Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Сапожковские мадонны

В одном из залов Сапожковского краеведческого музея, где собраны диковинные экспонаты старинного крестьянского быта, спокойно и величаво – будто наедине с вечностью – смотрят с живописных портретов три певуньи в узорчатых нарядах – Прасковья Максимовна Колесникова, Антонина Васильевна Болушевская и Антонина Васильевна Николина. Все полотна принадлежат кисти заслуженного художника России Виктора Агеева.

Писал он портреты, стараясь запечатлеть не просто трех женщин из села Купальское, а живую народную душу. Душа этих сапожковских красавиц лучше всего раскрывается в песнях, перешедших к ним по наследству от предков. В Купальском сохранился один из уникальных в России самобытных песенных ансамблей. В нем поют наследницы настоящего народного искусства – того, которое передается из уст в уста, впитывается с молоком матери и живет в естественном для себя окружении, а не только на сцене, усиленной динамиками. Вот туда, в Купальское, мы и отправляемся на встречу с бабушками, они будут исполнять самобытные песни на видеокамеру специально для рубрики РВ ТВ. Для нас это событие более значимое и ценное, чем если бы для сайта газеты согласились спеть звезды мировой эстрады. Увы, отправляемся в дорогу, когда уже не стало Прасковьи Максимовны, ушедшей в мир иной. Ныне здравствуют три певуньи – Татьяна Ивановна Позднякова, Антонина Васильевна Болушевская и Антонина Васильевна Николина. Самой младшей из них – Татьяне Поздняковой – в день нашего приезда исполнилось 79 лет, остальным уж за восемьдесят.

В свой день рождения Татьяна Ивановна отправляется к своим подружкам на спевку. Разделяет их километров семь, часть из которых – сплошное бездорожье. Поэтому нечасто удается им посидеть втроем и попеть, как в старину, когда вместе они работали на фермах, полях, добывали торф.

Говорят, название села Купальское произошло от местных красот – в ромашковых полях, в безбрежных просторах, щедро наполненных разнотравьем, хотелось искупаться. На приволье исстари звучали песни и передавались по наследству. Единственные три хранительницы этого достояния нынче входят в ансамбль «Купалочка».

По дороге Татьяна Ивановна вспоминает, каким было село в ее молодости – одних только доярок проживало два десятка, и все работали не покладая рук. Теперь жизнь теплится в нескольких домиках – ни газа, ни дороги… Деревянные останки клуба, колодец с мутной водой. И не на что было бы смотреть в Купальском, если бы не проживали здесь две Антонины – Николина и Болушевская, если бы не парили над селом их протяжные песни, распеваемые в теплом домике с русской печкой, божницей, домоткаными пестрыми половиками.

– Ну здравствуй, подруга, – встречают на пороге Татьяну две Антонины, которые уже облачились в старинные ярко-красные костюмы, повязали друг другу платки, надели бусы.

– Сейчас и тебя убирать будем, – говорит Антонина Николина.

– Где тут мой снаряд? – интересуется Татьяна Ивановна. Так она называет свой узорчатый наряд. Начинается таинство облачения в костюмы. Как завороженный, наблюдаю через видеоискатель камеры сие действо, совершаемое без спешки, сосредоточенно – расправляются складочки, завязываются узелки, светлеют лица моих героинь, я уже их не узнаю.

– Татьян Иван, вы ли это? Боюсь ошибиться.

Нет, друзья, что ни говорите, а в народных костюмах с орнаментами все-таки заключена какая-то магия. Она же и песням придает чудодейственную силу. Ну вот обряд одевания закончен, и Татьяна Ивановна подходит к зеркалу: «Ну ладно, нам замуж не выходить», – примирительно говорит она.

– Это еще неизвестно, – смеются подруги. – Вон какую передачу показывали «Давай поженимся», ему 68, а ей 74. И мы, Тонь, можем женихов найти.

– Да, – соглашается вторая Антонина – нас и в монашеский скит петь зовут. Нравимся! Может, присядешь, Тонь, как бы не устала!

– Да нет, надо укрепиться!

Антонине Николиной костюм достался от мамы, а Татьяне Поздняковой – от сестры. Правда, был он сперва попроще, без узоров.

– В таком снаряде ходили на работу. Потом уж Тоня помогла мне его расшивать, – говорит Татьяна Ивановна.

Я прошу их спеть старинную песню «Шли два героя с германского боя». Лично был свидетелем, когда публика на концерте потеряла дар речи, услышав ее в исполнении «Купалочки» – такой древностью и неизбывной тоской повеяло со сцены, как будто хористки сами прошли войну и возвращались в родные села израненными. И теперь меня не покидало это чувство.

– Старинные песни все грустные, веселых не было, – категорично утверждают бабушки.

Привез ее с войны фронтовик, житель села Серафим Борзаковский. Пел, когда сено убирали, солому скирдовали. Женщины ее подхватывали, развивая в многоголосье. Так и возник еще один шедевр аутентичного народного исполнительства. Печаль, горе высветлялись в надрывных песнях.

– Нам несладко приходилось, родители были на фронте, мы работали в поле, выращивали табак для бойцов. Пропалываем его, шинкуем, а у реки – бах, бах, гремят взрывы. Слышна была близкая бомбежка. В Сапожок уж стягивали войска на отпор фрицам. И мы рыли окопы, готовились к обороне, наблюдая, как по Чернореченской дороге шли солдаты, – вспоминают бабушки.

После войны стали звучать в селе песни. Пели их, естественно, без всякого музыкального сопровождения, единственным инструментом был голос. Такими они и дошли до наших дней. Бабушки даже плохо представляют, как можно петь их под инструментальные ритмы – сразу улетучится что-то сокровенное. Переживают, что молодежь эти мелодии, интонации перенимать не хочет.

– Говорят, у нас не получается, – вздыхают певуньи. Они-то знают, чувствуют во время концертов, что публике их выступления интересны.

Жалеют, что не довелось принять участие в телешоу «Минута славы».

«Надо было раньше организовать такую передачу – точно попали бы на нее и поборолись. А сейчас мы больно старые».
«У нас и таланта побольше, чем у «Бурановских бабушек». И костюмы получше. Мы им, конечно, завидуем. Теперь они на Олимпиаду полетят на самолетах».

Спев несколько песен, бабушки немного загрустили.

– Здоровье плоховато. Особенно когда зима наступает. Делов нет. И все мы в это время болеем и умирать собираемся, – кручинится Антонина Николина. – А весна подходит, и оживаем, как мухи. И опять пошли работать! Жизнь-то сейчас у нас хорошая, пенсию платят. Спим, до каких пор хотим.

Антонина Васильевна спасается от зимнего затишья вязанием.

– Она поди торгует, – подзуживает соседку Татьяна Ивановна.

– Молчи! Не покупает никто. Это болезнь мою отвлекает. Нервы болят.

Мужей своих сапожковские певуньи давно схоронили, но дети, внуки и правнуки не дают им почувствовать себя одинокими. На них надежда – вдруг запишут или хотя бы запомнят их песни, ведь в них купальские мадонны будут жить в веках, а не только на портретах. Кое-что уже записывается. Сын и дочь Антонины Николиной, например, связали свою жизнь с народным творчеством.

Узнав, что видеофильм о «Купалочке» появится на сайте «Рязанских ведомостей», бабушки скромно поинтересовались, можно ли его будет посмотреть не только в Рязани, но и, скажем, в Америке? Получив утвердительный ответ, сразу засияли. На девятом десятке не теряют они надежду совершить кругосветное гастрольное турне.

Дмитрий Соколов

Газета "Рязанские ведомости"

24 января 2014 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области