и ровно, не собираться в складки на участках, по которым часто ходят. ПРОГРЕСС ПРИВЁЛ В УПАДОК РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО Большое количество качественного, доступного материала и лаконичная красота готовых изделий, а также дефицит промышленных ковровых напольных дорожек на рынке страны во второй половине двадцатого века способствовали огромной популярности данного изделия у населения нашего района, и не только нашего. Половики, сотканные в местных деревнях, можно встретить и за пределами Рязанской области. Всем известно, что прогресс не стоит на месте. В связи с развитием и возникновением новых способов производства меняется сама жизнь, условия, в которых мы живём. Всё больше мы замечаем, какое колоссальное влияние оказывает на нас внедрение в нашу жизнедеятельность самых разнообразных технических приспособлений. Когда-то вершина изобретательности человеческого интеллекта воплотилась в создании первых фабричных ткацких станков. Это стало началом настоящей, ещё невиданной в истории мировой революции. На протяжении тысячелетий люди производили себе необходимые блага исключительно тяжким физическим трудом. Долгое время человеческие руки оставались основным инструментом производства. И наконец на помощь к нам пришли машины, чтобы эти руки освободить. Механический станок позволил в разы увеличить производство изделий и снизить их стоимость. Казалось бы, теперь хватит всем. Но победа прогресса не всем принесла счастье. У тех, кто зарабатывал себе на хлеб тем ручным трудом, который требовал не столько физического напряжения, сколько профессионального мастерства и навыков, нарабатываемых не одним поколением; у тех, кто в кустарных условиях бережно хранил своё ремесло, возникли серьёзные проблемы. В силу того, что за то же время, которое затрачивал ремесленник, станок позволял выпускать гораздо больше продукции - конкурировать с машиной было невозможно. Ремесло стало убыточным, а вслед за этим огромное количество людей потеряли свою работу, свой хлеб. Они были вынуждены за мизерную плату идти на фабрики, становиться рабочими и обслуживать по 12 и более часов эти механизмы, которые лишили их возможности заниматься своим делом. Эти рабочие составили новый класс - пролетариев. Народное ремесло постепенно приходило в упадок. К сожалению, XX век был и самым трагичным в истории нашей страны. Три революции, гражданская смута и две мировые войны, безусловно, имели ужасающие последствия и соответствующим образом отразились на развитии и процветании нашего государства. Но, как ни парадоксально, именно в этих условиях ремесло не только не было забыто, но и получило некоторый толчок для своего развития. В нашей стране никогда не было налажено массовое производство, способное удовлетворить бытовые нужды всего населения. Люди были вынуждены сами производить себе необходимые блага, в том числе и одежду. Особенно остро дефицит ощущался в тот период, когда вся советская промышленность была вынуждена работать на победу над германским рейхом, а затем и на восстановление находившейся в руинах страны. Татьяна БРЯКОВА Газета "Новая Мещёра" 17 января 2020 г.
Другие события
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |