Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Есть короткие дороги к счастью, танец - одна из них

Яркие грани своего творчества вот уже двадцать пять лет демонстрирует детская школа хореографического искусства «Грация!» Двадцать пять трудоемких и результативных, активных и незабываемых, деятельных и многогранных лет!

Движенье, ритм,

Мелодия, шаги,

Вперед, назад

И поворот,

Прогиб, рывок

И взмах ноги,

Кто танцевал –

Тот все поймет!

«Грация» началась с семейного дуэта

В 1995 году благодаря се­мейному дуэту Дмитрия и Ольги Довгалевых в Апександро-Невском районе «родилась» студия бально­го танца «Грация». Первый ее концерт произвел насто­ящий фурор. В зрительном зале, как говорят, яблоку негде было упасть... Александроневцы соскучились по ярким, зрелищным собы­тиям, коими были танцевальные концерты.

Отточенные движения пасадобя, всегда молодой вальс, страстная румба в исполнении юных танцоров и их руководителей удивля­ли и восхищали.

Наконец-то в нашем рай­оне появились энтузиасты, которые смогли увлечь де­тей, показали им прекрас­ный мир танца.

Год от года росло число желающих учиться танце­вать, рос профессионализм юных артистов, а вместе с ним престиж коллектива.

Постоянный поиск репер­туара, формирование про­граммы, репетиции, пошив костюмов, гастроли местно­го значения - все происхо­дило одновременно.

И вот уже «Грация» - же­ланный участник концер­тов на сцене районного ДК и сельских домов культу­ры. Коллектив стали при­глашать на областные под­мостки, «Грация» не раз участвовала в региональ­ных конкурсах...

Гром среди ясного неба

Тем неожиданнее было решение «родителей» «Гра­ции», супругов Довгалевых, поменять место житель­ства. Случилось это в 2005 году.

- Даже у педагогов было ощущение, что мы осиро­тели, - призналась при встрече Наталья Виногра­дова, нынешний руководи­тель «Грации», а тогда ак­компаниатор. - Что уж го­ворить о детях, они вообще растерялись.

В эти критические для коллектива дни Ольга Довгалева, посоветовавшись с начальником районного уп­равления образования и молодежной политики Тать­яной Федотовой, предло­жила взять бразды правле­ния большим танцеваль­ным коллективом именно Наталье Михайловне Ви­ноградовой.

Выбор этот, как показало время, был самым мудрым и дальновидным, нашей любимой школе хореогра­фического искусства «Гра­ции» в конце 2020 года ис­полнилось 25 лет.

Вальс увидела во сне

- Я не ожидала, что на меня вдруг свалится такая ответственность. Но совер­шенно невозможно было потерять десять лет труда, а главное - нельзя было предать несколько десят­ков детей, которые горели танцем, любили это искус­ство. И я согласилась, - вспоминает Наталья Ми­хайловна. - Было трудно. Педагогов не хватало, а танцы как таковые я сама ставить тогда не могла. Признаюсь, ездила в Шац­кий колледж культуры, пы­талась выпускников при­влечь, но увы, тогда ничего не вышло. Продолжила бо­роться за жизнь «Грации» в одиночку.

Однажды ночью мне при­снился вальс, весь его ри­сунок, каждое движение. На следующий день я пред­ложила станцевать его старшей группе теперь уже моих детей. И ребята мне поверили... Это была пер­вая наша общая победа.

Через некоторое время на подмогу пришла Елена Блохина, теперь она глава городского поселения. Ста­ло легче. Именно она под­держала меня и наших де­тей, когда я ушла в декрет. Но долго рассиживаться дома не пришлось. Через год с небольшим снова вышла на работу, и побежа­ло время, репетиции, кон­церты, конкурсы..,

Кстати, тогда репетирова­ли в тесных приспособлен­ных помещениях детского сада «Солнышко». И только спустя еще несколько лет переселились в свои «хоро­мы», в пристройку к Александро-Невской школе, где есть и репетиционный класс, и костюмерная, и пошивочно-примерочная ком­ната, и сцена, и кабинет ди­ректора.

«Грация» сегодня

В 2008 году студия баль­ного танца стала детской школой хореографическо­го искусства. Сегодня «Гра­ция» - это 153 ребенка, ко­торые любят, умеют или учатся танцевать. Это три талантливых, молодых, кре­ативных педагога: Надежда Смердова, Андрей Сугаков, Анна Красавина, два ак­компаниатора - Татьяна Гришина, Наталья Митрошкина, костюмер Татьяна Ни­колаева, звукорежиссер Геннадий Нецкин, педагог- организатор Светлана Аринушкина и руководитель Наталья Виноградова.

«Грация» не просто суще­ствует, она живет и развива­ется. Ведь теперь не только бальные танцы разучивают дети на уроках. Педагоги преподают им классический танец, современный и на­родный. И, надо сказать, вполне успешно преподают! Подтверждением тому вну­шительное количество на­град, которых удостоилась детская школа танца на раз­личных престижных конкур­сах. Все и не пересчитать, и не перечислить.

Самым весомым и са­мым значимым для «Гра­ции» достижением в кон­це 2019 года стал диплом Международного конкурса- фестиваля хореографиче­ского искусства «Гала Кон­курс», который прошел в городе Сочи.

Кроме этого, «Грация» не раз становилась дипломан­том конкурсов «Черный ко­тенок», «Танцующий Сапо­жок России», «Время зажи­гать звезды». «Грация» все­гда желанный гость на лю­бом местном концерте или празднике. Одним словом, этот танцевальный коллек­тив и его педагоги своим трудом вписали яркую стра­ницу в историю не только Александро-Невского райо­на, но и Рязанской области.

Залог успеха «Грации», по-моему, - доброжела­тельная обстановка, распо­лагающая к творчеству. Когда есть поддержка и понимание в педагогичес­ком коллективе, правиль­ная мотивация учеников, тогда хочется работать и учиться.

Поездка в детский дом

- Несколько лет назад мы даже ездили с концер­том и подарками в детский дом, - делится Наталья Михайловна. - Какими гла­зами смотрели на нас там дети! Словами не передать. У нас, взрослых, сердце разрывалось. А ребята наши потом по дороге домой при­знавались, что только те­перь осознали, что такое жить без родителей.

Ведь, что ни говори, а дет­домовские дети очень отли­чаются от домашних и по внешнему виду, и по пове­дению. В тот момент хоте­лось всех местных ребят в охапку схватить и отогреть, подарить кусочек своей души.

Главная опора

- Новые костюмы и поез­дки наверняка требуют фи­нансовых вложений? - поин­тересовалась я у директора.

- Да. Танцы - дорогое удовольствие. Решение большей части материаль­ных проблем берут на себя родители учеников. Костю­мы и обувь, которые зрите­ли видят на сцене, - это их финансовая помощь. Они оплачивают и поездки на различные конкурсы, они - первые помощники во всем. Конечно, хочется, чтобы у нашего коллектива появился постоянный спон­сор, как раньше называли, «шефы», вот тогда бы нам стало намного легче.

Пандемия - это испытание

- А как ученики «Грации» пережили карантин?

- Мы не выступаем уже длительное время, не выез­жаем на конкурсы, - с бо­лью говорит Наталья Ми­хайловна. - Во время ка­рантина, когда мы практи­чески и не занимались, ре­бята очень переживали и постоянно спрашивали, ког­да снова начнем танцевать. Все соскучились по живому общению со зрителями, по закулисной суете.

Сейчас мы репетируем, придумываем новые танцы, но все еще не имеем воз­можности показать их зри­телям со сцены. Это насто­ящее испытание для твор­ческого коллектива. Поэто­му занимаются в «Грации» не просто любители танца, а те дети, для которых он -стал родным. Неслучайно после уроков в школе они спешат сюда, как домой.

И все же не унываем, за­писываем свои выступле­ния и показываем их через социальные сети. Именно так прошел концерт, посвя­щенный нашему серебря­ному юбилею. В него вош­ли лучшие танцевальные композиции прошлых лет и сравнительно новые танцы. Педагоги записали по­здравления, пожелания для своих воспитанников. С со­блюдением всех норм безо­пасности мы лично вручили грамоты каждому ученику, чтобы хоть как-то подбод­рить детей.

Любить и требовать

- Понятно, что чаще все­го ребенка в любой кружок приводят родители, но по­чему потом дети остаются у вас? Что им нравится? Ведь это дисциплина, ре­жим, нагрузки, ответствен­ность...

- Да, танец - это отчасти спорт на сцене. Это боль­шие физические нагрузки, это действительно дисцип­лина,- согласилась Ната­лья Михайловна. - Детей нужно мотивировать выпол­нять трудные упражнения. Ведь разучивание любого танца - это кропотливая, монотонная работа. Только из зрительного зала танец кажется взрывом эмоций и экспрессии… Так что опоз­дания, пропуски плохо вли­яют на подготовку. Понача­лу, конечно, родители наста­ивают, некоторых детей даже принуждают. Мы, к слову сказать, берем аб­солютно всех деток. Обыч­но возраст так называемо­го отсева - с 10 до 14 лет. В это время формируется характер, определяются интересы, наклонности в учебе. В этот период много сомнений, отрицаний. Осо­бенно в этот период трудно удержать мальчиков. Но могу смело говорить, что 80% детей остаются в кол­лективе. Некоторые уже после школы, будучи сту­дентами, продолжают тан­цевать.

Три правила успеха

- Самое главное прави­ло - детей нужно любить, - призналась директор шко­лы. - Когда они чувствуют, что к ним хорошо относят­ся, но одновременно требу­ют результата, и этот ре­зультат виден, тогда и оста­ются. Можно быть отличным специалистом и преподава­телем, давать важный, ка­чественный материал, но если не любить своих подо­печных, они уйдут.

Второе правило - учени­кам важно объяснить, что строгость и требовательность педагога для того, чтобы они добились больших высот, что все это ради них. Также и родителям объясня­ем: если не будем поправ­лять осанку ребенку, тянуть стопу - толку не будет.

Третье правило - надо участвовать в конкурсах, фестивалях, выездах. Пан­демия ведь когда-нибудь все же пройдет. Благодаря выступлениям и поездкам жизнь ребят яркая и инте­ресная. Впечатления оста­ются надолго в памяти.. Дети сами признаются, им нравится дух конкуренции, нравится бывать в новых местах, делать открытия, заводить знакомства с дру­гими коллективами.

- С кем легче работать: с детьми или взрослыми? Кто из них больше волнуется перед выходом на сцену?

- В плане дисциплины проще работать с детьми. Их легче сконцентрировать. В хореографическом кол­лективе обязательна дис­циплина. С профессио­нальной точки зрения про­ще со взрослыми. Они по­чти все умеют, у них боль­шой опыт, многие моменты не требуют объяснений.

А вот что касается волне­ний, то все переживают пе­ред выступлением - и дети, и их учителя, и даже костю­мер. Любой артист, по мое­му мнению, должен волно­ваться перед выступлени­ем. Главное при этом, что­бы выполнять свое дело ка­чественно и от души, пода­рить зрителю положитель­ные эмоции и радость.

Жизнь после «Грации»

- Среди выпускников есть те, кто и дальше свя­зал свою жизнь с хореогра­фией? - задаю очередной вопрос директору.

- Да, несколько выпускников последних лет учатся хореографическому искусству в профессио­нальных учебных заведени­ях, - с гордостью подтверди­ла Наталья Виноградова, - Например, Дарья Вахрушкина не только продолжила учиться, параллельно она танцует и работает хореог­рафом в детской школе ис­кусств в поселке Искра. Также учатся Вероника Островская, Анастасия Веселикова, Наталья Ви­ноградова, Олег Титов. Надеюсь, что кто-нибудь из них вернется в «Грацию» в качестве педагога. Да и нынешние ученики уже ин­тересуются у своих препо­давателей, как поступить, куда поступить. Мы всегда поможем, подскажем.

Вообще за четверть века существования «Грация» выпустила в жизнь не один десяток своих воспитанни­ков. Первые танцору давно уже стали взрослыми, неко­торые из них уже детей сво­их в «Грацию» привели. Те­перь они продолжают тра­диции хореографической школы, защищают честь коллектива и района на конкурсах.

Знаете, как было приятно и волнительно, когда на двадцатилетие, пять лет назад, на юбилей пришли и приехали почти все выпус­кники первого состава «Гра­ции», - поделилась воспо­минаниями Наталья Михай­ловна. - Были даже первые руководители - Ольга и Дмитрий Довгалевы. Состо­ялся большой праздничный концерт в районном Двор­це культуры, который до сих пор живет в памяти.

И на этот юбилейный год у нас были большие планы, но увы, им пока не суждено сбыться. Но я уверена, что у «Грации» большое буду­щее, так что на следующий юбилей мы обязательно осуществим все задуман­ное и даже больше,

Путь в профессию

Андрей СУГАКОВ, педа­гог школы:

- Я в «Грации» учился только год. Потом бросил. Чем только ни занимался в это время, всего и не пере­числить. Были в моей жиз­ни и спорт, и лепка, и выши­вание.

В подростковом возрасте увлекся брейк-дансом. Стал заниматься в танце­вальном коллективе «Ис­ключение» районного Двор­ца культуры. Там жизнь за­ставила научиться вальси­ровать и премудрости на­родного танца освоить. Мы тогда были конкурентами «Грации».

В девятом классе решил учиться танцам професси­онально. После школы по­ступил в Шацкое училище культуры. Успешно высту­пал в танцевальном коллек­тиве «Огни».

Потом выпускной, ар­мия. Там танцевальный пыл поугас. Когда пришел из армии, даже и не думал возвращаться в профес­сию. Уехал в Рязань рабо­тать. И вот судьба, - спус­тя время меня вновь потя­нуло к танцевальному ис­кусству, стал участником коллектива «Рязань». По­явилось желание не толь­ко самому танцевать, но и учить танцам.

Когда вернулся в родной поселок, передо мной встал выбор: работать в районном ДК или в «Грации». Я выбрал второе. И ничуть не жалею. Третий год учу танцеваль­ной науке детвору. Под моим началом в общей сложности 30 человек. На­деюсь, на выпускном вручу своим воспитанникам дип­ломы об окончании нашей школы, а еще верю, что годы, проведенные на за­нятиях в «Грации», они бу­дут потом вспоминать с теп­лотой в сердце.

Мечтал стать выпускником

Денис СМЕРДОВ, окон­чил школу несколько лет назад:

- В школу танцев меня привела мама, тогда мне и было шесть-семь лет. Подо­брали пару. Надо сказать, у меня были замечательные партнерши - Юлия Кулико­ва, а потом Наташа Виног­радова. С ними и другими участниками нашей группы мы много танцевали на бесчисленных конкурсах и праздничных концертах. Были и победы, и досадные ошибки. Признаюсь, был момент, когда в подростко­вом возрасте хотелось все бросить, но, к счастью, с по­мощью родителей и педаго­гов я его пережил и остал­ся танцевать.

Из года в год, стоя на сце­не районного ДК и глядя, как поздравляют выпускни­ков на заключительном кон­церте, сам изо всех сил мечтал оказаться на их ме­сте. Торопил время. А ког­да пришла пора и мне рас­ставаться с «Грацией» и любимыми педагогами, ста­ло грустно, пришло осозна­ние того, что теперь другие, а не я после летних кани­кул войдут в танцевальный класс.

С тех пор прошло уже почти четыре года. Я сту­дент университета. Но танцам и теперь в моей жизни есть место. Танцевал в университете, потом на­шел коллектив единомыш­ленников под названием «Параллель».

Кстати, с удовольствием участвовал в танцевальном проекте «Вальс Победы - 2018» в Рязани. Знаю, что и мои одногруппники по «Гра­ции» тоже танцевать не бро­сили.

А когда я приезжаю до­мой, то до сих пор спешу окунуться в знакомую вол­шебную атмосферу родного танцевального класса, помогаю на репетициях, за кулисами, на концертах. Тем более, у нашей выпус­тившейся группы в «Грации» есть «подшефные». В пос­ледний год учебы мы сдру­жилась с группой малышей, которые только-только при­шли в школу.

С ними мы и сейчас про­должаем общаться. Если нет возможности увидеть­ся очно, мы созваниваем­ся. А сейчас, в пандемию, практически каждый урок у них начинается со звонка мне или другим участникам нашей группы. И знаете, ра­достно видеть, как год от года растет танцевальное мастерство малышей, как они сами меняются и рас­тут физически.

Одним словом, я рад, что был и остаюсь причастным к огромному удивительно­му миру под названием «Грация».

Слово родителям

Татьяна ЛЕПЕХОВА, мама Дуни Лепеховой:

- Дочка и ее партнер Данияр Акамеев стали учени­ками «Грации», когда еще в детский сад ходили. Сейчас им по десять лет. За это вре­мя они попробовали себя и в современном танце, и в народном, но бальные им больше по душе.

Хочу отметить, что заня­тия танцами наложили свой положительный отпечаток на характер дочери, на ее поведение в обществе, на­учили дружить. Благодаря танцам Дуня понимает, что такое дисциплина, как надо держать осанку. Танцы бла­готворно влияют и на ее физическое развитие: вы­рабатывают выносливость, укрепляют мышцы.

Да, для родителей детские занятия танцами несколько затратны, но разве это такая уж большая цена за возмож­ность гордиться детьми, ви­деть их счастливыми, здоро­выми и полными сил!

От имени родителей хочу сказать педагогам школы хо­реографического искусства, а особенно нашей Надежде Александровне Смердовой, огромное спасибо за внимание к детям, за терпение, труд и вдохновение.

Желаем всему коллекти­ву «Грации» здоровья, бла­гополучия, еще больше ин­тересных идей и задумок, осуществления намечен­ных планов и поставленных целей.

Спасибо за ваш профес­сионализм, уникальный подход к каждому ребенку. Наших детей ждет большое и счастливое будущее, в этом есть и ваша огромная заслуга.

Ирина ШАРИХИНА

Газета "Александро-Невские вести"

15 января 2021 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области