Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Погружение в океан

Сегодня исполняется 85 лет Андрею Тарковскому.

По традиции в этот день в Ря­зани открывается творчес­кий конкурс «Океан Солярис - острова памяти». Юные худож­ники, литераторы, композито­ры, фотографы и видеолюбите­ли пробуют свои силы в искусст­ве, посвящая работы Тарковско­му. Очень хорошее у конкурса название - «Океан Солярис». Мыслящая планета пробуждала в героях фильма самые сокро­венные эмоции и воспоминания.

...Ностальгическое чувство обыч­но охватывает всех приезжающих на Тарковские чтения почетных гостей. Место встречи в августе - дом Анд­рея Арсеньевича в поселке Мясной Путятинского района. Настроение от пейзажа каким-то удивительным образом перекликается с настроени­ем картин великого режиссера, кста­ти, самого известного и почитаемого из советско-российских режиссеров на Западе. Не случайно и это место, и этот дом заворожили Андрея Тар­ковского, когда он впервые увидел их во время прогулки по Окрестностям села Авдотьинка - там жили близкие родные его жены Ларисы Павловны. И этот дом из красного кирпича, до­вольно скромный, ничем не примеча­тельный вдруг обрел значение симво­ла, стал образом родного пристанища в фильмах «Солярис», «Ностальгия», «Жертвоприношение».

В 70-е годы прошлого века Андрей Арсеньевич много времени проводил в этом доме, однажды прожил в нем безвылазно восемь месяцев подряд. Обдумывал создание новых картин, вел переписку со Стругацкими, меч­тал снять фильм о деревне на 16-мил­лиметровую пленку, в роли себя само­го видел Александра Кайдановского. Нам оставил слайды, запечатлевшие Дом в особом состоянии, окутанный туманом, волшебным светом и тон­кой грустью.

Зачем сегодня нам смотреть филь­мы Тарковского и возвращаться в его места? Это необходимо, чтобы поддерживать ранимое, сомневаю­щееся, трепетное, уязвимое - одним словом, человеческое в человеке. Ведь сколько сейчас вокруг самоуве­ренных и самодовольных личностей, идущих напролом и отбросивших вся­кую рефлексию. И вдруг на экранах - колышущиеся водоросли, лицо Криса со стекающими капельками дождя, долго едущая дрезина, «Да нет у вас никакого мужа», порыв ветра и шепот травы. О чем все это?

Не надо, чтобы все было понятно и объяснимо. Меньше всего к этому стремился Тарковский. Рассказыва­ют, что Андрон Кончаловский, пос­мотрев две части будущего фильма «Зеркало», сказал Тарковскому: «Что- то я ничего не понял». На что режис­сер отреагировал странно: «Ну это значит еще слишком понятно. Я сей­час сделаю так, что вообще никто ни­чего не поймет».

Мир не поддается рациональному объяснению, и мысли только отвле­кают от прикосновения к тайне. Для этого гений полифонического кино Тарковский погружает нас в особые, медленные состояния.

Интерьеры дома, его внутреннее убранство сохранились, к счастью, в таком же виде, в каком существовали при жизни хозяина. Недавно усадьба приобрела статус достопримечатель­ного места со всеми вытекающими положительными последствиями. Появилась уверенность в том, что сохранятся не только исторические постройки, но и ландшафт терри­тории, подходы к реке, окрестные виды. Уже остановлена застройка прибрежной зоны - об этом нам рассказала Татьяна Николаевна Найденова, представляющая Международ­ный центр Тарковского, хранительница усадьбы и пока единственный общественный экскурсовод еще не открытого музея.

Но все идет к тому, что он в бли­жайшем будущем откроется. Проектом предусмотрено воссоздание московского кабинета Андрея Ар­сеньевича с подлинными вещами и мебелью, строительство кинозала, где могли бы собираться знаменитые кинематографисты со всего мира во время проведения Тарковских чте­ний. В этом году приглашения от ор­гкомитета отправлены Кшиштофу Занусси и Андрону Кончаловскому. Периодически объявляют о своем желании побывать у Тарковского об­ладатели премий «Оскар» - актеры и режиссеры из разных стран. Между­народные продюсеры уверяют: «Под имя Тарковского сюда, в п. Мясной, приедет вся элита индустрии, нужно только создать условия».

И они постепенно создаются. Та­тьяна Найденова в беседе по телефо­ну еще раз высказала благодарность вице-губернатору Сергею Филимоно­ву и министру культуры и туризма об­ласти Виталию Попову, отметив, что их внимание к усадьбе не просто ад­министративное, а живое, искреннее, самое заинтересованное.

Сегодня, в день рождения Тарков­ского, гостей приглашают в област­ной художественный музей. На це­ремонию открытия конкурса «Океан Солярис - острова памяти» приедут Анастасия Гачева, ведущий научный сотрудник Института мировой лите­ратуры РАН, и Виталий Трояновский, руководитель студии документаль­ного кино телеканала «Культура». А в концертно-выставочном зале «На Грибоедова» посетители увидят ред­кие фотографии Андрея Арсеньевича, предоставленные его сыном, Между­народным центром Тарковского и Марианной Чугуновой, работавшей бок о бок с гениальным режиссером на съемочной площадке.

...Ищущий, мятежный, задумчи­вый, - стремившийся совпасть с изначальностью вселенских ритмов, он говорил, что нужно смиренно выпол­нять свое предназначение. «Счастье может быть дано, а может - и нет».

Но если нет его, то пусть в утеше­ние будет высокое, магически дейс­твующее искусство.

Димитрий Соколов

Газета "Рязанские ведомости"

4 апреля 2017 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области