Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

ТКАЧЕСТВО КАК ИСКУССТВО

Каково значение ремесел в жизни как всей страны, так и регионов в частности? Сохраняют ли ремёсла свою актуальность и востребованность по истечении веков в современном постоянно меняющемся мире?

Ещё с доисторических времён человек начал реализовывать свой творческий потенциал. В стремлении обеспечить себя не­обходимыми благами для выживания в столь порой недружелюб­ном мире люди находили возможность делать жизнь не просто сносной, но и красивой. Эти возможности человек воплощал, за­нимаясь ремесленным производством.

В своём развитии ремесло отразило нашу ненасытность, не­утомимое стремление к совершенству и невозможность остано­виться на достигнутом. Поначалу, создавая различные орудия тру­да и предметы быта, ремесленник обеспечивал сугубо личные нужды. В дальнейшем, с повышением уровня мастерства, изде­лия становились всё качественнее, их количество росло. У наибо­лее способных и талантливых ремесленников стал появляться остаточный продукт, который уже можно было пустить на прода­жу. Постепенно с распространением и развитием торговли раз­вивалось и само ремесло. Мелкотоварное производство посте­пенно перерастало в мануфактурное. Кустари объединялись, ос­новывая целые предприятия, фабрики, где закладывалась осно­ва благосостояния не только самих производителей, но и эконо­мического потенциала всего государства.

ГЛАВНОЕ ЗАНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Изначально самым рас­пространённым и пере­довым было текстильное производство. Именно в этой области когда-то начался промышленный переворот, изменивший жизнь всего человече­ства. Сам процесс про­изводства текстильных изделий путём взаимного переплетения нитей начался давным-давно; целые тысячелетия про­шли с того момента, ког­да наши предки впервые научились ткать.

Ткачество является одним из древнейших видов рукоделия, счи­тается, что оно существовало в различных видах плетения до того, как были изобретены первые ткацкие станки. Множество веков оно оставалось одним из главных занятий человека. Это ремесло не только одевало человека, но и облагораживало его быт.

В течение длительного времени от поколения к поколению пе­редавались знания и навыки, которые, в свою очередь, не оста­вались неизменными. Ремесло пропитывалось талантами многих и многих наших национальных уникальных по своей природе са­мородков, усилиями которых палитра тканых изделий постоянно разрасталась всё новыми яркими красками. Ткачество отразило в себе характер наших предков, их виденье прекрасного. Были времена, когда в нашей стране не стремились следовать миро­вым модным трендам и даже могли сами себя обеспечивать ка­чественной, удобной, практичной и красивой одеждой. Тогда, ког­да уровень заимствований и подражаний заграничным образцам был крайне низок, наши ремёсла и промыслы в действительно­сти сохраняли в себе черты неповторимой уникальной националь­ной культуры.

Жалко - это не то слово, которым можно будет описать по­следствия, если мы потеряем бесценные труды наших прошлых поколений. Мы потеряем часть себя, свою индивидуальность, свою опору, без которой так и будем метаться из стороны в сто­рону, стремясь подражать кому угодно вместо того, чтобы просто сохранить уже созданное руками наших прародителей.

Гигантские просторы нашей Родины включают в себя реги­оны с самыми разнообразными природно-географическими условиями. Не только местные жители вкладывали частичку своей души в те ремёсла, которыми занимались всю жизнь. Сама земля накладывала свой отпечаток на производимые творцами изделия, которые отражали на себе особенности конкретного региона, тем самым подчёркивая его уникаль­ность и неповторимость.

ПОЛОВИКИ - ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА КЛЕПИКОВСКИХ РЕМЕСЛЕННИКОВ

Как раз наглядный этому пример представляют собой Спас-Клепики. Издавна здесь было распространено ткачество в силу ряда характерных географических и природных факторов. Во-пер­вых, данный город находится в непосредственной близости к Москве - столице, которая стала значительным центром тек­стильного производства ещё в XVII веке. Оттуда в сопредель­ные районы поступало достаточно дешёвое сырьё. Во-вто­рых, земля на севере Рязанщины отличается неплодородием почвы и болотистостью местности. Заниматься земледелием здесь всегда было слишком затруднительно и рискованно, по­этому на первый план здесь вышло мануфактурное производ­ство. Спас-Клепики как район, в котором сосредотачивалась промышленность, стал местом основания и дальнейшего раз­вития ряда текстильных предприятий. В середине XX века здесь работали 5 ватных фабрик, которые выпускали в том числе и хлопчатобумаж­ную пряжу. Этот матери­ал был доступен и являл­ся недорогим для местно­го населения, которое и ис­пользовало его для своих бытовых нужд. Эти условия послужили почвой для воз­никновения своего стиля, характерного для домотка­ных изделий, распростра­нённых в данном районе.

Пёстрые половички в по­перечную полоску вы смо­жете найти где угодно, включаю нашу местность. На них образова­ние узора или рисунка, рас­положенного поперёк, про­исходило за счёт цвета утка. Уток зачастую нареза­ли из старой одежды, иног­да подкрашивали. Но в Клепиковском районе местные жители больше стелили в доме внешне отличающие­ся дорожки, рисунок на ко­торых был расположен вдоль. Местные ткачихи вместо уточного предпочитали заправочный рисунок. В качестве утка ис­пользовались те же хлопча­тобумажные нити, окра­шенные в основной цвет половиков, которыми сно­валась основа. Рисунок располагался вдоль дорож­ки, часто в виде двух яр­ких контрастных полос по бокам.

Простыни ткали в одну нитку, для половиков и подстилок нити соединяли по 5-7 штук и сматывали в пасму. В 60-х гг. в селе Тума в магазине бытовых товаров можно было приобрести анилиновые красители для тка­ни, их использовали для окраски белых хлопчатобумажных ниток в разные цвета.

Красили в больших чугунах или кастрюлях, кипятя нитки в ра­створе с красителями в печи. Потом нити перематывали в клубки и сновали основу будущих половиков. Цветные нити располагали в определённом порядке согласно задуманному рисунку. Чаще всего использовался узор, называемый в ткачестве «Двухремизный пряник». После чего сле­довала заправка ткацко­го станка, которая могла длиться, в зависимости от количества нитей, от одного до нескольких дней. Ши­рина половиков колеба­лась от 60 до 90 см. Длина зависела от желания ткачи­хи или просьбы заказчицы, обычно длина половика была равна длине комна­ты, в которой он стелился. В качестве утка использо­вались те же хлопчатобу­мажные нити, окрашенные в основной цвет половиков, или подкрашенные полоски ветоши. Для коротких подстилок использовали подкрашенную и нарванную на ленточки микалентную бумагу. Цвет нитей утка был неизменным по всей длине изделия.

Половики с нитяным утком отличались от половиков с утком, нарезанным из тряпок, плотностью и жёсткостью, что позволяло им лежать на полу более стабильно и ровно, не собираться в склад­ки на участках, по которым часто ходят.

ПРОГРЕСС ПРИВЁЛ В УПАДОК РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО

Большое количество качественного, доступного материала и лаконичная красота готовых изделий, а также дефицит про­мышленных ковровых напольных дорожек на рынке страны во второй половине двадцатого века способствовали огромной популярности данного изделия у населения нашего района, и не только нашего. Половики, сотканные в местных деревнях, можно встретить и за пределами Рязанской области.

Всем известно, что прогресс не стоит на месте. В связи с развитием и возникновением новых способов производства меняется сама жизнь, условия, в которых мы живём. Всё боль­ше мы замечаем, какое колоссальное влияние оказывает на нас внедрение в нашу жизнедеятельность самых разнообразных технических приспособлений.

Когда-то вершина изобретательности человеческого интел­лекта воплотилась в создании первых фабричных ткацких стан­ков. Это стало началом настоящей, ещё невиданной в исто­рии мировой революции. На протяжении тысячелетий люди производили себе необходимые блага исключительно тяжким физическим трудом. Долгое время человеческие руки оста­вались основным инструментом производства. И наконец на помощь к нам пришли машины, чтобы эти руки освободить. Механический станок позволил в разы увеличить производ­ство изделий и снизить их стоимость. Казалось бы, теперь хватит всем. Но победа прогресса не всем принесла счастье. У тех, кто зарабатывал себе на хлеб тем ручным трудом, ко­торый требовал не столько физического напряжения, сколько профессионального мастерства и навыков, нарабатываемых не одним поколением; у тех, кто в кустарных условиях береж­но хранил своё ремесло, возникли серьёзные проблемы. В силу того, что за то же время, которое затрачивал ремес­ленник, станок позволял выпускать гораздо больше продук­ции - конкурировать с машиной было невозможно.

Ремесло стало убыточным, а вслед за этим огромное количе­ство людей потеряли свою работу, свой хлеб. Они были вынуж­дены за мизерную плату идти на фабрики, становиться рабочими и обслуживать по 12 и более часов эти механизмы, которые ли­шили их возможности заниматься своим делом. Эти рабочие со­ставили новый класс - пролетариев. Народное ремесло посте­пенно приходило в упадок.

К сожалению, XX век был и самым трагичным в истории нашей страны. Три революции, гражданская смута и две мировые вой­ны, безусловно, имели ужасающие последствия и соответству­ющим образом отразились на развитии и процветании нашего государства. Но, как ни парадоксально, именно в этих условиях ремесло не только не было забыто, но и получило некоторый тол­чок для своего развития.

В нашей стране никогда не было налажено массовое произ­водство, способное удовлетворить бытовые нужды всего населе­ния. Люди были вынуждены сами производить себе необходи­мые блага, в том числе и одежду. Особенно остро дефицит ощу­щался в тот период, когда вся советская промышленность была вынуждена работать на победу над германским рейхом, а затем и на восстановление находившейся в руинах страны.

Татьяна БРЯКОВА

Газета "Новая Мещёра"

17 января 2020 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области