Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

У истока вдохновения

Гармония стихий и идей Ольги Шириня.

Наступил 2022 год - Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Впереди - десятки выставок, концертов, мастер-классов, научных конференций и творче­ских встреч. А мы с вами продолжаем исследо­вать, чем богата рязанская глубинка, кто сохра­няет наше наследие и как рождается нечто новое. И к 25-летию газеты «Рязанские ведомости» со­берем наши 25 узоров жизни!

Двадцатая поездка обещает быть особенной. Спасский район - поистине сказочный край. На юге района - село Кирицы со знаменитой усадь­бой фон Дервиза. Посредине течет, извиваясь, река Ока, а над ней возвышается городище Ста­рой Рязани. На востоке - село Ижевское с музе­ем великого ученого К.Э. Циолковского. А на се­вере - уютнейший Окский биосферный заповед­ник. Едем в Брыкин Бор - «ворота» заповедника, чтобы проникнуться атмосферой зимнего леса и познакомиться с мастерицей, которая вдохнов­ляется самой природой.

Спасский район - одно из немногих направлений, куда ав­тобусы направляются не с Цен­трального, а с Приокского вок­зала. Сонным зимним утром «газель» бодро выезжает в сто­рону Солотчи, пролетает над за­мерзшей Окой и поворачивает на Спасск-Рязанский. За окном мелькают заснеженные поля и со­сны, а сверху лениво наблюдает бледное солнце в перине облаков.

В райцентре меня встречает руководитель Спасского районного дома культуры Гали­на Серегина, и мы выезжаем в Брыкин Бор. Сосен становится все больше, а благоустроенных домов, увы, меньше. Кое-где, впрочем, встречаются фермы и предприятия, а значит, люди не теряют надежды создать бла­гоприятные условия на родной земле... О природе и говорить нечего: каждый уголок восхи­тителен! Над этими пейзажами летает какое-то невероятное ко­личество сорок - только по до­роге в один конец я насчитала не меньше десятка.

Когда мы въезжаем в Бры­кин Бор, небо ненадолго прояс­няется. На голубом фоне потря­сающе смотрятся заснеженные сосны и большой дом с участ­ком. Нас выбегает встречать любопытная кошка и тут же скрывается в сараях. А хозяин дома Владимир Борисович ве­дет в тепло - греться, знако­миться и беседовать о керами­ческом мире, созданном его супругой.

Для каждого мастера важно найти свою тропу - или встре­тить человека, который поде­лится опытом. Многие, с кем я уже беседовала, осознали тягу к творчеству в детстве, взрастили талант в юности или выросли как самобытные авторы в зре­лости, став еще и педагогами. Тем интереснее узор жизни Ольги Шириня: в мир народно­го творчества она вошла благо­даря своим детям.

Ольга Алексеевна родилась в Северной Осетии в много­детной семье, росла в Дагеста­не, а после окончания школы работала сварщицей и фре­зеровщицей в Волгограде. В 1972 году она поступила в Во­ронежский лесотехнический институт, получила специаль­ность инженера-экономиста лесного хозяйства и отправи­лась работать в Рязанскую об­ласть - в Криушинский лесо­комбинат, где работал лесни­чим ее муж. С 1980 года Вла­димир Борисович стал глав­ным лесничим Окского запо­ведника, и семья перебралась в Брыкин Бор. Ольга Алексе­евна первое время трудилась экономистом в Лакашинском совхозе, а 1984 года и по сей день работает в Окском запо­веднике.

«В девяностые мне прихо­дилось периодически подолгу жить в Рязани, - вспоминает моя собеседница. - Наши трое детей учились в школе №13 и в первой музыкальной шко­ле. Старший сын Саша посту­пил в художественную шко­лу №1, которая вскоре стала лицеем. В нем было несколь­ко отделений декоративно-­прикладного искусства, в том числе и керамика». Ольга Алексеевна стала вольнослу­шательницей в керамических мастерских. Ее наставниками были именитые рязанские ху­дожники Галина Сметанина, Галина Хохлова и Григорий Красильников.

Большое влияние на твор­чество Ольги Шириня оказала Раиса Кобзева, искусствовед областного центра народного творчества. В 2000 году она от­правила Ольгу Алексеевну от управления культуры на все­российскую выставку-смотр керамики в Твери. Возмож­ность узнать секреты работы напрямую от мастеров, услы­шать мнения искусствоведов была крайне важна. Мастерица продолжила обучение, и мир керамики наконец открылся во всей глубине, а со време­нем выработался и собствен­ный стиль.

Пока мы беседуем, на кор­мушку за окном несколько раз прилетает дятел и хохлатые си­нички. Хозяев это не удивляет: в их импровизированный «жи­вой уголок» наведываются и сойки, и поползни. В Брыкином Бору природа постоянно готова удивлять!

А уникальные животные Ок­ского биосферного заповедника вдохновляют учеников и гостей студии керамики «Глинка», ко­торую Ольга Ширина создала в 2003 году. Когда ее дети вырос­ли и окончили школу, она вер­нулась в Брыкин Бор и начала работать с местными ребятами. «Научили тебя - научи трех», гласит правило преемственно­сти любого ремесла.

Юные экспериментаторы придумали смешные и тро­гательные образы выхухоли, журавля-стерха, лося, кабана и других зверей. Всю эту красоту неоднократно высоко оценива­ло жюри крупных конкурсов. Так, в 2009 году студия «Глинка» завоевала первый приз всерос­сийского конкурса «Заповедные острова» - за изобретательность и внимание к вопросам сохра­нения природы.

Ольга Алексеевна круглый год проводит занятия и мастер- классы для гостей заповедника всех возрастов. В студии учат­ся в основном брыкинборской игрушке, но можно познако­миться и с технологиями других традиционных промыслов Рос­сии. Особенно дорога моей собе­седнице сапожковская глиняная игрушка. Тонкости ее изготовле­ния мастерица перенимала лич­но у Тимофея Кондрашова, по­томственного гончара из дерев­ни Александро-Прасковьинка Сапожковского района.

В доме семьи Шириня хра­нятся работы, которые особен­но дороги мастеру. По ним мож­но знакомиться с приемами леп­ки и декорирования: это «черне­ние», «молочение», «задымле­ние», «обварка»... У каждой свои секреты. Особенно удивитель­но, что «мраморные» разводы на глине получаются, если горя­чее изделие окунуть в нечто ор­ганическое - например, в отвар грибов. Образы творений тоже разные - от игрушек животных до сказочных персонажей. Ма­стерица давно изучает древне­русское искусство, а благодаря участию в проекте «Традиции и современность» Российской академии художеств, придума­ла и воплотила в глине множе­ство волшебных созданий.

Так и живет эта семья - в гармонии с природой и людьми. Владимир Борисович обеспечи­вает техническую сторону гон­чарного промысла, Ольга Алек­сеевна творит. Супруги занима­ются внуками, по возможности путешествуют и участвуют в фестивалях и конкурсах. Дети идут своей дорогой: старший сын Александр окончил Санкт- Петербургскую академию ху­дожеств имени И.Е. Репина, за­нимается храмовой росписью и воспитывает вместе с женой четверых детей. Дочь Валенти­на и сын Алексей развиваются в своих профессиях.

Хочется, чтобы супругам Шириня и их большому кру­гу учеников и друзей хватило сил и здоровья на все планы. А там будут и встречи, и обмен опытом, и новые потрясаю­щие творения, которые навер­няка позовут многих в мир на­родного творчества. Ведь сам этот мир- исток таких сил и знаний, каких больше нигде не набраться.

Газета "Рязанские ведомости"

11 февраля 2022 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области