Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиВСПОМИНАЯ МАСТЕРОВ ГОНЧАРСТВА18 августа скопинцы будут отмечать День гончара, и мы решили вспомнить наших славных мастеров, листая подшивки «Скопинского вестника» прежних лет. Из статьи «Когда поет гончарный круг» «…В 1958 году к числу учениц «Керамики» присоединилась юная Н.К. Насонова, связавшая всю свою дальнейшую жизнь с гончарством Скопина...». Ее первым и главным учителем стал Лев Егорович Насонов, брат мужа. На промысле к тому времени уже неоднократно предпринимались попытки подготовить новое поколение мастеров, но так совпало, что именно период конца 50-х - начала 60-х годов (уже прошлого века) и стал временем, когда с помощью Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИИХП) и началось настоящее возрождение гончарного искусства. Нелли Козьминична вспоминает, как плакала, забравшись на стеллаж над печью, и злилась на своих экзаменаторов: «Зачем мне тот седьмой разряд? Хочу шестой, как у всех!» А получилось вот что. Их, девчонок, после учебы заставили сдавать на разряд. Показали несколько изделий, предложили выбрать одно из них и сделать. Ну она и выбрала то, что ей больше понравилось, и вытянула такое же на гончарном круге. Оказалось, что оно было более сложное, чем другие, и комиссия оценила ее мастерство выше, чем старания других девушек, присвоив более высокий разряд... Этот незначительный, на первый взгляд, случай, уже тогда показал потенциал молоденькой девушки, а последующие события лишь подтвердили ее необыкновенные способности и возможности. Уже в 1960 году ее работы в числе других попали на выставку-смотр народных художественных промыслов, проходившую в Центральном выставочном зале Москвы и считавшуюся грандиозной и этапной в развитии народного искусства. Но выставка закончилась, триумф скопинских гончаров остался в прошедшем времени, а в будущем была работа, работа и работа...» (С. Бирюкова, "СВ' №21 от 16 февраля 2002г.) Из статьи «Как молоды мы были...» «Отправляясь на производство, я представляла себе большие современные корпуса. Но каково же было мое удивление, когда мне указали на стоящую вдали от других построек «избушку на курьих ножках». Очень жаль, что тогда никто не сфотографировал этот домик среди болота с ведущей к нему единственной грязной, разбитой, с лужами по колено дорогой. Недавно я рассказала об этом молодым художникам, но, кажется, они мне не поверили. Зато юбилярша Нелли Козьминична Насонова все же посоветовала рассказать о тех далеких годах. С трудом открыв отяжелевшую от сырости дверь, я попала в какое-то средневековье: хлюпающая под ногами вода стекала куда-то по деревянному желобу, а между полом и потолком висела туча дыма. Первым, кого я разглядела, был худой бледнолицый парень - Сергей Поляков. Сидя за деревянным гончарным кругом, он «тянул» кружку. Молодой мастер сильно кашлял, и я подумала, что эта работа требует не только таланта, но и здоровья. Справа от двери восседал уже тогда известный своими работами Михаил Павлович Пеленкин. Все стеллажи рядом с ним были заполнены готовыми изделиями. «Неужели это все изготовляют здесь?» - спросила я. Михаил Михайлович, загадочно улыбнувшись, ответил: «Конечно, здесь!» У печи суетились две женщины, раздувая огонь под сырыми дровами. Это были заслуженные ныне художники Александра Васильевна Курбатова и пришедшая ей на помощь Мария Александровна Линева. Из-за стеллажей вышел Александр Иванович Рожко. Приветливо поздоровался, а узнав, зачем я пришла, улыбнулся: «Сейчас придет хозяйка. Готовит партию изделий в Москву!» Над печью тоже висели стеллажи, на которых стояло множество изделий из красной обожженной глины. Рожко предложил мне постучать по горшочкам: они звенели, как нежные колокольчики. «Хорошая глина, пластичная. Сейчас у нас всего 29 человек, но лет через 10 здесь будут работать 200 художников, и у каждого - своя мастерская!» - рассказывал он о своей работе. «Не хвастайся, мечтатель!» - услышала я задорный голос. Красивая белокурая, с ямочками на щеках женщина появилась откуда- то из-за наших спин. «Знакомьтесь! Наш главный технолог, хозяйка нашего глиняного царства. Не смотрите, что такая молодая - она участник многих выставок, неоднократный их победитель. Она лучше меня вам все расскажет и покажет!» - так представлял Александр Иванович Нелли Козьминичну Насонову. Нелли Козьминична и впрямь оказалась очень хорошим экскурсоводом. Дым постепенно уходил, дрова весело трещали, и обстановка, царившая там, постепенно сгладила первое впечатление. «У вас всегда так дымно?» - «Нет, просто сегодня привезли сырые дрова, но скоро будет лучше. Администрация дала разрешение на разбор самых заброшенных строений. Придется носить бревна и пилить самим, зато обжиг будет прекрасный и брака меньше". Мы прошли мимо емкостей, наполненных глиняными глыбами и водой. Двое рабочих месили глину лопатами, превращая ее в «шликер» - глину сметанной консистенции. Больше всего меня удивило то, как глазуровали изделия. Красновато-коричневые, их снаружи намазывают дегтем и посыпают свинцовой пудрой, которую изготавливают вручную из накипи, образующейся при плавлении свинца. В процессе обжига пудра растекается по дегтю, в результате чего получается темная глазурь. Коричнево-желтые пятна дает марганец, также подготовленный вручную. Я видела весь процесс обжига и любовалась готовымы изделиями." (А. Ефимова, "СВ' №21 от 16 февраля2002г.) Подборку подготовила Елена ТЕРТЫЧНАЯ Газета "Скопинский вестник" 15 августа 2018 г. Другие события
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |