Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

ВСПОМИНАЯ МАСТЕРОВ ГОНЧАРСТВА

18 августа скопинцы будут отмечать День гончара, и мы решили вспомнить наших славных мастеров, листая подшивки «Скопинского вестника» прежних лет.

Из статьи «Когда поет гончарный круг»

«…В 1958 году к числу учениц «Керамики» присоединилась юная Н.К. Насонова, связавшая всю свою дальнейшую жизнь с гончарством Ско­пина...». Ее первым и главным учителем стал Лев Егорович Насонов, брат мужа. На промысле к тому времени уже неоднократно предпринима­лись попытки подготовить новое поколение мас­теров, но так совпало, что именно период конца 50-х - начала 60-х годов (уже прошлого века) и стал временем, когда с помощью Научно-иссле­довательского института художественной про­мышленности (НИИИХП) и началось настоящее возрождение гончарного искусства.

Нелли Козьминична вспоминает, как пла­кала, забравшись на стеллаж над печью, и зли­лась на своих экзаменаторов: «Зачем мне тот седьмой разряд? Хочу шестой, как у всех!»

А получилось вот что. Их, девчонок, после уче­бы заставили сдавать на разряд. Показали не­сколько изделий, предложили выбрать одно из них и сделать. Ну она и выбрала то, что ей боль­ше понравилось, и вытянула такое же на гон­чарном круге. Оказалось, что оно было более сложное, чем другие, и комиссия оценила ее мастерство выше, чем старания других деву­шек, присвоив более высокий разряд...

Этот незначительный, на первый взгляд, случай, уже тогда показал потенциал молодень­кой девушки, а последующие события лишь под­твердили ее необыкновенные способности и возможности. Уже в 1960 году ее работы в чис­ле других попали на выставку-смотр народных художественных промыслов, проходившую в Центральном выставочном зале Москвы и счи­тавшуюся грандиозной и этапной в развитии народного искусства.

Но выставка закончилась, триумф скопинских гончаров остался в прошедшем времени, а в будущем была работа, работа и работа...»

(С. Бирюкова, "СВ' №21 от 16 февраля 2002г.)

Из статьи «Как молоды мы были...»

«Отправляясь на производство, я представляла себе большие современные корпуса. Но каково же было мое удивление, когда мне указали на сто­ящую вдали от других построек «избушку на курь­их ножках». Очень жаль, что тогда никто не сфотографировал этот домик среди болота с веду­щей к нему единственной гряз­ной, разбитой, с лужами по коле­но дорогой. Недавно я рассказа­ла об этом молодым художникам, но, кажется, они мне не повери­ли. Зато юбилярша Нелли Козьминична Насонова все же посо­ветовала рассказать о тех дале­ких годах.

С трудом открыв отяжелев­шую от сырости дверь, я попала в какое-то средневековье: хлюпа­ющая под ногами вода стекала куда-то по деревянному желобу, а между полом и потолком висе­ла туча дыма. Первым, кого я раз­глядела, был худой бледнолицый парень - Сергей Поляков. Сидя за деревянным гончарным кру­гом, он «тянул» кружку. Молодой мастер сильно кашлял, и я поду­мала, что эта работа требует не только таланта, но и здоровья. Справа от двери восседал уже тогда известный своими работа­ми Михаил Павлович Пеленкин. Все стеллажи рядом с ним были заполнены готовыми изделиями.

«Неужели это все изготов­ляют здесь?» - спросила я. Ми­хаил Михайлович, загадочно улыбнувшись, ответил: «Конечно, здесь!» У печи суетились две жен­щины, раздувая огонь под сыры­ми дровами. Это были заслужен­ные ныне художники Александра Васильевна Курбатова и пришед­шая ей на помощь Мария Алексан­дровна Линева. Из-за стеллажей вышел Александр Иванович Рожко. Приветливо поздоровался, а уз­нав, зачем я пришла, улыбнулся: «Сейчас придет хозяйка. Готовит партию изделий в Москву!»

Над печью тоже висели стел­лажи, на которых стояло множество изделий из красной обожженной глины. Рожко предложил мне по­стучать по горшочкам: они звене­ли, как нежные колокольчики. «Хо­рошая глина, пластичная. Сейчас у нас всего 29 человек, но лет че­рез 10 здесь будут работать 200 ху­дожников, и у каждого - своя мас­терская!» - рассказывал он о сво­ей работе.

«Не хвастайся, мечтатель!» - услышала я задорный голос. Кра­сивая белокурая, с ямочками на щеках женщина появилась откуда- то из-за наших спин. «Знакомьтесь! Наш главный технолог, хозяйка на­шего глиняного царства. Не смот­рите, что такая молодая - она участник многих вы­ставок, неоднократный их победитель. Она лучше меня вам все расскажет и покажет!» - так пред­ставлял Александр Иванович Нелли Козьминичну Насонову.

Нелли Козьминична и впрямь оказалась очень хорошим экскурсоводом. Дым постепенно уходил, дрова весело трещали, и обстановка, царившая там, постепенно сгладила первое впечатление. «У вас всегда так дымно?» - «Нет, просто сегодня при­везли сырые дрова, но скоро будет лучше. Адми­нистрация дала разрешение на разбор самых за­брошенных строений. Придется носить бревна и пилить самим, зато обжиг будет прекрасный и бра­ка меньше". Мы прошли мимо емкостей, напол­ненных глиняными глыбами и водой. Двое рабо­чих месили глину лопатами, превращая ее в «шли­кер» - глину сметанной консистенции.

Больше всего меня удивило то, как глазу­ровали изделия. Красновато-коричневые, их снаружи намазывают дегтем и посыпают свин­цовой пудрой, которую изготавливают вручную из накипи, образующейся при плавлении свин­ца. В процессе обжига пудра растекается по дегтю, в результате чего получается темная гла­зурь. Коричнево-желтые пятна дает марганец, также подготовленный вручную.

Я видела весь процесс обжига и любовалась готовымы изделиями."

(А. Ефимова, "СВ' №21 от 16 февраля2002г.)

Подборку подготовила Елена ТЕРТЫЧНАЯ

Газета "Скопинский вестник"

15 августа 2018 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области