Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиСапожковские мадонны
В одном из залов Сапожковского краеведческого музея, где собраны диковинные экспонаты старинного крестьянского быта, спокойно и величаво – будто наедине с вечностью – смотрят с живописных портретов три певуньи в узорчатых нарядах – Прасковья Максимовна Колесникова, Антонина Васильевна Болушевская и Антонина Васильевна Николина. Все полотна принадлежат кисти заслуженного художника России Виктора Агеева. В свой день рождения Татьяна Ивановна отправляется к своим подружкам на спевку. Разделяет их километров семь, часть из которых – сплошное бездорожье. Поэтому нечасто удается им посидеть втроем и попеть, как в старину, когда вместе они работали на фермах, полях, добывали торф. Говорят, название села Купальское произошло от местных красот – в ромашковых полях, в безбрежных просторах, щедро наполненных разнотравьем, хотелось искупаться. На приволье исстари звучали песни и передавались по наследству. Единственные три хранительницы этого достояния нынче входят в ансамбль «Купалочка». По дороге Татьяна Ивановна вспоминает, каким было село в ее молодости – одних только доярок проживало два десятка, и все работали не покладая рук. Теперь жизнь теплится в нескольких домиках – ни газа, ни дороги… Деревянные останки клуба, колодец с мутной водой. И не на что было бы смотреть в Купальском, если бы не проживали здесь две Антонины – Николина и Болушевская, если бы не парили над селом их протяжные песни, распеваемые в теплом домике с русской печкой, божницей, домоткаными пестрыми половиками. – Ну здравствуй, подруга, – встречают на пороге Татьяну две Антонины, которые уже облачились в старинные ярко-красные костюмы, повязали друг другу платки, надели бусы. – Сейчас и тебя убирать будем, – говорит Антонина Николина. – Где тут мой снаряд? – интересуется Татьяна Ивановна. Так она называет свой узорчатый наряд. Начинается таинство облачения в костюмы. Как завороженный, наблюдаю через видеоискатель камеры сие действо, совершаемое без спешки, сосредоточенно – расправляются складочки, завязываются узелки, светлеют лица моих героинь, я уже их не узнаю. – Татьян Иван, вы ли это? Боюсь ошибиться. Нет, друзья, что ни говорите, а в народных костюмах с орнаментами все-таки заключена какая-то магия. Она же и песням придает чудодейственную силу. Ну вот обряд одевания закончен, и Татьяна Ивановна подходит к зеркалу: «Ну ладно, нам замуж не выходить», – примирительно говорит она. – Это еще неизвестно, – смеются подруги. – Вон какую передачу показывали «Давай поженимся», ему 68, а ей 74. И мы, Тонь, можем женихов найти. – Да, – соглашается вторая Антонина – нас и в монашеский скит петь зовут. Нравимся! Может, присядешь, Тонь, как бы не устала! – Да нет, надо укрепиться! Антонине Николиной костюм достался от мамы, а Татьяне Поздняковой – от сестры. Правда, был он сперва попроще, без узоров. – В таком снаряде ходили на работу. Потом уж Тоня помогла мне его расшивать, – говорит Татьяна Ивановна. Я прошу их спеть старинную песню «Шли два героя с германского боя». Лично был свидетелем, когда публика на концерте потеряла дар речи, услышав ее в исполнении «Купалочки» – такой древностью и неизбывной тоской повеяло со сцены, как будто хористки сами прошли войну и возвращались в родные села израненными. И теперь меня не покидало это чувство. – Старинные песни все грустные, веселых не было, – категорично утверждают бабушки. Привез ее с войны фронтовик, житель села Серафим Борзаковский. Пел, когда сено убирали, солому скирдовали. Женщины ее подхватывали, развивая в многоголосье. Так и возник еще один шедевр аутентичного народного исполнительства. Печаль, горе высветлялись в надрывных песнях. – Нам несладко приходилось, родители были на фронте, мы работали в поле, выращивали табак для бойцов. Пропалываем его, шинкуем, а у реки – бах, бах, гремят взрывы. Слышна была близкая бомбежка. В Сапожок уж стягивали войска на отпор фрицам. И мы рыли окопы, готовились к обороне, наблюдая, как по Чернореченской дороге шли солдаты, – вспоминают бабушки. После войны стали звучать в селе песни. Пели их, естественно, без всякого музыкального сопровождения, единственным инструментом был голос. Такими они и дошли до наших дней. Бабушки даже плохо представляют, как можно петь их под инструментальные ритмы – сразу улетучится что-то сокровенное. Переживают, что молодежь эти мелодии, интонации перенимать не хочет. – Говорят, у нас не получается, – вздыхают певуньи. Они-то знают, чувствуют во время концертов, что публике их выступления интересны. Жалеют, что не довелось принять участие в телешоу «Минута славы».
«Надо было раньше организовать такую передачу – точно попали бы на нее и поборолись. А сейчас мы больно старые». Спев несколько песен, бабушки немного загрустили. – Здоровье плоховато. Особенно когда зима наступает. Делов нет. И все мы в это время болеем и умирать собираемся, – кручинится Антонина Николина. – А весна подходит, и оживаем, как мухи. И опять пошли работать! Жизнь-то сейчас у нас хорошая, пенсию платят. Спим, до каких пор хотим. Антонина Васильевна спасается от зимнего затишья вязанием. – Она поди торгует, – подзуживает соседку Татьяна Ивановна. – Молчи! Не покупает никто. Это болезнь мою отвлекает. Нервы болят. Мужей своих сапожковские певуньи давно схоронили, но дети, внуки и правнуки не дают им почувствовать себя одинокими. На них надежда – вдруг запишут или хотя бы запомнят их песни, ведь в них купальские мадонны будут жить в веках, а не только на портретах. Кое-что уже записывается. Сын и дочь Антонины Николиной, например, связали свою жизнь с народным творчеством. Узнав, что видеофильм о «Купалочке» появится на сайте «Рязанских ведомостей», бабушки скромно поинтересовались, можно ли его будет посмотреть не только в Рязани, но и, скажем, в Америке? Получив утвердительный ответ, сразу засияли. На девятом десятке не теряют они надежду совершить кругосветное гастрольное турне. Дмитрий Соколов Газета "Рязанские ведомости" 24 января 2014 г. Другие события
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |